Отчёт о реализации проекта "Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями"
методическая разработка по теме

Ожередова Ольга Сергеевна

 

С целью разработки механизма тьюторского сопровождения учащихся на базе МБОУ СОШ №2 им.Адмирала Ушкова города Геленджика с 2011 по 2013 г.г. в рамках муниципальной инновационной площадки реализован проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями».

Под тьюторским сопровождением ученической деятельности мы понимаем особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.

Технология тьюторского сопровождения реализована в трех направлениях: введение особой тьюторской позиции; максимальное насыщение школьной среды; организация «событийных» форм образовательной деятельности, побуждающих спонтанное творческое общение учащихся.

В ходе реализации проекта мы вышли, на наш взгляд, на правильный путь, сделав упор на создание творческой образовательной среды в учреждении путём включения учащихся в групповые творческие и социальные проекты, организуя значимые социальные события.

Мы представляем опыт работы по реализации данного проекта, который включает сам проект (с внесёнными корректировками в ходе реализации), инструкционные карты, анкеты для различных категорий (родители, учащиеся, педагоги) на различных этапах реализации, сборники работ учащихся, сценарии мероприятий, мастер-классы педагогов-тьюторов и учащихся и др. Весь материал, на наш взгляд, тиражируем и может  эффективно использоваться другими образовательными организациями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

 Проблема, на решение которой направлен проект.

Современная школа должна способствовать решению следующих, на наш взгляд, методических задач:

  • формировать умения и навыки критического мышления  в условиях работы с большими объёмами информации;
  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • формировать навыки самообразования;
  • формировать навыки работы в группе, в команде;
  • развивать навыки самоконтроля.

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения вышеперечисленные задачи являются основополагающими, но в настоящее время решить их на должном уровне в рамках современной классно-урочной системы не является возможным. Проблемой является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает на «среднего» или «слабого» ученика. Решить проблему «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями возможно, применяя технологию тьюторского сопровождения.

Обоснование актуальности проекта для региона, муниципальной системы образования, образовательного учреждения.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями необходимо наличие индивидуальной программы, индивидуального образовательного маршрута по интересующей ребёнка проблематике. Для реализации индивидуальной образовательной программы учащегося необходимо наличие реальных социальных действий. Взрослый при этом помогает ученику вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Основной замысел, суть проекта.

Идея проекта заключается в решении проблемы «поддержки» школьников с особыми образовательными потребностями, применяя технологию тьюторского сопровождения при выполнении проектно-исследовательских и творческих работ.

Замысел проекта заключается в том, чтобы выявить и развить учащихся  с особыми образовательными потребностями, подготовить  учителей к работе с такими детьми, отработать механизм тьюторского сопровождения детей при подготовке  к творческим и исследовательским конкурсам, олимпиадам, соревнованиям и другим событиям.

Объект исследования – проектно-исследовательская и творческая деятельность школьников.

Предмет исследования – тьюторское сопровождение проектно-исследовательской и творческой деятельности школьников.

Цель - разработать механизм тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с целью их творческой самореализации.

Задачи проекта: поиск эффективных  групповых форм тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; разработка индивидуальных образовательных маршрутов; поиск результативных форм сотрудничества учителей-предметников и тьюторов; разработка должностных инструкций тьютора в нашем образовательном учреждении.

Мы выдвинули следующую гипотезу: тьюторское сопровождение проектно-исследовательской и творческой деятельности будет способствовать творческой самореализации учащихся.

В качестве диагностического инструментария использовалось анкетирования учащихся, контент-анализ, анализ результатов деятельности, наблюдение.

В чем конкретно заключается новизна и практическая значимость данного проекта для муниципальной системы образования.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс, — учитель. Учитель (позиционно) — это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как равноправные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

У тьюторства, по нашему мнению, большое будущее. В настоящее время у нас есть возможность тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями; в будущем, возможно, границы будут расширены. Значимость проекта для муниципальной системы образования заключается в том, что за счёт создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальной работы с учащимися возможно:

  • выходить на региональный, всероссийский уровень олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, достичь определённых результатов;
  • созданные на базе учреждения методические наработки, механизмы тьюторского сопровождения могут быть взяты за основу и переработаны другими учреждениями.

        Имеющиеся у инновации культурно-исторические аналоги, предшествующий опыт и теоретические предпосылки.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII—XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Этапы реализации и их содержание на весь срок реализации проекта. Ожидаемые результаты по каждому из этапов.

1 этап – подготовительный (январь 2011 – август 2011 г.).

2 этап – формирующий (сентябрь 2011 – август 2013 г.).

3 этап – обобщающий (сентябрь – декабрь 2013 г.).

Содержание инновационной деятельности

Ожидаемые результаты

1 этап – подготовительный (январь 2011 – август 2011 г.)

1. Диагностика уровня готовности педколлектива к инновационной деятельности.

Формирование группы педагогов в рамках каждого школьного предметного методического объединения, готовых работать в инновационном режиме.

2. Проведение обучающих семинаров в рамках работы школьных предметных методических объединений по проблеме тьюторского сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

3. Создание творческой группы учителей в рамках работы каждого предметного методического объединения.

Составление плана работы.

4. Подбор диагностического инструментария.

Разработка анкет для различных возрастных групп на начало реализации проекта.

2 этап – формирующий (сентябрь 2011 – август 2013 г.).

Апробирование модели тьюторского сопровождения при выполнении исследовательских и творческих проектов; выработка алгоритма тьюторского сопровождения на базе 1-11-х классов

(сентябрь 2011 – август 2012 г.)

Работа с учащимися

1. Информирование учащихся, обнаружение интереса, постановка целей (через информационные стенды, личные беседы с учащимися, родителями, использование сайта школы).

На этом этапе возможно «увидеть» ребят, проявивших интерес к проектной, исследовательской, творческой деятельности, готовых к самообразованию, а не делать упор только на детей, которые заняты во многих предметных олимпиадах.

Проведение диагностики.

2. Подготовка инструкционных карт, подбор материала по выполнению проектных, исследовательских, творческих работ.

Выбор тем проектных, исследовательских и творческих работ.

3. Разработка карт индивидуальных образовательных маршрутов. Консультации учащихся. Наблюдение за продвижением по индивидуальному образовательному маршруту.

Создание продуктов (проектных и исследовательских работ). Презентация. Представление работ на научно-практических конференция школьников, конкурсах исследовательских работ и творческих проектов.

4. Формирование у учащихся способности анализировать свои достижения и, при необходимости, вносить изменения в индивидуальный образовательный маршрут.

Главная оценка – удовлетворение ученика от процесса самообразования, от новых, приобретённых самостоятельно, знаний, от возможности опробовать приобретённые знания, от нового социального опыта. Завоевание призового места не должно стать самоцелью, хотя служит дополнительным стимулом для дальнейшего роста учащихся.

5. Анкетирование учащихся с целью выявления роли тьюторского сопровождения творческой самореализации учащихся.

Получение положительного результата.

6. Выпуск сборников творческих работ учащихся.

Повышение мотивации учащихся к творческой и исследовательской деятельности; формирование личностной компетенции.

7. Организация и проведение торжественных мероприятий «Созвездие талантов» для учащихся, педагогов и родителей

Повышение социального статуса учреждения, формирование личностной компетенции учащихся

8. Мониторинг участия и результативности участия школьников в олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах.

Положительная динамика.

Работа с педагогами и родителями

1. Проведение практических семинаров по обмену опытом тьюторского сопровождения учащихся. Взаимодействие тьютора и учителя-предметника.

Выработка механизма сотрудничества тьютора и учителя-предметника.

2. Представление опыта работы педагогов на заседаниях школьных, городских методических объединений, тьюторских конференциях, научно-практических конференциях.

Повышение социального статуса учреждения, педагогов.

