Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ.
статья по теме

Новикова Нина Николаевна

ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_orkse_dolgova_n.n.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Долгова Н.Н.

Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ.

      В мире много культур и религий, люди разных взглядов и убеждений живут вместе, и дети изучают в школах религиозную культуру своего народа. Мы разные и это интересно! Модуль «Основы православной культуры» — возможность для разговора о нас, и о том, что нас окружает. Особенно в Москве — сердце Руси и мировом центре Православия.

      Общеизвестно выдающееся значение православного христианства в историческом становлении русского народа, российской государственности, отечественной культуры. Вся наша история, литература и искусство проникнуты духом Православия. Даже для людей, далеких от христианства и русской культуры, но стремящихся к тому, чтобы знать и понимать историю, культуру России, а также иметь представление о происхождении многих современных традиций и обычаев, будет интересно приоткрыть дверь в жизнь Православной Церкви.

      Возвращение Православия в школу началось сразу после окончания периода атеистических запретов. С тех пор во многих регионах России дети уже изучают основы православной культуры, накоплен большой педагогический опыт преподавания этого модуля. В современных условиях изучение основ православной культуры не тождественно изучению Закона Божьего в дореволюционной русской школе, оно не предусматривает вовлечение учащегося в религиозную практику, участие в богослужениях, «обучение религии». Цель — систематическое изучение ребёнком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, прежде всего в её мировоззренческом и нравственном измерениях.

       Изучение основ православной культуры в школе сегодня это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие — традиционная религия. Это приобщение к вечным, данным Богом христианским нравственным нормам, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа в нашем мире.

      Модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе включает всего примерно 30 уроков и только приоткрывает ребёнку основы православной традиции. Этот мир древний и одновременно современный. Мир Божественной любви Господа Иисуса Христа, овеянный преданиями и сказаниями о подвигах святых людей. Илья Муромец, благоверный князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И вместе с ними — наши недавние современники, почитаемые Церковью за дела милосердия, подвиги веры. О нравственных идеалах, ярких представителях христианского духа будет говориться на уроках православной культуры. Школьники познакомятся с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения, с христианским отношением к семье, родителям, труду, долгу и ответственности человека в обществе.

       Среди основных тем курса: «Во что верят православные христиане», «Добро и зло в православной традиции». «Любовь к ближнему», «Милосердие и сострадание», «Православие в России», «Православный храм и другие святыни», «Православный календарь», «Христианская семья и её ценности».

      Занятия по модулю могут предполагать: экскурсии в храмы, посещение музеев древнерусского искусства, концертов духовной музыки, встречи с представителями православного духовенства, а также  предусматривают взаимодействие учителя с семьями школьников, совместное изучение и освоение ценностей и традиций Православия.

      Особое место в дидактической системе учителя православной культуры должны занимать: использование проблемного обучения, педагогики сотрудничества; организация проектной деятельности, самостоятельной работы обучающихся; опора на активные методы обучения, наглядность и ИКТ.

      Духовно-нравственное развитие ребёнка происходит главным образом в процессе обучения. Поэтому учителю необходимо создать условия для формирования  мотивации к нравственному выбор у младшего школьника.  И для этого более продуктивен системно-деятельностный подход, важно включить учащихся в процесс осознания и переживания нравственных ценностей, как потребностей личности  на основе православной культуры.

       Православная культура – курс, имеющий целью формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся

Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся....

«Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ»

Развернутый ответ на тему «Педагогические технологии и способы преподнесения информации ведущих ценностей православия на уроках ОРКСЭ»  из опыта работы....

Статья: «Педагогические технологии - как способ развития здоровьесозидающего взаимодействия в начальной школе».

В контексте создания здоровьесозидающей образовательной среды целесообразно говорить об организации здоровьесозидающего взаимодействия учителя и ученика на уроке, так как урок – это основная фор...

Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока

В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков....

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и её уровни. Дается определение понятию "педагогисеские игры" и их классификация....

Доклад по теме: «Игровые технологии как способ повышения мотивации к изучению предмета на уроках и во внеурочное время»

В материале дается определение понятию "мотивация" и ее уровни. Также раскрывается понятие "педагогические игры" и их классификация....