Нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий
методическая разработка (3 класс) по теме

Каждому, работающему по ФГОС НОО необходим этот материал. Практическая направленность должна осуществяться на каждом уроке. Это будет помощь учителям начальных классов и предметникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Некоторые учителя, неудовлетворенные качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, видели причины этого в том, что уроки обучения будто бы устарели, не всегда стимулируют познавательную деятельность учащихся. Вряд ли можно согласиться с этим, потому что при качественном проведении уроков и преодолении тех недочетов, о которых речь шла выше, опытные учителя добиваются довольно высокой успеваемости и обеспечивают интенсивное умственное развитие и воспитание школьников. Тем не менее, поиски новых форм обучения и методическое обновление урочных занятий, стремление к новизне и нестандартности в их проведении, безусловно, дали свои результаты.

В наше время педагоги всё больше используют и широко применяют нестандартные уроки или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым.

  1. Уроки-“погружения”
  2. Уроки – деловые игры
  3. Уроки-пресс-конференции
  4. Уроки-соревнования
  5. Уроки типа КВН
  6. Театрализованные уроки
  7. Уроки-консультации
  8. Компьютерные уроки
  9. Уроки с групповыми формами работы
  10. Уроки взаимообучения учащихся
  11. Уроки творчества
  12. Уроки аукционные
  13. Уроки, которые ведут учащиеся
  14. Уроки-зачеты
  15. Уроки-сомнения
  16. Уроки – творческие отчеты
  17. Уроки-формулы
  18. Уроки-конкурсы
  19. Бинарные уроки
  20. Уроки – обобщения
  21. Уроки – фантазии
  22. Уроки-игры
  23. Уроки-“суды”
  24. Уроки поиска истины
  25. Уроки – лекции “Парадоксы”
  26. Уроки-концерты
  27. Уроки-диалоги
  28. Уроки – “Следствие ведут знатоки”
  29. Уроки – ролевые игры
  30. Уроки-конференции
  31. Уроки-семинары
  32. Интегральные уроки
  33. Уроки – “Круговая тренировка”
  34. Межпредметные уроки – интегрированные уроки
  35. Уроки-экскурсии
  36. Уроки игры “Поле чудес”

Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые можно классифицировать как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.

Такие формы уроков используются на различных уроках по структуре, не притесняя традиционную форму обучения, а только дополняя и обогащая.

Урок-соревнование “Математический ринг”

Урок проводится в форме соревнования учащихся с командой экспертов на основе телевизионной интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?”

Учащиеся класса являются командой “Знатоки”, члены жюри являются командой “Эксперты”.

Цель: повторение, систематизация и обобщение изученного материала.

Задачи:

  • повторить компоненты сложения, вычитания, умножения, деления;
  • продолжить работу по решению задач;
  • систематизировать знания по геометрическому материалу;
  • закрепить умения и навыки по решению уравнений;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать любовь и интерес к предмету.

Оборудование:

  1. Аудиозапись музыкальной заставки игры “Что? Где? Когда?”
  2. Табло для ведения счета с названием команд “Знатоки” (учащиеся), “Эксперты” (члены жюри)
  3. Конверты с заданиями.
  4. Черный ящик.
  5. Наглядность геометрического задания.
  6. Скрипичный ключ для обозначения музыкальной паузы.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас с вами, ребята, занятие будет проходить в форме математического ринга. В ходе занятия мы с вами повторим раннее пройденные темы и недавно изученные…

Звучит музыкальная заставка.

- Итак, вы будете считаться командой “Знатоки”. Вы должны ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные вам командой “Эксперты”. Эти вопросы лежат перед вами в конвертах. Последовательность заданий вы будете определять сами, решив выражения.

Сумму чисел 25 и 10 разделить на 7 (конверт №5).

Логические задачи.

Врач прописал Кате 3 таблетки, указав, что каждую таблетку надо принимать через 20 минут. На какое время хватит этих таблеток?

В семье 3 детей: два мальчика и девочка. Их имена начинаются с букв А, В, Г. Среди А и В – есть начальная буква имени одного мальчика. Среди В и Г – есть начальная буква имени другого мальчика. С какой буквы начинается имя девочки?

3 курицы за 3 дня снесли 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести такое же и одинаковое количество яиц за один и тот же промежуток времени?

К частному чисел 36 и 9 прибавить 3 (конверт №7).

Найдите значение выражений с объяснением.

Из 29 вычесть произведение чисел 5 и 5 (конверт №4).

Найдите закономерность, и продолжи ряд чисел:

3 10 6 …

Сумму чисел 36 и 6 разделить на 6 и вычесть 7 (значение 0 – музыкальная пауза)

Физминутка:

Шаг на месте – раз, два, три,
Плечи шире разверни.
Проведем с вами игру:
Все присядем, скажем: “У-у!”
Быстро встанем, скажем: “А-а!”
Нам пора уж за дела.

Из частного чисел 49 и 7 вычесть 5 (конверт №2).

Решите задачу с пояснением, предварительно записав условие на доске, назовите полный ответ задачи.

В буфете 6 кг яблок, груш в 4 раза больше, чем яблок, а бананов – в 3 раза меньше, чем груш. Сколько всего фруктов привезли в буфет?

Произведение чисел 6 и 4 раздели на 8 (конверт №3).

Найди и назови все треугольники.

Из разности чисел 29 и 13 вычесть 10 (конверт №6).

Решите уравнения и назовите их значения.

Разность чисел 27 и 19 разделить на 8 (конверт №1).

У этой фигуры 4 одинаковые стороны, 4 прямых угла. Площадь этой фигуры вычисляется по формуле S= , а периметр – Р=.

Внимание, вопрос: что за геометрическая фигура находится в чёрном ящике?

Итак, наша игра подошла к концу. Какое задание вам понравилось больше? Какое задание вызвало затруднение? Слово предоставляется жюри.

Жюри:

Наша игра закончилась со счетом __________
В пользу команды “____  ”.

Используемая литература. 

  1. И.Ф. Харламов Педагогика, М., Гардарики, 1999 г.
  2. И.П.Подласый Педагогика. Общие основы. Процесс обучения. М., 2005 г.
  3. Обобщение личного опыта по организации нестандартных уроков-закрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы организации занятий

Сейчас проблема здорового образа жизни сконцентрировалась на влиянии школы на здоровье учащихся, ее возможность организовать качест-венное обучение, развитие и воспитание учеников без ущерб...

Сказка как нестандартная форма проведения занятий

Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн...

Инновационные формы физического воспитания на тренировочных занятиях.

Выступление на городском МО по теме Инновационные формы физического воспитания на тренировочных занятиях....

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с од...

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....

Нестандартная форма логопедических занятий как способ повышения познавательной активности школьников в условиях внедрения ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями (сборник "Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды") 2021г

В статье рассматриваются различные формы нестандартных логопедических занятий, описываются характеристики основных видов занятий. На основе проведенных исследований доказывается их эффективность в пов...