3. Публикации в научно-методических журналах, представление опыта работы через сеть Интернет.

Повышение социального статуса учреждения, педагогов.

4. Обмен мнениями через сайт образовательного учреждения.

Сотрудничество педагогического коллектива и родителей.

5. Анкетирование педагогов по вопросу изменения взаимоотношений участников образовательного процесса.

Атмосфера сотрудничества, отсутствие конфликтов.

Апробация тьюторского сопровождения в 1 классах во внеурочной деятельности при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

(сентябрь 2012 – август 2013 г.)

Работа с педагогами и родителями

1. Анкетирование родителей будущих первоклассников «Что интересно моему ребёнку»

Выявление запроса с целью разработки программ внеурочной деятельности.

2. Разработка программ внеурочной деятельности в рамках реализации интересов учащихся.

Наличие программ внеурочной деятельности, отвечающих потребностям учащихся образовательного учреждения.

3. Проведение методических консультаций для тьюторов, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

Выработка стратегии сотрудничества

4. Публикации в научно-методических журналах, представление опыта работы через сеть Интернет.

Повышение социального статуса учреждения.

5. Обмен мнениями через сайт образовательного учреждения.

Сотрудничество педагогического коллектива и родителей.

6. Представление опыта работы педагогов на заседаниях школьных, городских методических объединений, тьюторских конференциях, научно-практических конференциях.

Повышение социального статуса учреждения.

Работа с учащимися

1. Создание творческих групп учащихся по интересам.

Повышение мотивации учащихся, развитие творческих способностей.

2. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность.

Творческая реализация первоклассников с особыми образовательными потребностями.

3 этап – заключительный (август 2013 – декабрь 2013 г.г.).

Подведение итогов.

Основные критерии реализации проекта

Критерий

Результативность

1. Рост познавательной и творческой активности учащихся

- рост количества учащихся научного общества «Прометей»;

- мониторинг достижений учащихся на предметных олимпиадах, творческих и исследовательских конкурсах, научно-практических конференциях учащихся;

- улучшение качества подготовленных проектов и результативности участия в творческих и исследовательских конкурсах;

- возможность самоутверждения, поднятие социального статуса учащихся, не имеющих особых успехов в учёбе.

2. Введение должности «тьютор» в образовательном учреждении

- адаптация должностных обязанностей к условиям школы

3. Профессиональный и личностный рост педагогов

- успешное участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях;

- разработка педагогами школы программ внеурочной деятельности в начальной школе с учётом интересов детей и потребностей учреждения;

- публикации педагогов в научно-методических журналах на различных уровнях.

4. Благоприятный психологический климат в школьном коллективе (учителя, родители, учащиеся, тьюторы)

- эмоциональная комфортность;

- атмосфера сотрудничества.

Перечень основных исполнителей проекта, содержание и объем работы каждого исполнителя.

Исполнители проекта

Содержание работы

Ожередова Ольга Сергеевна, заместитель директора по НМР

Разработка проекта, организация и проведение семинаров, мастер-классов, аналитическая деятельность, публикации в СМИ.

Каримова Елена Николаевна, учитель технологии, тьютор индивидуализации

Разработка проекта, работа с учащимися, организация сотрудничества с предметными кафедрами, тьюторское сопровождение.

Привалова Светлана Фёдоровна, педагог-психолог, тьютор индивидуализации

Анкетирование учащихся, проведение мониторинга становления субъектной позиции школьников, психологическое сопровождение.

Тимофеева Татьяна Олеговна, руководитель ШПМО учителей начальных классов, тьютор индивидуализации

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей начальных классов.

Охрименко Елизавета Аполлинарьевна, руководитель ШПМО учителей русского языка и литературы

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей русского языка и литературы.

Насонова Татьяна Владимировна, руководитель ШПМО учителей математики и информатики

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей математики и информатики.

Березкина Людмила Александровна, руководитель ШПМО учителей иностранного языка

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей иностранного языка.

Накоркешко Людмила Васильевна, руководитель ШПМО учителей блока «Искусство»

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей ИЗО, технологии и музыки.

Теребрюхова Ирина Георгиевна, руководитель ШПМО учителей химии, биологии, физики

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей химии, физики и биологии.

Харникова Валентина Петровна, руководитель ШПМО учителей истории, обществознания, географии и кубановедения

Работа по организации сотрудничества тьюторов и учителей истории, обществознания, географии и кубановедения.

2. Реализация проекта. Внесение коррективов.

Под тьюторским сопровождением ученической деятельности мы понимаем особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.

Технологию тьюторского сопровождения мы реализуем в трех направлениях:

  • введение особой тьюторской позиции;
  • максимальное насыщение школьной среды (путешествия, экскурсии, конкурсы, музейные и библиотечные уроки, кружки, мероприятия в рамках предметных тематических недель, заседания клубов и т. п.);
  • организация «событийных» форм образовательной деятельности (традиционный школьный фестиваль «Созвездие», участие в городском фестивале «Одарённые дети – будущее России»), побуждающих спонтанное творческое общение учащихся.

Предполагалось, что в период с сентября 2012 г. по август 2013 г. мы будем апробировать модель тьюторского сопровождение внеурочной деятельности учащихся 1-х классов в рамках ФГОС. Однако, проанализировав наши возможности, мы осознали, что на данном этапе мы это сделать не можем, прежде всего, в связи  с отсутствием кадров. Кроме того, работая в режиме инновационной деятельности, изучив потребности учащихся, мы пришли к выводу, что на данном этапе необходимо больше внимания уделять формированию творческой образовательной среды. Под образовательной средой мы понимаем проектируемую и создаваемую субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами начинают выстраиваться определённые связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования. Творческая образовательная среда  (в нашем понимании) - это среда развивающего типа, создающая условия для снятия психологических барьеров развития учащегося и тем самым обеспечивающая возможность проявления и развития потенциальных способностей школьников.  Ребята разных возрастов участвуют в коллективных творческих проектах; интересно проходят краевые тематические недели, мероприятия в рамках которых выходят далеко за рамки традиционных – это проведение творческих мастерских, мастер-классов учащимися, творческих вечеров и др.

В связи с вышеизложенным, мы внесли коррективы:

Содержание инновационной деятельности

Ожидаемые результаты

Внедрение модели тьюторского сопровождения при выполнении исследовательских и творческих проектов (как индивидуальных, так и групповых). Формирование творческой образовательной среды в учреждении

 (сентябрь 2012 – август 2013 г.)

Работа с педагогами и родителями

1. Проведение методических консультаций для педагогов с тьюторской позицией.

Профессиональный рост

2. Публикации в научно-методических журналах, представление опыта работы через сеть Интернет.

Повышение социального статуса учреждения.

3. Представление опыта работы педагогов на заседаниях школьных, городских методических объединений, тьюторских конференциях, научно-практических конференциях.

Повышение социального статуса учреждения.

4. Организация взаимодействия тьюторов, педагогов с тьюторской позицией и родителей.

Повышение качества работы, сотрудничество.

5. Рефлексия деятельности (анкетирование, контент-анализ)

Возможность корректировки

Работа с учащимися

1. Тьюторское сопровождение индивидуальных проектов и исследовательских работ.

Повышение мотивации учащихся, развитие творческих способностей; личностное развитие

2. Организация работы над групповыми проектами, подготовка к образовательным событиям.

Создание творческой образовательной среды, личностный рост, ситуация выбора для ребёнка, наличие больших возможностей охвата тьюторским сопровождением.

3. Образовательные события.

Повышение мотивации, личностный рост учащихся, создание ситуации успеха, самоактуализация.

4. Создание ситуации, когда учащийся может попробовать себя в роли тьютора.

