Использование СОТ на уроках в начальной школе
проект на тему

Буряшкина Елена Анатольевна

Сегодня начальная школа она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развивать активность и создавать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддерживать его здоровье и эмоциональное благополучие.  Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных образовательных  технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sot_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.docx81.12 КБ

Предварительный просмотр:

Программа опытно-экспериментальной работы по теме:

«Использование СОТ в начальной школе как средство управления

процессом повышения эффективности урока»

Актуальность

Начальная школа – фундамент, от качества которого завит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы.  Современная начальная школа  должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.

         Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования.  Сегодня начальная школа она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе – местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развивать активность и создавать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддерживать его здоровье и эмоциональное благополучие.  Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных образовательных  технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Использование современных образовательных технологий (СОТ) в начальной школе как средство  управления процессом повышения эффективности урока».

Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: использование СОТ  как средства  повышения эффективности урока  в начальной школе.

Цель  проекта:  внедрить современные образовательные технологии, способствующих повышению эффективности урока.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • развитие  ключевых компетенций  учащихся;
  • воспитание системно и аналитически мыслящих людей;
  • -формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;
  • -использование  СОТ в разных направлениях и формах учебной деятельности;
  • -внедрение  в учебный процесс  технологий дифференцированного обучения; информационных технологий; игровых технологий.

Механизм реализации проекта

  • Апробация отдельных элементов современных СОТ на  уроках.
  • Диагностика полученных результатов (форма: тесты, контрольные работы) и коррекция применяемых методик  с учётом личностно-ориентированного подхода в обучении
  • Внедрение в практику работы СОТ
  • Распространение педагогического опыта по реализации СОТ (открытые уроки, круглые столы на методическом объединении учителей начальной школы, семинары разного уровня, распространение опыта работы в профессиональном сообществе через сеть Интернет и т.д.).

Ожидаемые результаты

  • повышение качества знаний учащихся;
  • развитие научно-исследовательских и творческих способностей учащихся;
  • расширение объёма учебной информации, что расширяет кругозор учащихся;
  • улучшить организацию урока  (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • активная жизненная позиция всех членов образовательного процесса.

Сроки осуществления проекта:

Проект  долгосрочный и осуществляется  в период с 2010- 2013 г. и состоит из нескольких этапов.

Этапы работы

Этапы

Реализация

1 этап Подготовительный.

Организационный

- Планирование системы работы по созданию интегрированной образовательной среды;

- Создание банка методик современных образовательных технологий (СОТ);

- Реализация программы повышения квалификации педагога школы по использованию СОТ в образовательном процессе (продолжается в процессе всего эксперимента);

-  Диагностика готовности учителей и учащихся к участию в эксперименте;

- Разработка критериев оценки и показателей эффективности опытно-экспериментальной работы.

2 этап Практический этап

- Проведение опытно-экспериментальной работы в соответствии с разработанной программой педагогического эксперимента (и в соответствии с программой развития школы);

- Проведение диагностических срезов в процессе и конце эксперимента.

-Отслеживание результатов через наблюдение, анализ документов и продуктов различных видов деятельности (учебной творческой), тесты, итоговые работы, выставки творческих работ и т.д.

- Введение в практику работы школы творческих проектов и др.

3 этап Практический этап

- Анализ результатов диагностических срезов, «Портфолио» одаренных детей – участников эксперимента, с целью подведения итогов соответствия результатов целям эксперимента.

- Распространение опыта работы педагога в школе, полученного в ходе эксперимента (участие в школьных, районных и городских семинарах, заседаниях методического объединения учителей начальной школы; участие с выступлениями на «круглых столах», проведение открытых уроков и мероприятий в течение всего периода эксперимента).

Когда дети приходят в первый класс, и проводишь  первые уроки,  я стала замечать, что обучающиеся на уроках были пассивны, мало кто из ребят проявлял интерес к учению, что влияло на усвоение учебного материала. Передо мной стал вопрос: как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал.  Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к следующим современным образовательным технологиям:    

  • технологии дифференцированного обучения;
  • игровые технологии;
  • здоровьесбережение;
  • критическое мышление;
  • информационно-коммуникативные технологии.

 Технологии дифференцированного обучения

В моём классе учатся дети с  разным уровнем подготовленности: и отличники, и «средние» ребята, и дети, которым необходима индивидуальная коррекция знаний в силу разных причин.

Поэтому я прихожу к выводу о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс дифференцированного обучения, которое позволит отказаться от уравнивания всех учеников и создаст условия для успешного обучения каждого ребенка. Для дифференцированного обучения я использую: задания по карточкам разного уровня сложности, пошаговые инструкции для выполнения отдельных заданий, карточки для коррекции знаний. Каждая карточка посвящается одному отдельному вопросу и состоит из трех частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и задания для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если  эти задания ученик не может выполнить, объяснение продолжается, применяются индивидуальные консультации.

Для организации эффективной самостоятельной работы учащихся в классе и дома я применяю дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приемов, т.е. систему действий в определенной последовательности.

Игровые технологии

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

        Так, например, на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира  я использую одну из активных форм работы с учащимися «Своя игра».

            Игра включает в себя 4 темы. Каждая тема разбита на вопросы разной сложности. Предлагаются варианты ответов, один из которых должны выбрать участники.

           Убеждена, что на уроках математики  игра развивает вычислительные навыки,  на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

Здоровьесберегающие технологии

В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья и профилактика заболеваний учащихся. На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии.

