Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга
методическая разработка по теме

Брускова Дарья Вячеславовна

Исследование учебной мотивации школьников  по методике  М . Р . Гинзбурга  для начальной школы.

Определение мотивации. Виды мотивов. Возрастные характеристики младшего школьного возраста при определенной учебной мотивации у школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

среднее специальное образование

Тольяттинский социально – педагогический колледж

Исследование учебной мотивации школьников
по методике  М . Р . Гинзбурга  

Выполнила: студентка гр. НК-35

Брускова Д. В.

Проверила:

Сухенко А. А.

                                                                                                                                ___________________________

                                                                                                                                                                   (оценка)

                                                                                                                                ___________________________

                                                                                                                                                                                             (подпись)

Тольятти, 2013г 

  1. Определение мотивации

  2. Виды мотивов

  3. Возрастные характеристики младшего школьного возраста при определении учебной мотивации у школьников

Цель:  выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы

Процедура проведения.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция: 

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)


После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

Обработка результатов:

1 (а) картинка

2 (б) картинка

3 (в)

картинка

4 (г) картинка

5 (д) картинка

6 (е)

картинка

Итог

-

+ 5 баллов

-

-

+ 4 балла

+ 2 балла

Контрольный выбор

10 баллов

а) внешний мотив - 0 баллов;
б) учебный мотив - 5 баллов;

в) игровой мотив- 1 балл;
г) социальный мотив - 4 балла;

д) позиционный мотив - 3 балла;

е) получение отметки - 2 балла.

В результате исследования был выявлен общий балл, который равен 10.

        Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).

Таблица. Уровни мотивации

Уровни мотивации

Выбор картинок 2

Выбор картинок 3

Общая оценка по уровням мотивации (в баллах)

1

5

5

13 - 15

2

4

4

10 - 12

3

3

3

7 - 9

4

2

2

4 - 6

5

0 - 1

0 - 1

до 3

I - очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;

II - высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов;

III - нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов;

IV - сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;

V - низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива.

Заключение

           В результате исследования у ребенка выявлен высокий уровень мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов.  

Доминирующим мотивом является учебный мотив. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний; 

        

Рекомендации:

- Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

- Это мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, ребенку нужно помочь в этом.

- Если у ребенка что-то не получается лишний раз помогите ему, похвалите. При достижении его цели похвалите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения учебной мотивации М.Р. Гинзбурга

Представлен материал по формированию учебной мотивации младших школьников...

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В стаье  рассматривается ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Исследование учебной мотивации обучающихся. Материал к таблице 7.

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...

Исследование учебной мотивации обучающихся .

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...

Исследование учебной мотивации обучающихся .

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...