Личностный рост

5. Рефлексия деятельности (анкетирование, контент-анализ)

Возможность корректировки

2.1. Подготовительный этап

На подготовительном этапе реализации проекта (февраль 2011 года) была проведена диагностика уровня готовности коллектива к инновационной деятельности. Для этого использовалась методика «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (автор С.Ю.Степанов, приложение 1). Результаты диагностики следующие: 42 % опрошенных показали высокую степень готовности, 36,5 % - среднюю степень готовности к инновационной деятельности, 21,5 % опрошенных проявили низкую степень готовности к инновационной деятельности. В анкетировании приняли участие 65 человек, что составляет 82 % от количества членов педагогического коллектива.

В апреле 2011 года состоялся педагогический совет по теме «Учащиеся с особыми образовательными потребностями: реалии, проблемы, перспективы». На заседании педагогического совета был рассмотрен положительный опыт работы педагогического коллектива с учащимися с особыми образовательными потребностями, выявлены проблемы (необходимость введения должности «тьютор» в образовательном учреждении; возможности наших ребят гораздо выше, чем мы можем дать в настоящее время, ребёнку часто не хватает «поддержки» со стороны учителя); коллектив школы был ознакомлен с проектом «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями». Было предложено детально обсудить проект на заседаниях ШПМО и предложить, каким образом реально смогут учителя работать с такими детьми в индивидуальном или групповом режиме; выявить учителей, готовых работать в роли тьюторов и учителей-предметников в тесном сотрудничестве с тьюторами. Основная задача, поставленная перед коллективом, - создание группы, готовой работать в инновационном режиме в рамках муниципальной инновационной площадки.

13-14 мая в городе-курорте Геленджик прошла межрегиональная научно-практическая тьюторская конференция  «Модели тьюторского сопровождения в муниципальных образовательных учреждениях», которая была организована межрегиональной общественной организацией «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» совместно с управлением образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и МУ ДО «Центр развития образования» муниципального образования город-курорт Геленджик.        Тьюторы нашего учреждения приняли активное участие в работе конференции. Зам. директора по НМР Ожередова Ольга Сергеевна участвовала в работе секции «Модель тьюторского сопровождения инновационной деятельности педагога», выступив с докладом по теме «Совместная деятельность тьютора и учителя как условие формирования инновационной среды в образовательном учреждении». Учитель технологии Каримова Елена Николаевна, работая в секции «Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями», представила коллегам опыт работы по теме «Подготовка учащихся к образовательным событиям». Учителя начальных классов Тимофеева Татьяна Олеговна и Косова Ирина Юрьевна поделились опытом работы по теме «Поддержка и развитие творческих способностей младших школьников», работая в секции «Тьюторское сопровождение проектной деятельности в начальной школе и ДОУ». С целью повышения профессионального мастерства педагогов на тьторскую конференцию были приглашены педагоги, не оказывающие тьюторское сопровождение, но имеющие тьюторскую позицию.

Совместно с руководителями школьных предметных методических объединений (далее – ШПМО) в план работы ШПМО были включены вопросы, связанные с деятельностью МИП.

План работы школьных предметных методических объединений

в рамках МИП на 2011 – 2012 учебный год

№ п/п

Содержание вопросов

Срок

Ответственные

1.

Анкетирование учащихся различных возрастных групп на начало реализации проекта.

Сентябрь

Привалова С.Ф.

2.

Информирование учащихся, обнаружение интереса, постановка целей (через информационные стенды, личные беседы с учащимися, родителями, использование сайта школы).

Сентябрь

Ожередова О.С., Каримова Е.Н., Тимофеева Т.О., Охрименко Е.А., Насонова Т.В., Березкина Л.А., Теребрюхова И.Г., Накоркешко Л.В., Харникова В.П.

3.

Работа тьюторов: 1) подготовка инструкционных карт, подбор материала по выполнению проектных, исследовательских, творческих работ; 2) разработка карт индивидуальных образовательных маршрутов. Консультации учащихся. Наблюдение за продвижением по индивидуальному образовательному маршруту.

В течение года

Тьюторы

4.

Анкетирование учащихся с целью выявления роли тьюторского сопровождения творческой самореализации учащихся.

Май

Ожередова О.С., Каримова Е.Н., Привалова С.Ф., руководители ШПМО

На этом же (подготовительном этапе) педагогом-психологом разработаны анкеты для различных возрастных групп на начало реализации проекта: для учащихся 2-4 классов + «Табель для педагога начальной школы»; для учащихся 5 – 11 классов. Анкетирование проведено в сентябре 2011 года с целью выявления потребностей учащихся (приложения 2,3).

        О деятельности тьюторов нашего учреждения за данный период есть публикации на сайте образовательного учреждения http://www.gelschool2.narod.ru/, в СМИ («Прибой», «Тон Геленджика») (приложение 4).

2.2.Основной период.

На этом этапе предполагается работа с учащимися, педагогами и родителями. Нам важно выявить детей с особыми образовательными потребностями, готовых к самообразованию, исследовательской и творческой деятельности; подготовить инструкционные карты по выполнению творческих и исследовательских работ, разработать индивидуальных образовательных маршрутов; провести анкетирование учащихся на начало участия и конец учебного года с целью выявления роли тьюторского сопровождения; провести мониторинговые мероприятия, обменяться мнениями.

В сентябре-октябре 2011 года учащиеся школы были информированы о возможности тьюторского сопровождения их особых образовательных потребностей. Во 2-11 классах прошло анкетирование учащихся с целью выявления особых образовательных потребностей. В анкетировании приняли участие 650 человек, в результате которого было выявлено 218 учащихся с особыми образовательными потребностями. В школе сформирован банк учащихся с особыми образовательными потребностями (приложение 5).

Проанализируем деятельность МИП в различных направлениях.

2.2.1. Работа с учащимися

В 2011 году в школе был сформирован банк учащихся с особыми образовательными потребностями.

Организовано тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках урочной и внеурочной деятельности следующим образом:

         1. Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся при подготовке к научно-практическим конференциям, конкурсам (Каримова Е.Н., Накоркешко Л.В., Вильман Т.В., Ожередова О.С., Сбитнева Е.В., Галушкина Е.В., Харникова В.П., Мащенко С.В. и др.).

2. Тьюторское сопровождение команды учащихся школы, участвующей в «Математических боях» (Насонова Т.В., Барченкова О.С.)

Команда успешно участвует в течение двух лет.

         3. Тьюторское сопровождение команды учащихся, участвующих в международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты».

         Участвуя в соревнованиях, ребята выполняют задания олимпиады через Интернет в режиме он-лайн. Сопровождение участников осуществляют Новикова Е.И., Охрименко Е.А. В школе 3 команды – «Радуга», «Альбатросы», «Орлы Маркотхта» (2012 год). Работа в этом режиме имеет положительную динамику, так как в 2011 году была только одна команда. Ценность работы в данном направлении состоит в том, что задания олимпиады носят метапредметный характер, возможно применение знаний из различных областей в изменившихся условиях, что формирует ключевые компетенции школьников, способствует успешной социализации. Участники Интернет-олимпиады имеют свой девиз, речёвку, готовы добывать знания, применять свои знания, они уверенны в себе, активны и инициативны.

         4. Сопровождение учащихся, обучающихся на краевых заочных курсах «ЮНИОР» (при выборе профиля, получении и отправки заданий) – Дьячкова И.А.

12 учащихся 5-6 классов нашей школы в 2012-2013 учебном году получили свидетельства об окончании краевых заочных курсов «ЮНИОР». Это будущие победители и призёры олимпиад. Грамотами государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей за особые успехи в обучении награждены учащиеся 5-6 классов: по русскому языку – 7 человек, по математике – 6 человек, по кубановедению – 1 человек. Дьячкова И.А. осуществляет роль тьютора-диспетчера, что играет немаловажную роль, так как в этом случае роль такого тьютора очень высока. Работа в данном направлении в школе ведётся три года.

