Пути повышения мотивации обучающихся с применением среды обучения«1 ученик-1 компьютер»
статья по теме

Каждый учитель, работающий в школе, сталкивается с проблемой  мотивации обучающихся. Ученики считают обучение скучным и ненужным для их дальнейшей жизни, а основной мотивацией является лишь получение удовлетворительной оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения мотивации  обучающихся с применением

 среды обучения«1 ученик-1 компьютер»

Каждый учитель, работающий в школе, сталкивается с проблемой  мотивации обучающихся. Ученики считают обучение скучным и ненужным для их дальнейшей жизни, а основной мотивацией является лишь получение удовлетворительной оценки.

Мотивированные же учащиеся реально увлечены идеей обучения, они рассматривают обучение как возможность приобрести новые знания. Все мотивированные ученики всегда имеют общие черты:  они видят взаимосвязь между  действием, конечным результатом и важностью этого результата для их жизни. Они четко понимают, что и зачем делают. Когда ученик по-настоящему увлечен тем, чем занимается, он наиболее глубоко  погружается в обучение. Глубокое погружение в учебный материал позволяет расширить границы усвоения нового для более полного понимания материала. В дальнейшем это позволяет использовать полученные знания для решения проблем и применения их в новых ситуациях.

Передо мной всегда стоял вопрос «Как учителю развивать в учениках желание учиться, основанное на подлинной заинтересованности в учебном материале?»

Ответить на этот вопрос я смогла, приняв участие в реализации проекта «Модель обучения 1 ученик-1 компьютер». Применение этой среды я решила использовать как средство для повышения мотивации обучения моих учеников.

Модель обучения  «1 ученик -1 компьютер» предлагает  ученикам эффективные способы доступа к учебным материалам, возможности для конструирования и анализа информации, взаимодействия с другими в процессе решения проблем, а так же  способы понимания для демонстрации сложных концепций. Применяемые технологии помогают усовершенствовать учебный процесс и сделать его захватывающим и мотивирующим  для всех учеников.

Исследования покали, что  то, какие темы для обучения выбирает учитель, что то, каким образом он организует  и представляет  учебный материал, может существенным образом  увеличить или понизить мотивацию обучающихся.

Наверняка вы присутствовали на обычных уроках, которые строятся по одной схеме: проверка домашнего задания, объяснение нового материала учителем, применение полученных знаний на практике. Иногда в конце урока отводится время на самостоятельную работу. Внедрение технологий мало что меняет на таких уроках. Интернет пособия заменяют традиционные учебники, тесты проводятся не на бумаге, а онлайн, заметки делаются не на бумаге, а в компьютере. Но суть традиционного урока остается прежней. Но вместе с тем вдумчивый подход к построению урока с применением среды «1:1» позволяет учащимся изучать учебный материал новыми способами.

В первую очередь я изменила подходы к организации учебного материала.

Ввожу элемент неожиданности. Заранее готовим вместе с группой учеников яркое представление, которое может  подтолкнуть  остальных учеников к обсуждению учебной темы.

Меняюсь  ролями. Даю возможность ученикам планировать и  представлять фрагменты новой темы.

 Использую  альтернативные материалы, например Интернет-ресурсы. Так для  практического применения  знаний использую онлайн игры, вместо  листов  с заданиями.

Разрабатываю  практически значимые задания.

Одним из факторов, влияющих на мотивацию обучающихся, является возможность предоставления выбора, порой даже самого примитивного. Этим  вы даете им почувствовать себя самостоятельными, проявить творческие способности.

Стараюсь предоставить ученикам возможность  выбирать порядок изучения нового материала  и продукта учебной деятельности.  Весь новый материал разбиваю  на модули, последовательность изучения которых выбирает сам ученик. Вместо общего задания для всех, ученики  из предложенного списка выбирают продукт,  над которым  они будут работать для демонстрации  приобретенных знаний.

Применение индивидуальных компьютеров позволило максимально дифференцированно подойти к организации  процесса обучения, что несомненно позволило сделать процесс обучения более доступным и отразилось на  повышении  мотивации учеников.

Одним из способов повышения мотивации учащихся и формирования у них необходимых компетенций  считаю использование в процессе обучения проектной деятельности. Среда обучения «1 ученик-1 компьютер» позволяет создать условия для ведения проектной деятельности и вовлечения  в этот процесс всех обучающихся. Ученики с интересом включаются в процесс конструирования  задания, которое имеет ценность как для школы, так  и за ее пределами. Ученикам важно, чтобы их работа имела значение  и представляла  ценность для людей, мнение которых для них важно. Используя новые возможности, в реализации проекта каждый ребенок  находит область применения своим способностям и вносит значимый  вклад в общий результат.

В последние десятилетия происходил бурный рост знаний о процессах познания и, в частности, углубление понимания  методов мотивации ученика. Было показано, что ученики с большей вероятностью будут увлечены  учебным  заданием и продемонстрируют самостоятельное и ответственное  поведение во время обучения, если они  имеют четкое понимание критериев, по которым будут оцениваться результаты их деятельности.

Следовательно, перед выполнением какой-либо работы стараюсь  очень подробно объяснить, каким образом будет формироваться итоговая оценка. Вовлекаю своих учеников в процесс принятия решения в том, как будет оцениваться материал обучения. Например, ученики разрабатывают критерии оценивания, которые будут использоваться для оценивания продукта обучения.

И, наконец, повышение мотивации учащихся считаю невозможным  без создания безопасной среды обучения, в которой они могут обучаться, пробуя новое и рискуя без страха быть высмеянными. В классе стараюсь  выстроить  безопасную  интеллектуальную среду  обучения: взаимодействие между учениками строятся на  уважении, дружбе и взаимовыручке; учитель  и ученики воспринимают неудачу как естественную часть учебного процесса; когда ученики сталкиваются с неудачей, взрослые помогают им найти причину и  найти способ исправить ситуацию.

Литература:

1.Уваров А.Ю. (2008). На пути к модели 1-1. Опыт сравнения российских и

американских школ // РЕЛАРН - 2008

2. Чиксентмихайи М. (2011) Поток. Психология оптимального переживания. М., 2011

3. Ярмахов Б.Б. (2008) Модель 1:1. Перспективы для российского образования // Модель 1:1 в эпоху 2.0 Н.Новгород., 2008

4. Ярмахов Б.Б. (2010) Фактор учителя в модели « 1 ученик : 1 компьютер» /http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=9&showentry=36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению л...

«Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

«Пути повышения эффективности содержанияи методики обучения чтению»....

Дифференцированный подход к обучению, как один из путей повышения уровня знаний.

Творческий отчёт.Дифференцированный подход к обучению, как один из путей повышения уровня знаний....

Пути повышения эффективности обучения орфографии при изучении темы "Безударные гласные"

Успешное обучение правописанию безударных гласных, проверяемыхударением, возможно тогда, когда четко определены теоретические основыэтой работы. Для этого необходимо рассмотреть основные трудности виз...

Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...

Доклад: «Пути повышения эффективности содержания и методики обучения чтению».

Поиск эффективных форм обучения надо искать и на путях интеграции уроков русского языка и чтения. Точкой сближения может стать лексико – стилистическая работа, формирование чувства слова, раскрытие от...

Выступление на городской конференции "Успешность учителя и ученика - путь повышения эффективности образовательного процесса"

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию и...