Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" (3 класс, 8 вид).
рабочая программа (3 класс) по теме

Колодовская Элла Владимировна

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно -тематическое планирование, Основные требования к знаниям и умениям, критерии и нормы оценки знаний, а также учебно - методическое, материально - техническое обеспечение учебного процесса и

перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа I и II видов»

Центр дистанционного образования

Рабочая программа учебного предмета

« Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами

и явлениями окружающей действительности»

 («Окружающий мир»)

Класс: 3 (8 вид)

Разработчик:

учитель начальных классов

 Колодовская Элла Владимировна

Смоленск

2013

Пояснительная записка

  1.  Нормативно-правовыми документами реализации программы являются:
  2. Закон РФ  «Об образовании»;
  3. Рабочая программа, составленная на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы по ред. Воронковой В.В., доктора педагогических наук, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, «Просвещение», 201
  4. Учебный план ЦДО на 2013-2014 учебный год.

Цель:

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Задачи:

-Привлекать учащихся к участию в беседе.

-Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

- Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

-Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

- Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
  У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
  Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
  В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

   Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках,  во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей (виртуально), на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов,  предметных и сюжетных картин.
  Главным компонентом беседы является речь самой обучающейся. Учитель руководит ее речевой деятельностью , активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающейся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, она учится связному высказыванию.
 Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

                                Особенности содержания курса в 3 классе:

   Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
  Участие в беседе. Правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
  Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
  Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
  Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Место учебного предмета в учебном плане

 В учебном плане ЦДО данный предмет в 3 классе (8 вида) входит в блок основных дисциплин. Количество часов в КТП распределено в соответствии  с ИУП обучающейся и составляет 34 часа.

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Сезонные изменения

7

2

Человек

8

3

Растения

10

4

Животные

7

5

Охрана здоровья

1

6

Повторение

1

                                                                                                                                                                                             

Итого: 34 ч.

 

Календарно-тематическое планирование

Обучающаяся: ...

Название подраздела

№ п/п

                  Тема урока

Коли-

чество часов

Сезонные изменения ( 8 ч.)

Сезонные изменения ( 7 ч.)

1

Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег).

1

2

Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.

1

3

Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

1

4

Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.

1

5

Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза.

1

6

Детские игры в разные времена года.

1

7

Участие детей в работах в саду и на огороде.

1

Человек ( 8 ч.)

Человек ( 8 ч.)

1

Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы.

1

2

Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

1

3

Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус.

1

4

Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

1

5

Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Практическая работа по уходу за посудой (мытье, хранение).

1

6

Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

1

7

Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Практическая работа по уходу за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

1

8

Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Практическая работа по уходу за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

1

Растения ( 10 ч.)

Растения ( 10 ч.)

1

Овощи

1

2

Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

1

3

Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

1

4

Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние.

1

5

Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.

1

6

Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние.

1

7

Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

1

8

Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

1

9

Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

1

10

Растения. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

1

Животные ( 7 ч.)

Животные ( 7 ч.)

1

Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

1

2

Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

1

3

Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело.

1

4

Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности

1

5

Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

1

6

Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.

1

7

Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

1

Охрана здоровья ( 1ч.)

Охрана здоровья ( 1ч.)

1

Охрана здоровья

1

Повторение (1 ч.)

Повторение

( 1ч.)

1

Повторение

1

Основные требования к знаниям и умениям

      Учащаяся должна уметь:
      называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
      участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
      связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
      ухаживать за одеждой и обувью;
      поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
      соблюдать правила личной гигиены;
      соблюдать правила уличного движения.
      Учащаяся должна знать:
      названия и свойства изученных предметов;
      выученные правила дорожного движения.

 Критерии и нормы оценки знаний

          Знания и умения учащейся  оцениваются по результатам    индивидуального  опроса.

Оценка «5» - ставится ученику, если он дает правильный, логически законченный   ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.

Оценка «4» - ставится, если ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.

Оценка «3» - ставится, если ученик излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.

 Оценка «2» - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей    части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.                                                                                                                                                                       

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 - Электронные (цифровые) образовательные ресурсы:

  - DVD с видео-инструкцией по работе с программой Skype

 - DVD с видео-инструкцией по работе с электронной почтой

  • Ресурсы интернет:

http://e-school67.ru/ - сайт нашей школы

          http://iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Ресурсы интернет:

http://e-school67.ru/ - сайт нашей школы

http://iclass.home-edu.ru/ - сайт i-школы

  • Материальная база учителя:

MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет — подключение.

  • Материальная база учащегося:

MacBook (apple), графический планшет, принтер, сканер, наушники, микрофон, интернет — подключение, мышь, цифровой фотоаппарат.

Перечень рекомендуемой литературы  для учителя и обучающихся

1. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  8 вида «Живой мир»; М.; «Просвещение»; 2013

2. «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание М.: Просвещение, 2006. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...