5. Тьюторское сопровождение групп учащихся в режиме технологии творческой мастерской (Охрименко Е.А., Косова И.Ю., Москалева Л.А., Тимофеева Т.О.).  Мастерская предполагает организацию учащихся в малые группы, где руководитель мастерской предлагает и гарантирует ребятам творческий характер деятельности, направляет их на поисковые методы.

6. Совместная творческая деятельность учителя-предметника, тьютора и учащегося (Болдырев Б.И.– Каримова Е.Н. - Павленко Иван; Грось Ю.В. – Каримова Е.Н. – Мисюгин Владислав; Сбитнева Е.В. – Ожередова О.С. – Богданова Марина, Мельникова Виктория, Котов Александр).

7. Работа школьного пресс-центра, освещающего образовательные события в учреждении, в режиме сотрудничества с тьютором (Охрименко Е.А.).

8. Работа с учащимися, направленная на создание творческой образовательной среды через коллективные проекты, организацию и проведение образовательных событий в учреждении.

Интересен коллективный социально-экологический проект «Моя маленькая планета» (приложение 6), который реализуется в настоящее время под руководством Е.Н.Каримовой, Е.А.Охрименко. Он  направлен на улучшение экологической обстановки через озеленение территории пришкольного участка. В реализации этого проекта участвуют более 100 учащихся, включены педагоги и родители.

Примером яркого образовательного события является межшкольный фестиваль англоязычных стран «Все флаги в гости к нам», проведённый в рамках недели английского языка (организован под руководством Берёзкиной Л.А.). Кроме учащихся нашей школы, в мероприятии приняли участие учащиеся школ № 1,4. Это был первый опыт проведения подобных мероприятий, цель которого - знакомство учащихся с культурой англоязычных стран, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной работы, повышение мотивации к изучению английского языка, развитие навыков использования ИКТ,  умения работать в группе, воспитание толерантности и уважения к культурам других стран.  Во время проведения мероприятия царила творческая неформальная атмосфера. Учащиеся продемонстрировали умение работать не только в своей группе, но и в содружестве с товарищами из других школ, а также учебными компетенциями при работе с интернет – ресурсами, дополнительной литературой, в программах Ms Рower Point,  Movie Maker,  Publisher.

Ещё одно образовательное событие стало уже традиционным в нашей школе. Ежегодно в конце учебного года проходит фестиваль «Созвездие» (сценарий фестиваля и презентация – приложение 7), на который приглашаются  учащихся 1-11 классов – победители и призёры олимпиад, научно-исследовательских и творческих конкурсов, а также учителя-предметники и тьюторы индивидуальных проектов учащихся. Фестиваль становится настоящим праздником для ребят и их родителей. Украшением праздника всегда являются выступления талантливых учащихся школы – Деревенец Елизаветы, Торшкоевой Заремы, Гайнуллиной Анны, групп «Музыкальная шкатулка», «Ералаш» (руководители Марченко И.Б., Грось Ю.В., Галушкина Е.В.) и другие. В этом году настоящим сюрпризом для ребят стал гость праздника, Медвежонок, который вместе с руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы Е.А.Охрименко пришёл поздравить победителей и призёров викторины «Русский медвежонок».

Большое значение имеет рефлексия деятельности. На уровне учреждения подготовлен сборник творческих работ учащихся «Рукам – работа, душе - праздник» (приложение 8), включающий творческие и исследовательские работы школьников под руководством Каримовой Е.Н. В сборник «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённый 75-летию образования Краснодарского края (приложение 9), мы поместили творческие работы ребят разных возрастов (сборник издан под руководством Ожередовой О.С.). Учащимися школы под руководством Л.А.Березкиной, Е.В.Сбитневой создан сборник «Архив моей семьи» (приложение 10). В подготовке сборника приняли участие более двадцати учащихся разных возрастов. Каждый участник представил копии документов личного происхождения (фото, письма, дневники и др.) и официальных документов (грамоты, удостоверения, извещения, газеты и др.), записал воспоминания и рассказы представителей старшего поколения, добавил свои комментарии. Работа велась в режиме тьюторского сопровождения проектной деятельности.

2.2.2. Представление опыта работы педагогов на заседаниях школьных, городских методических объединений, тьюторских конференциях, научно-практических конференциях

В рамках педагогического всеобуча в 2011 – 2012 учебном году был проведен семинар для педагогических работников по теме «Тьюторство в образовательном процессе: проблемы взаимодействия тьюторов и учителей»; вопросы тьюторского сопровождения рассматриваются на заседаниях школьных предметных методических объединений; на сайте образовательного учреждения есть раздел «Инновационная деятельность», где отражается деятельность муниципальной инновационной площадки (приложение 11).

Для реализации поставленных целей в рамках муниципальной инновационной площадки нам нужны педагоги, способные к личностному и профессиональному росту, ведь нам не хватает тьюторов и педагогов с тьюторской позицией. На наш взгляд, одним из возможных вариантов, дающих возможность включать учителя в инновационную деятельность, повышать его профессиональное мастерство, является тьюторское сопровождение педагога. Мы выделяем следующие основные этапы деятельности тьютора (сопровождающего) и педагога (сопровождаемого):

 1. Анализ настоящего состояния деятельности педагога. Выявление достижений, проблем и трудностей.

2. Проектирование деятельности ближайшего периода.

3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.

4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности педагога.

5. Рефлексия.

Применение данной технологии даёт свои результаты. Наши учителя - участники краевых педагогических конференций, тьюторских конференций, проводимых Межрегиональной тьюторской ассоциацией, активно делятся опытом работы в сети Интернет, являются победителями и призёрами конкурсов профессионального мастерства различных уровней.

Конечно же, профессиональное становление педагога – длинный и сложный путь, на этом долгом пути необходима работа над собой, самосовершенствование. Важно на этом пути ощутить поддержку коллег, найти единомышленников. Побывав в роли сопровождаемого, учитель легче понимает учащихся, он готов осуществлять тьюторское сопровождение школьников. Работа в инновационном режиме вовлекает учителей в совместные проекты – чаще стали проводиться предметные недели, внеклассные мероприятия, интегрированные уроки; работают творческие мастерские и постоянно действующие семинары.

  Инновационная деятельность учителя, безусловно, должна находить отклик и поддержку у администрации школы. В нашей школе введена традиция проведения итогового педагогического совета по результатам деятельности учреждения за прошедший учебный год, где каждый учитель получает материалы с перечнем его достижений и побед, высказываются слова благодарности. Такие мероприятия повышают мотивацию педагогов, их самооценку, отмечают значимость работы каждого для учреждения.

   

Полный перечень всех выступлений и мастер-классов по применению технологии тьюторского сопровождения представлен в таблице:

Ф.И.О.

Тема

Название мероприятия

Результат

Каримова Е.Н.

Тьюторское сопровождение учащихся при выполнении исследовательских и творческих проектов

Научно-практическая конференция «Потенциал и ресурс тьюторства в условиях внедрения ФГОС нового поколения» (г.Ростов-на-Дону, 19-23 октября 2011 г.)

Выступление, печатная работа в сборнике

Ожередова О.С.

Совместная деятельность тьютора и учителя как условие формирования инновационной среды в образовательном учреждении

Выступление, печатная работа в сборнике

Косова И.Ю., Москалева Л.А., Тимофеева Т.О.

Мастер-класс «Элементы творческой мастерской при организации проектной деятельности младших школьников»

Межрегиональная научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение в системе общего образования: индивидуализация современного образования» (апрель 2012 г.)

Демонстрация мастер-класса

Охрименко Е.А.

Мастер-класс «Формула успеха, или где поставить запятую»

Демонстрация мастер-класса

Охрименко Е.А.