Задача
 

Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Соблюдение санитарно-гигиенического режима

Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам

Разнообразие форм и методов работы

Смена видов деятельности

Чередование видов активности (интеллектуальная –> эмоциональная –> двигательная)

Физкультминутки, гимнастика для глаз

Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни (участие в конкурсе «Я – непри-косновенный запас России»)

Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением  школьного врача, врачей общей практики

Проведение мероприятий физкультурно - спортивной

направленности

Критическое мышление

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого кроется в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

По мнению Дж. Барелла, существуют определённые характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Критические мыслители

  • проявляют настойчивость в решении проблем;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • устанавливают множественные связи между явлениями;
  • активно воспринимают информацию;
  • терпимо относятся к различным точкам зрения;
  • отбирают необходимую информацию из большого количества ненужных сведений и т.д.

Для того чтобы научить детей мыслить критически, необходимо применять технологию развития критического мышления школьников средствами чтения и письма.

Технология РКМЧП  направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Данная технология предполагает равные партнёрские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования заданий, рождающихся в процессе обучения. Работая в режиме данной технологии, учитель перестаёт быть главным источником информации и использует приёмы технологии, превращая обучение в совместный и интересный поиск.

Акценты целей технологии РКМЧП

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Информационно – коммуникационные технологии

21 век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Использование информационно-коммуникативных технологий  на  уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Информационные технологии,  рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся.

        Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи  разнообразных  технологий,  включая информационно – коммуникационные. 

Стимул, определивший использование ИКТ в практике моей работы, - понимание того, что это не только требование сегодняшнего дня, но и бесспорное условие достижения высокого качества образования.

Внедрение ИКТ мною  осуществляется по следующим направлениям:

  • -создание презентаций к уроку;
  • -работа с ресурсами Интернет;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

Создание презентаций к уроку

         Я использую презентацию  при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя обучающихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации я показываю самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться

определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).  Используя презентации на уроках, учащиеся с интересом  вовлекаются в образовательную деятельность. Презентация даёт мне  возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает мне  как учителю возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;
  • расширения образовательного пространства урока.

Я убедилась,  что благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается  концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; повышение интереса к изучению предмета; возрастание мотивации к учёбе.

        Кроме того, фрагменты уроков, на которых я использую презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

На этапе объяснения нового материала мне оказывает большую помощь при демонстрации наглядного материала компьютерная техника. Проецируя картины, фотографии, печатный материал через мультимедиа проектор на большой экран, я вижу, как дети воспринимают этот материал с большим интересом, могу акцентировать внимание детей на деталях, чем добиваюсь лучшего усвоения нового материала.

           При самостоятельной работе весьма эффективно  использование как  DVD/CD дисков, которые представляют довольно богатый учебный материал, так и учебных игр. Они помогают привлечь внимание детей, вызвать интерес к учебной деятельности.

На этапе обобщения и закрепления материала я удачно использую компьютерные кроссворды, тесты, тренажёры и игры.

           

Результаты использования СОТ в учебном образовательном процессе.

Использование в своей работе современных образовательных  технологий играет огромную роль в учебном процессе, повышая его эффективность и улучшая качество знаний учащихся, увеличивается познавательная мотивация к учёбе, облегчается овладение сложным материалом, формирует у них  навыки научно-исследовательской работы, усиливает мотивацию к учёбе.
Благодаря разным приёмам работы дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать, анализировать, запоминание учебного материала идёт более прочно и осознанно.  У детей появилось стремление больше писать и читать, повысилась познавательная активность, учащиеся стали боле самостоятельными, научились слушать.
 Это вы можете увидеть на диаграммах, которые составлены по результатам диагностики проведённой нашим школьным психологом Даниловой Т. И.

Внимание

Память

 

Уровень оценки школьной мотивации 

         

Таким образом, в своей работе я выявила преимущества использования ИКТ в обучении и воспитании:

  • усиливает положительную мотивацию обучения;
  • повышает качество усвоения материала  за счёт наглядности;
  • осуществляет дифференцированный подход к обучающимся (разноуровневые тренажёры);
  • активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Заключение

         Я считаю, если учителя в своей работе используют СОТ, значит,  им  небезразличен  уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых  технологий в традиционном начальном образовании  позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Применение новых технологий  существенно расширяет возможности современного урока, в чем я еще раз убедились, применяя их  на уроках.

 При реализации данного проекта не только  использую опыт своих коллег, но и распространяю свой опыт.

Мой представленный опыт, мои наработки по данной теме я представляю на сайте школы.

 Мной создан банк слайдовых презентаций по урокам в начальной школе.

Мною разработаны методические рекомендации педагогу в использовании информационно - коммуникационных технологий в начальной школе.

С целью развития познавательной активности, умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера

обучающиеся принимали участие во  Всероссийском заочном конкурсе

«Познание и творчество» 2009г. – 3 человека стали лауреатами конкурса; во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» 2011г.-  4 человека – лауреаты конкурса,  во всероссийской дистанционной олимпиаде на портале «Продлёнка» с 2011-2013г. 40 учащихся стали призёрами предметных олимпиад .

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению, так как современный учитель должен уметь ориентироваться в потоке новых учебных средств, оценивать их по новым, соответствующим этим средствам, критериям, отбирать из предлагаемых продуктов необходимое и, что самое главное, овладеть новой методикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...