"Исследовательская работа школьников" (методические рекомендации)
статья по теме

Рафальская Виктория Васильевна

Материал работы может быть использован учителями при подготовке проектной, исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_shkolnikov.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

                         Научно-исследовательская работа школьников

                                             Методические рекомендации

                                                                                       Учитель МБОУ «СОШ № 10

                                                                                        Рафальская В.В.                                                                                        

В задачи основной образовательной программы начального общего(слайд2)

Клик, клик, клик образования входит организация проектно-исследовательской деятельности. Младшие школьники должны принимать участие в проектировании и развитии внутришкольной среды. Такие высокие требования,(слайд3) предъявляемые к выпускнику начальной основной школы, могут быть обеспечены только при серьезной методической поддержке. Большой объем  издающейся по этой теме литературы не позволяет учителю-практику быстро найти необходимые рекомендации (слайд4) для того, чтобы начать работать самому в данной области. Приводимые в  выступлении примеры ошибок в руководстве проектной и исследовательской деятельностью  имеют прямое отношение к действительности, но не описывают конкретные случаи.

Научное исследование - процесс выработки новых научных знаний

в ЕГО ОСНОВЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (слайд 5)к

интеллектуально-исследовательская. В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия.  

К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, обобщение. Или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования.

Как оформить научно-исследовательскую работу? (слайд 6)

работа имеют  определенную структуру:

- Титульный лист

- Оглавление (план работы)

- Введение (анализ литературы, проблемы, гипотеза,      цели, задачи)

- Основная (содержательная) часть по разделам,

  главам (в соответствии с задачами)

- Выводы по каждой главе

- Заключение

- Библиографического список, список Интернет-ресурсов

- Приложение

  (графики, схемы, Иллюстрации, Таблицы)

Основные требования к выступлению... (слайд7) клик.

-  Оно должно строго соответствовать заявленной теме.

 -  Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»

 -  Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.

 -  Предъявите гипотезу (Если она  есть).

 -  Представьте цели и задачи работы.

 -  Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.

 -  Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.

 -  Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы

 Пожелания  выступающему.. (слайд8)

-  Говорите убеждённо, чётко и громко.

 -  Сообщая наиболее важную информацию говорите:

    “Я подчёркиваю...  Хотел бы заметить,  что...  Я акцентирую Ваше внимание, что“

 -  Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли к выводу... Нами было сделано...”  

 -  Не уходите от заданной темы.

 -  Приветствуйте слушателей и жюри в начале и  благодарите за внимание в конце речи.

Ряд типичных ошибок

 Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд9)

Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы.  Все разделы  исследования  должны работать на раскрытие заявленной темы.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд10)

Цель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи  соответствуют теме и полученным выводам. Перечитайте Вашу работу и постарайтесь согласовать эти два раздела работы.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд11)

Задачи   должны конкретизировать цель, а не представлять план действий. Часто первой задачей автор ставит прочтение литературы, что совсем не отражает цель. Предполагается, что тема работы родилась (уточнилась) уже после изучения некоторой литературы.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд12)

Важным шагом в исследовательской работе является выдвижение гипотезы. Гипотеза: это утверждение вида «если А, то В», которое описывает, как намеревается автор разрешить проблему. Она отражает научный подход, и не должна быть субъективной. Не имеет смысла, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал. Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с  анализом первоисточников. Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы. К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд13)

Часто авторы не выделяют в своей работе проблемы. Работа  выигрывает, если автор  определяет  возникающие противоречия. Проблемы возникают тогда, когда возникают и  формулируются вопросы, которые направляют ход исследования.

 Сбор данных и их анализ чаще всего проходят по литературным источникам, а затем уже, в ходе реального эксперимента. Анализ важен после каждого раздела (блока) работы.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд14)

Наиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключение, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе.  Совет: после написания работы прочитайте отдельно сначала введение, а затем сразу заключение с выводами, и вы сами увидите возможные нестыковки и несоответствия. Это позволит Вам снять эту проблему.

Надо чётко представлять  разницу между рефератом,  исследованием, практикумом и лабораторной работой.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд14)

Зачастую в работах авторы не называют методы исследования, или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования.

 Значительно выигрывают работы показывающие актуальность  темы исследования. Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные  ранее.

Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд15)

Заметно, что на различных этапах работы автор и его научный руководитель не соотносят наработанное с заявленной темой. Не желают отказаться от  лишнего – несоответствующего теме. Рефлексия каждого наработанного раздела, каждой главы – обязательное условие успешной работы. Надо уметь взглянуть на работу как бы «сверху» для того чтобы не выходить за обозначенные рамки целей и задач. Постоянное согласование проделанной работы с поставленными целями и задачами, гипотезой исследования и темой наиболее сложная работа. Она приводит часто  к отказу от каких-то материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская   работа...

Методические рекомендации "Как подготовить исследовательскую работу"

Метериал предназначен ученикам начальной школы, делающих первые шаги в исследовательской деятельности, а также их педагогам. Памятка составлена по учебнику-тетради А. И.  Савенкова "Я - исследова...

Экологическое воспитание младших школьников. Методические рекомендации для учителей. Презентация.

Материал содержит методические рекомендации для учителей по организации работы на уроках и во внеурочное время....

Исследовательская работа "Мое здоровье"- ( рекомендация)

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? К...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Программно-методический материал для учителей-логопедов «Электронная таблица как инструмент анализа письменной речи школьников». Методические рекомендации»

Методические рекомендации предлагают фиксацию и анализ ошибок школьников, посещающих логопедические занятия, через электронную «Таблицу анализа ошибок письменной речи учащихся». Данный инс...