«Чередование гласных в корне слова» (творческая мастерская)

Семинар «Организация тьюторского действия в ходе творческой мастерской» (г.Камышин)

Охрименко Е.А., Каримова Е.Н., Косова И.Ю., Москалева Л.А., Тимофеева Т.О.

Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями

Курсы повышения квалификации ГБОУ ДПО "ВГАПКиПРО" по программе "Технологическая школа тьюторства" (ноябрь 2012 г.).

Представление опыта работы, демонстрация мастер-классов

Ожередова О.С.

Каримова Е.Н.

Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями

V краевая научно-практическая конференция «Изучение и распространение опыта инновационной деятельности учителя как ресурс развития системы образования Краснодарского края» (декабрь, 2012 г.)

опыт тьюторского сопровождения учащихся в секции «Инновационные площадки как современные модели оформления педагогических инициатив»

Охрименко Е.А.

«Творческая мастерская» на уроках русского языка с применением элементов тьюторского сопровождения»

Межрегиональная научно-практическая конференция "Тьюторское сопровождение в системе общего образования: индивидуализация современного образования" (апрель 2013 г.)

Мастер-класс

Ожередова О.С.

Каримова Е.Н.

Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями

тьюторскую практику образовательного учреждения

Мащенко С.В., педагог с тьюторской позицией

«Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Занятие по курсу «Оригами»

Мастер-класс

Каримова Е.Н., Охрименко Е.А., Ожередова О.С., Вильман Т.В., Накоркешко Л.В.

Тьюторское сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями

открытое мероприятие «Город мастеров» (июнь 2013 г.)

Мастер-классы

3. Выводы.

3.1. Результативность деятельности (май 2012 г.)

В мае 2012 года проводилось анкетирование учащихся и родителей (текст анкеты – приложение 12) (в анкетировании приняли участие 24 школьника, которые работали с тьюторами, и их родители), результаты которого представлены в диаграммах:

Анализ анкетирования показывает, что и родители, и тьюторанты оценивают положительно роль тьюторского сопровождения. Интересен факт, что более 50 % родителей считают, что тьюторского сопровождение деятельности учащихся положительно влияет на учёбу детей, решая своевременно проблемы учёбы. Здесь следует заметить, что в результате сотрудничества с тьютором у учащихся повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, что положительно влияет на качество знаний.

Результаты анкетирования тьюторов и педагогов с тьюторской позицией (текст анкеты – приложение 13) представлены в диаграммах (в анкетировании приняли участие 8 человек).

3.1. Результативность деятельности (май 2013 г.)

В мае 2013 года проводилось анкетирование учащихся и родителей, педагогов по вопросам тьюторского сопровождения и создания творческой образовательной среды в учреждении.

  1. Опросник для учащихся «Что даёт мне тьюторское сопровождение?» (приложение 14)

Опросник для родителей «Что даёт моему ребёнку тьюторское сопровождение?» (приложение 15)

В анкетировании приняли участие 27 школьников, которые работали с тьюторами, и их родители), результаты которого представлены в диаграмме:

Анализ анкетирования показывает, что и родители, и тьюторанты оценивают положительно роль тьюторского сопровождения. 60 % родителей считают, что  ребёнок стал увереннее, знает к чему стремиться; 80 % отмечают, что ребёнок активнее  участвует в конкурсах и олимпиадах разного уровня и вида, стал более инициативен.

  1. Анкетирование учащихся по теме

«Творческая образовательная среда в школе» (приложение 16)

В анкетировании приняли участие 118 человек, участвующих в коллективных мероприятиях под руководством тьюторов или педагогов с тьюторской позицией (Каримова Е.Н., Охрименко Е.А., Вильман Т.В., Березкина Л.А., Орбелян А.И., Васильченко Т.М., Дикова Е.В., Насонова Т.В., Барченкова О.С.).

1.  Участвуя в школьных творческих мероприятиях, коллективных делах, я

А) очень хотел и активно участвовал в дискуссиях, смело выражал собственное мнение и чувства;

Б) очень хотел быть активным участником, но чего-то боялся, не всегда проявлял активность;

В) участвовал в общешкольных делах, но без особого желания.

2.  Учитель (учителя), классный руководитель, сопровождающий педагог

А) проявлял ко мне уважение;

Б)  интересовался моим мнением;

В) не замечал меня;

Г) относился ко мне неуважительно.

3. Учитель (учителя), классный руководитель, сопровождающий педагог

А) видел в каждом ученике человека;

Б) относился требовательно и уважительно;

В)  строго требовал точного выполнения его распоряжений;

Г) слишком «мягкотелый», всё позволял ученикам.

4. Мои друзья, по-моему, активно включились в творческую жизнь школы, потому что

А) обсуждались их мысли;

Б)  было интересно;

В)  боялись получить плохую отметку.

5. Моя деятельность, в целом,

А) помогла мне лучше узнать себя;

Б)  я получил интересные и полезные знания и умения;

В) не дала мне ничего нового, но мне было интересно;

Г) зря потраченное время.

Анализ анкетирования показывает, что для большинства учащихся деятельность в режиме сотрудничества с учителем, выполнявшим роль наставника, тьютора показалась интересной – ребята активно участвовали в мероприятиях, высказывали своё мнение, к которому прислушивались, получили полезные сведения и навыки. Однако, нас насторожил такой факт, что из 118 опрошенных 17 человек отметили, что наставник требовал чётко выполнять его распоряжения, 22 человека принимали активное участие в коллективных мероприятиях, но без особого желания; 22 человека отметили, что они боялись получить плохую отметку, 3 человека отметили неуважительное отношение к себе.

  1. Опросник для педагогов «Что даёт учащемуся и педагогу тьюторское сопровождение?» (приложение 17)

Результаты анкетирования тьюторов и педагогов с тьюторской позицией представлены в диаграммах (в анкетировании приняли участие 8 человек).

Если анализировать деятельность инновационной площадки в целом, следует отметить ряд проблемных моментов:

  • не все учащиеся могут получать тьюторскую поддержку в рамках индивидуальных проектов, что связано с большим количеством таких учащихся (они были выявлены в результате анкетирования в сентябре 2011 года; реально удалось охватить только 15 % от общей потребности), а также с ограниченным количеством тьюторов и педагогов с тьюторской позицией;
  • недостаточное финансирование деятельности тьюторов;
  • не все тьюторы фиксируют этапы тьюторского сопровождения в картах тьютора и тьюторском дневнике (материалы разработаны), так как это отнимает много времени;
  • сложно ввести в штатное расписание должность тьютора, точнее, найти человека, который официально будет её занимать (учителя боятся брать ответственность на себя; проще быть тьютором, официально не называясь им);
  • мы не смогли организовать тьюторское сопровождение внеурочной деятельности учащихся 1-х классов в рамках реализации ФГОС.

Несмотря на то, что одно из направлений осталось нереализованным, мы считаем, что вышли на правильный путь, сделав упор на создание творческой образовательной среды в учреждении путём включения учащихся в групповые творческие и социальные проекты, организуя значимые социальные события. Одним из достижений стало то, что в этом учебном году наблюдается тесное сотрудничество с родителями. Ряд тьюторов и педагогов с тьюторской позицией осуществляют связь с родителями путём общения в сети Интернет.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Методика «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности», автор С.Ю. Степанов.

Инструкция

Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения.

Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!

 

утверждения

1

Вам не понятно, зачем нужно развивать творческий потенциал.

Вам ясно, почему необходимо развитие Вашего творческого потенциала.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

2

Вам не ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности

Вам ясно, зачем нужен инновационный поиск в Вашей профессиональной деятельности.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

3

Вы наблюдаете за инновационным процессом «со стороны».

Вы являетесь инициатором инновационных поисков в Вашем коллективе.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

4

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет крайне трудно избавиться от последствий.

Вы считаете, что если творческий поиск в коллективе окончится неудачей, то будет легко исправить последствия и двигаться дальше.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

5

Вы считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

Вы не считаете, что развитие Ваших инновационных умений потребует больших усилий.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

6

Вы не уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

Вы уверены, что затраченные на инновации усилия окупятся.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

7

Вы считаете, что инновации не соответствует ценностям коллектива, в котором Вы работаете

Вы считаете, что инновации соответствуют ценностям коллектива, в котором Вы работаете

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

8

Вы видите слабую поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

Вы видите сильную поддержку Вашим творческим начинаниям со стороны значимых в коллективе людей

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

9

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе ухудшатся или останутся плохими.

Вы верите, что в результате инновации значимые для Вас отношения в коллективе улучшатся или останутся хорошими.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

10

Вы уверены, что необходимой организационной поддержки в творческих начинаниях не будет

Вы уверены, что необходимая организационная поддержка в творческих начинаниях будет оказана

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

11

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива отрицательно повлияет на бюджет школы.

Вы ожидаете, что творческая деятельность Вашего коллектива положительно повлияет на бюджет школы.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

12

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе ниже или выше необходимого.

Вы считаете, что нынешние темпы распространения инноваций в Вашем коллективе оптимальны.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

13

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы несовместимы с творческой деятельностью в коллективе.

Вы считаете, что свойственный Вам стиль и опыт работы совместим с творческой деятельностью в коллективе.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

14

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы уменьшатся.

Вы считаете, что в результате распространения инноваций в коллективе независимость, возможность инициативы, обратная связь и значимость Вашей работы увеличатся.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

15

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к «событию ради события», которое стоит игнорировать или перетерпеть

Вы относитесь к творческому поиску в коллективе, как к событию, которое заслуживает внимания

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

16

Вы боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

Вы не боитесь любой неудачи, связанной с творческими преобразованиями.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

17

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то надо вернуться к старым надежным методам работы.

Вы считаете, что если в процессе распространения инноваций не все будет получаться, то это естественно, и нужно продолжать поиск.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

18

У Вас мало уверенности в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

 Вы  уверены в своей способности участвовать в совместном творческом поиске в коллективе.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

19

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе угрожает Вашим законным интересам

Высчитаете, что творческий поиск в коллективе не угрожает Вашим законным интересам

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10

20

Вы не видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели согласуются.

Вы видите, что цели творческой деятельности и Ваши личные цели хорошо согласуются.

1          2          3          4          5          6          7          8          9        10



Предварительный просмотр:

Приложение 3

В начале анкетирования педагог рассказывает о целях и задачах анкетирования, о  существовании педагогов - тьюторов и т.д.

АНКЕТА

для учащихся 5-11 классов

ФИО__________________________________________ Класс_________ Дата____________

  1. Посещаешь ли ты  (или посещал ранее) какие-либо кружки, секции?  _______________________________________________________________________

  1. Если на 1 вопрос ты ответил «да», то укажи, какие секции\кружки посещаешь (ал)                              _______________________________________________________________________

  1. Есть ли у тебя интерес к каким-либо творческим занятиям, научно-исследовательской деятельности?______________________________________

  1. Если на 3-й вопрос ты ответил «да», то укажи, к каким направлениям есть интерес (здесь можно указать примерный перечень возможных направлений) _______________________________________________________________________

  1. Располагаешь ли ты свободным временем для дополнительных занятий по интересам?  ____________________________________________________________

  1. Участвовал ли ты ранее в каких-либо олимпиадах, творческих конкурсах? _______________________________________________________________________

  1. Если на 6 вопрос ты ответил «да», то каких успехов ты добился (призовое место, личностный рост, расширение кругозора, развитие интереса, новые друзья, др.)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Хотел бы ты, что бы педагог в школе помог тебе реализоваться в какой-либо интересующей тебя сфере? _______________________________________________________________________

  1. Дополнительная информация, которую ты хотел бы сообщить______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

В данной анкете вопросы № 3,5,8 являются ведущими и дают возможность «отсеять» незаинтересованных детей. Остальные вопросы носят уточняющий характер

Приложение 2

АНКЕТА

для учащихся 2-4 классов

Ф.И.__________________________________________ Класс_________ Дата____________

1. У каждого человека есть разные увлечения. Кто-то любит петь, кто-то рисовать, кому-то нравится заниматься спортом, кто-то любить читать книги; некоторым ребятам нравится познавать всё новое. А ты уже определился со своими увлечениями? _____________________________________________________________________________

2. А чем бы тебе хотелось заниматься в свободное время? ____________________________________________________________________________

3. Хотел бы ты, чтобы учитель в школе помог тебе найти своё увлечение (возможно, еще одно)? ___________________________________________________________________

4. Есть ли у тебя желание исследовать что-то новое, советуясь и делясь впечатлениями с учителем? _____________________________________________________________________________

В данной анкете вопросы № 3 и 4 являются ведущими и дают возможность «отсеять» незаинтересованных детей. Остальные вопросы носят уточняющий характер. Также каждый классный руководитель заполняет «Табель для педагога начальной школы», в котором раскрывает некоторые характеристики детей, позволяющие составить более полное впечатление о ребенке.

Табель для педагога начальной школы

ФИО педагога____________________________ Класс__________ Дата____________

ФИО ученика

Занимается ли данный ребенок в какой-либо секции, кружке (если да, то укажите в какой)

Участвовал ли ребенок в каких-либо олимпиадах, конкурсах

Результат участия в олимпиадах, конкурсах

Укажите степень выраженности данных качество у ребенка по 5-ти бальной шкале (на Ваш взгляд)

самостоятельность

усидчивость

исполнительность

творческий подход, оригинальность



Предварительный просмотр:

Приложение 1

БАНК УЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Результаты анкетирования учащихся 2-4 классов

класс

ФИО

участвовал ли ранее в конкурсах

интересующая тема, увлечения, секции

степень выраженности качеств (по мнению педагога) для учащихся 2-4 классов

самостоятель-ность

усидчивость

исполнительность

творческий подход, оригинальность

1

2 Б

Костецкая Полина

+

5

5

5

5

2

Фомин Иван

исследовать жуков

3

Чечерина Полина

бабочки

4

Блинова  Света

растения, человек

5

Рамазанов Гадони

насекомые

6

Григорян Лиана

морская вода

7

Беребердина Юлия

природа, насекомые

8

Новоселов Дмитрий

животные

9

Гуцал Полина

книги

10

Шаврыгина Анна

+

деревья

5

5

5

4

11

Аксеров Миша

литература

12

Крашенникова Настя

животные

13

Крашенникова Лиза

бабочки

14

Пушкова Екатерина

+

бабочки

5

5

5

3

15

2 Г

Петриченко Иван

16

Артемова Галина

17

Богданова Рада

5

5

5

5

18

Капустин Костя

19

Журавлев Валера

20

Белая София

рисование ?

4

4

5

5

21

Конова Вика

22

Куделина Дарья

5

4

4

5

23

Котец Влад

24

Маджапарашвили Артем

25

Шеикин Валентин

26

Куриленко Демьян

27

Кнаус Джастин

28

Абраменка Сергей

29

Ковалев Илья

30

Гузев Александр

31

3 Б

Беспалова Мария

вокал, английский

4

5

5

4

32

Вавилова Юлия

худож., танцы, пение

4

4

4

4

33

Кухлиева Валерия

баскетбол, танцы, бисероплетение, раскопки

4

5

5

5

34

Воронцова Маргарита

худож., англ., танцы

5

5

5

5

35

Шабанова Анна

животные

36

3 Г

Колесников Влад

37

Андреев Костя

38

Желева Ирина

39

Кадыров Миша

40

Крук Саша

41

Опацкая Наташа

вокал, рукоделие

4

5

5

3

42

Гаврикова Анастасия

хореография

5

5

5

4

43

4 Г

Плескач Максим

44

Сатяев Максим

45

Лучкин Амадей

46

Иващенко Ирина

47

4 В

Снегирева Александра

+

театральный

5

5

5

5

48

Романов Егор

плавание

2

4

4

2

49

Демьяненко Алиса

+

гитара

4

5

5

5

50

Шлезингер Екатерина

=

танцы

5

5

5

5

51

Горбунов Ярослав

скрипка

3

3

3

3

52

Пышкина Влада

танцы

4

5

5

5

53

Курочкин Д.

танцы

3

4

5

4

54

Карачева Екатерина

+

танцы

5

5

5

5

55

Харитонов Никита

теннис

4

4

3

4

56

Колчин Руслан

танцы

4

3

4

4

57

Овчаренко Ксения

3

3

4

3

58

Хачатрян Алина

танцы

3

5

5

3

59

Мкоян

животные (лошади)

5

5

5

5

60

Симонянц

+

бокс

4

3

4

5

61

4 Б

Зинкевич Полина

62

Василькович София

63

Сапунова Маргарита

64

Халугина Мария

65

Кускова Валерия

66

Сыско Герман

67

Лапшина Валерия

68

Сидорова Дарья

69

Смирнов илья

70

Лобарева Светлана

71

Рябко Алиса

72

Яламова Надежда

+

школа искусств

5

5

5

4

73

Бутенко София

худ. студия

5

5

5

4

74

Шкурат Вероника

75

Братчук Николай

76

Харланов Артем

древний мир, океан, животных

77

Грищенко Григорий

+

спорт

78

4 А

Ли Кристина

79

Изюмов А.

история (средние века)

80

Иванова М.

как люди создали музыку?

81

Видулина Арина

человек, медицина

82

Семенюк Д.

83

Дзадзиева Я.

как появляются камни?

84

Хрипунова Ю.

астрономия

85

Гудалин М.

астрономия

86

Зубкова М.

животные

87

Асмолова А.

астрономия

Результаты анкетирования учащихся 5-9 классов

Класс

ФИО

участвовал ли ранее в конкурсах

интересующая тема, увлечения, секции (примерно)

1

5 А

Мусина Виктория

+

ИЗО

2

Широкова Елизавета

+

Палеонтология, биология

3

Кузнецова Анастасия

Раскопки

4

Свистунов Сергей

+

Английский, футбол, плавание

5

Арымбаева Дарья

+

Химия, физика

6

Гендин Илья

+

Программирование

7

Максимова Анастасия

+

Пение, танцы, спорт

8

5 Б

Верещагин Илья

+

ИЗО

9

Ковтунова Валерия

Астрономия, природоведение

10

Ренц Диана

+

ИЗО, музыка, кубановедение, русский язык

11

Панаетов Федор

+

Русский язык, природоведение, история

12

Ряполова Кристина

+

Астрономия, математика

13

Гамбацов Джамал

+

Русский язык, природоведение

14

Паевская Наталья

+

Математика, русский, история

15

Качук Мария

+

Природоведение, история

16

Казакова Вероника

+

История, природоведение, музыка

17

Костюлина Маргарита

+

литература

18

Иващенко Эвелина

+

математика

19

Сергиенко Николай

+

Математика, природоведение

20

Шушонян Анна

+

Математика, русский язык, история

21

Косова Елена

+

Математика, история, технология

22

Соколова Полина

+

Математика ИЗО

23

5 В

Токарева Екатерина

+

Английский язык

24

Подставничая Любовь

Физика, химия

25

Селифанова Ксения

+

Ботаника, астрономия, анатомия, энтомология, цитология

26

5 Г

Герман Елизавета

Природа, английский язык

27

Воронцова Дарья

+

природоведение

28

Земерова Дарья

математика

29

Мирошникова Виктория

+

Спорт, пение

30

Сатарова Тамара

Математика, русский

31

Васильева Диана

+

Пение, история

32

Федореев Даниил

+

Рисование, английский

33

Сторожук Полина

физкультура

34

Миткова Наталья

+

танцы

35

Марфин Арсен

спорт

36

Акашев Михаил

спорт

37

Котов Павел

+

оригами

38

5 Д

Онищенко Никита

+

39

Тимофеева юлия

+

40

Караваева Анна

+

театр

41

Вихновская Дарина

+

ИЗО, технология

42

Умрихина Ирина

+

ИЗО

43

Задорожняя Екатерина

+

Спорт, биология

44

Николаенко Ксения

+

театр

45

Бокун Анна

+

танцы

46

Сичинов Георгий

спорт

47

Малик Юлия

+

ИЗО

48

Кудинова Елизавета

+

спорт

49

Качесов Артем

спорт

50

6 Б

Сазонова Анна

+

ИЗО, технология, танцы

51

Стадник Анастасия

+

ИЗО, английский язык

52

Алексеева Мария

+

ИЗО, английский язык

53

Капник Александра

+

Биология, кубановедение, история

54

Отставная Анастасия

+

спорт

55

Рыбаков Глеб

+

Ведущий на мероприятиях

56

Ярмуш Дарья

+

ИЗО, технология, оригами

57

6 В

Кочетова Наталья

+

Танцы, спорт

58

Новак Татьяна

+

Спорт, гуманитарное направление

59

Петрова Таисия

+

Спорт, математика, английский язык

60

Бесарабова Вероника

+

Математика, русский язык, английский, литература, мода

61

Пащенко Дарья

+

Математика, русский язык, английский, литература, моделирование

62

Мендус Роман

+

Спорт, компьютер

63

Гребенкин Артем

+

ИЗО, фото, программирование

64

Накоркешко Николай

+

программирование

65

Байдовская Виктория

+

Плавание, английский, математика, моделирование

66

Бондарь Валерия

+

технология

67

Смывина Диана

+

творческие занятия, английский язык

68

Хахуцкая Валерия

+

Математика, информатика

69

Небесная Ирина

+

Математика, компьютерный дизайн

70

Бибина Анжелика

Математика, спорт

71

Бауэр Евгений

+

технология

72

Журович Марина

+

спорт

73

6 Г

Толстов Дмитрий

+

судостроение

74

Пуговкина Алина

+

биология

75

Муравьева Анастасия

+

Танцы, ИЗО

76

Чурсинова Виолетта

+

танцы

77

Пиндина Анна

музыка

78

Крыленко Дарья

+

Биология, музыка

79

6 Д

Барсукова Екатерина

+

ИЗО, театр

80

Мящицева Виктория

+

Литература, моделирование одежды

81

Горбачев Александр

+

ИЗО, плавание, русский, математика

82

Бахмат Екатерина

+

ИЗО, ин. яз

83

Ножина Надежда

+

ИЗО, танцы, математика, англ. яз

84

Насеко Дмитрий

+

Музыка, спорт

85

Манушарова Анастасия

+

танцы

86

7 Б

Толокнева Анастасия

+

 Английский, журналистика

87

Генералова Елизавета

биология

88

Лутовинова Арина

+

волейбол

89

Волганский Игорь

+

Биология, астрономия

90

Седунова Вероника

+

Биология, физика

91

Зюбина Екатерина

+

Ин.яз

92

7 Г

Гаев Валерий

+

история

93

Захарова Арина

История, музыка, ин.яз

94

Конкин Валентин

Английский язык

95

Трофимова Марина

+

Математика, история, творчество

96

Еременко Яна

+

Пение, ИЗО, математика

97

Арзуманяня Алина

+

ИЗО, математика, история, английский

98

Луговая Татьяна

+

Изо, математика, литература

99

7 Д

Арутунян Софья

+

Туризм, вокал

100

Желев Александр

+

История, физика

101

Иванишин Данил

+

Литература, английский

102

Васильева Дарья

+

Музыка, туризм

103

Елфимова Ольга

+

Литература (пишет песни, рассказы)

104

9 Г

Митева Яна

+

дизайн

105

Попович Анна

+

Компьютерная графика, фотография

106

Гостева Екатерина

+

Танцы (основать группу)

107

Грудина Вероника

+

Танцы (основать группу)

108

Пахомов Дмитрий

+

История, обществознание, химия, кубановедение

109

Зиновьев Никита

+

техника

110

Гаев Марк

+

геология

111

Авагян Офелия

ИЗО, музыка

112

Калайда Денис

+

астрономия

113

Чернышева Анна

+

танцы

114

9 В

Вепрева Татьяна

+

Творческие конкурсы

115

Мясникова Анна

116

Кимишкез Анастасия

117

9 Б

Михеев Владислав

+

музыка

118

Логинов Александр

+

119

Городницкая Ксения

+

Художественная школа

120

Жидкова Ксения

+

121

Кандауров Павел

+

122

9 А

Михайлова Анастасия

123

Чичерова Христина

+

Вышивка, психология, танцы, астрономия

124

Былинская Анастасия

+

английский

125

Османова Верия

+

Танцы, рисование

126

Асланов Александр

+

искусство

127

Мочкалев Ярослав

+

радиотехника

128

Полина

+

История, литература, искусство

129

Попандопуло Маргарита

Футбол, танцы, кино

130

Майдеросов А.

+

131

Шаповаленко Раиса

+

Мода, искусство, живопись, музыка



Предварительный просмотр:

Приложение 12

Ф.И. ________________________________________________________________

Опросник для учащихся «Что даёт мне тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

  1. Осознал свои способности.
  2. Выстроилась траектория  профессионального образования (для учащихся 9 – 11 классов).
  3. Есть помощь в подготовке к  конкурсам, олимпиадам.
  4. Стало легче решать проблемы учёбы.
  5. Всё осталось по-прежнему.
  6. Появились дополнительные трудности в учёбе.
  7. Научился самостоятельно получать знания.
  8. Получил удовлетворение от процесса самообразования, от новых, приобретённых самостоятельно, знаний.

Опросник для родителей «Что даёт моему ребёнку тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

  1. Стал увереннее, знает к чему стремиться.
  2. Активно участвует в конкурсах и олимпиадах разного уровня и вида.
  3. Своевременно решаются проблемы учёбы.
  4. Всё осталось по-прежнему.
  5. Появились проблемы в учёбе.
  6. Другое … _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справочный материал.

Тьюторское сопровождение - особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение. Тьютор – это наставник, консультант. Задача тьютора – помочь ребенку найти собственные  познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать.

Приложение 13

Опросник для педагогов «Что даёт учащемуся и педагогу тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

  1. Повысилось качество знаний учащихся.
  2. Увеличилось количество и качество участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.
  3. Выпускники определились с выбором профессионального образования.
  4. Учащиеся стали самостоятельнее, целеустремлённее.
  5. Всё осталось по-прежнему.
  6. Другое… _______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Работа в качестве наставника способствует моему личностному росту.
  2. Работа в режиме сотрудничества меняет отношения между учителем и учащимся, оказывает благоприятное влияние на личностный рост как тьютора, так и тьюторанта.



Предварительный просмотр:

Приложение 14

Ф.И. ________________________________________________________________

Опросник для учащихся «Что даёт мне тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

  1. Осознал свои способности.
  2. Выстроилась траектория  профессионального образования (для учащихся 9 – 11 классов).
  3. Есть помощь в подготовке к  конкурсам, олимпиадам.
  4. Стало легче решать проблемы учёбы.
  5. Всё осталось по-прежнему.
  6. Появились дополнительные трудности в учёбе.
  7. Научился самостоятельно получать знания.
  8. Получил удовлетворение от процесса самообразования, от новых, приобретённых самостоятельно, знаний.

Приложение 15

Опросник для родителей «Что даёт моему ребёнку тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

  1. Стал увереннее, знает к чему стремиться.
  2. Активно участвует в конкурсах и олимпиадах разного уровня и вида.
  3. Своевременно решаются проблемы учёбы.
  4. Всё осталось по-прежнему.
  5. Появились проблемы в учёбе.
  6. Другое … _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Справочный материал.

Тьюторское сопровождение - особый тип педагогического сопровождения, когда ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам и затем обсуждает их с тьютором. Это грамотное и заботливое сопровождение. Тьютор – это наставник, консультант. Задача тьютора – помочь ребенку найти собственные  познавательные интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это реализовать.

Приложение 17

Опросник для педагогов «Что даёт учащемуся и педагогу тьюторское сопровождение?»

Обведите кружком ответы, которые подходят к Вам.

  1. Повысилось качество знаний учащихся.
  2. Увеличилось количество и качество участия учащихся в конкурсах и олимпиадах.
  3. Выпускники определились с выбором профессионального образования.
  4. Учащиеся стали самостоятельнее, целеустремлённее.
  5. Всё осталось по-прежнему.
  6. Другое… _______________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Работа в качестве наставника способствует моему личностному росту.
  2. Работа в режиме сотрудничества меняет отношения между учителем и учащимся, оказывает благоприятное влияние на личностный рост как тьютора, так и тьюторанта.
  3. Созданная творческая образовательная среда* способствует  личностному росту, успешной социализации учащихся.

*Творческая образовательная среда  (в нашем понимании) - это среда развивающего типа, создающая условия для снятия психологических барьеров развития учащегося и тем самым обеспечивающая возможность проявления и развития потенциальных способностей школьников.

Приложение 16

В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей, если ему

просто предоставить для этого возможности.
Д.Лессинг

Анкетирование учащихся

Творческая образовательная среда в школе

1.  Участвуя в школьных творческих мероприятиях, коллективных делах, я

А) очень хотел и активно участвовал в дискуссиях, смело выражал собственное мнение и чувства;

Б) очень хотел быть активным участником, но чего-то боялся, не всегда проявлял активность;

В) участвовал в общешкольных делах, но без особого желания.

2.  Учитель (учителя), классный руководитель, сопровождающий педагог

А) проявлял ко мне уважение;

Б)  интересовался моим мнением;

В) не замечал меня;

Г) относился ко мне неуважительно.

3. Учитель (учителя), классный руководитель, сопровождающий педагог

А) видел в каждом ученике человека;

Б) относился требовательно и уважительно;

В)  строго требовал точного выполнения его распоряжений;

Г) слишком «мягкотелый», всё позволял ученикам.

4. Мои друзья, по-моему, активно включились в творческую жизнь школы, потому что

А) обсуждались их мысли;

Б)  было интересно;

В)  боялись получить плохую отметку.

5. Моя деятельность, в целом,

А) помогла мне лучше узнать себя;

Б)  я получил интересные и полезные знания и умения;

В) не дала мне ничего нового, но мне было интересно;

Г) зря потраченное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Тьюторское сопровождение творческой самореализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблемой современной школы является и то, что в рамках современного урока недостаточно внимания уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, так как учитель, зачастую, работает ...

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

«ИКТ как важное средство обучения учащихся с особыми образовательными потребностями»

Проблема обучения и воспитания детей с недостатками интеллекта в настоящее время очень актуальна. Анализ психолого – педагогической литературы показал, что у школьников с умственной отсталостью ...

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.

Использование ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями....

Особенности деятельности педагога –психолога с учащимися с особыми образовательными потребностями в коррекционных школах VIII вида

Обучение в школах  VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее об...

Пластилинография для учащихся с особыми образовательными потребностями (1-4 класс)

Занятия по пластилинографии являются одним из основных, и представляют большую возможность для развития и обучения детей с особенными возможностями здоровья.Также можно использовать данные шаблоны в р...

Программа взаимодействия с семьями (родителями) учащихся с особыми образовательными потребностями "Ориентир на успех"

Программа взаимодействия с семьями (родителями) учащихся с особыми образовательными потребностями "Ориентир на успех"...