"Исследовательская работа школьников" (методические рекомендации)
статья по теме
Материал работы может быть использован учителями при подготовке проектной, исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_shkolnikov.docx | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская работа школьников
Методические рекомендации
Учитель МБОУ «СОШ № 10
Рафальская В.В.
В задачи основной образовательной программы начального общего(слайд2)
Клик, клик, клик образования входит организация проектно-исследовательской деятельности. Младшие школьники должны принимать участие в проектировании и развитии внутришкольной среды. Такие высокие требования,(слайд3) предъявляемые к выпускнику начальной основной школы, могут быть обеспечены только при серьезной методической поддержке. Большой объем издающейся по этой теме литературы не позволяет учителю-практику быстро найти необходимые рекомендации (слайд4) для того, чтобы начать работать самому в данной области. Приводимые в выступлении примеры ошибок в руководстве проектной и исследовательской деятельностью имеют прямое отношение к действительности, но не описывают конкретные случаи.
Научное исследование - процесс выработки новых научных знаний …
в ЕГО ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (слайд 5)к
интеллектуально-исследовательская. В нее входят собственно интеллектуальные операции и собственно исследовательские действия.
К ним относятся, например, такие умственные действия, как сравнение, анализ, обобщение. Или более сложные: систематизация, моделирование, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач исследования.
Как оформить научно-исследовательскую работу? (слайд 6)
работа имеют определенную структуру:
- Титульный лист
- Оглавление (план работы)
- Введение (анализ литературы, проблемы, гипотеза, цели, задачи)
- Основная (содержательная) часть по разделам,
главам (в соответствии с задачами)
- Выводы по каждой главе
- Библиографического список, список Интернет-ресурсов
- Приложение
(графики, схемы, Иллюстрации, Таблицы)
Основные требования к выступлению... (слайд7) клик.
- Оно должно строго соответствовать заявленной теме.
- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту тему?»
- Раскройте её актуальность и значимость для себя и для ... Обоснуйте это.
- Предъявите гипотезу (Если она есть).
- Представьте цели и задачи работы.
- Назовите, какие методы исследования использованы Вами и как его проводили.
- Сообщите, что самого важного и интересного принесла Вам работа.
- Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно должны быть связаны с целями и задачами работы
Пожелания выступающему.. (слайд8)
- Говорите убеждённо, чётко и громко.
- Сообщая наиболее важную информацию говорите:
“Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я акцентирую Ваше внимание, что“
- Ваше исследование – это совместный труд с научным руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше исследование... Мы пришли к выводу... Нами было сделано...”
- Не уходите от заданной темы.
- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и благодарите за внимание в конце речи.
Ряд типичных ошибок
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд9)
Тема взята очень широко, в ней не отражается проблема. Чрезмерное увлечение биографическими данными и, как следствие, отступление от темы. Все разделы исследования должны работать на раскрытие заявленной темы.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд10)
Цель работы сформулирована неточно и не выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Не всегда поставленные цели и вытекающие из них задачи соответствуют теме и полученным выводам. Перечитайте Вашу работу и постарайтесь согласовать эти два раздела работы.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд11)
Задачи должны конкретизировать цель, а не представлять план действий. Часто первой задачей автор ставит прочтение литературы, что совсем не отражает цель. Предполагается, что тема работы родилась (уточнилась) уже после изучения некоторой литературы.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд12)
Важным шагом в исследовательской работе является выдвижение гипотезы. Гипотеза: это утверждение вида «если А, то В», которое описывает, как намеревается автор разрешить проблему. Она отражает научный подход, и не должна быть субъективной. Не имеет смысла, например, гипотеза «Если я найду, то…». Если автор не нашел, это не значит, что выдвинутое предложение не верно, просто он не там искал. Не каждое исследование требует гипотезы, особенно если связано с анализом первоисточников. Если же гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы. К сожалению, во многих работах при наличии гипотезы отсутствует этап разработки эксперимента. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд13)
Часто авторы не выделяют в своей работе проблемы. Работа выигрывает, если автор определяет возникающие противоречия. Проблемы возникают тогда, когда возникают и формулируются вопросы, которые направляют ход исследования.
Сбор данных и их анализ чаще всего проходят по литературным источникам, а затем уже, в ходе реального эксперимента. Анализ важен после каждого раздела (блока) работы.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд14)
Наиболее распространенная ошибка – отсутствие выводов в заключение, или их несоответствие поставленным задачам. Желательно иметь выводы к каждой главе. Совет: после написания работы прочитайте отдельно сначала введение, а затем сразу заключение с выводами, и вы сами увидите возможные нестыковки и несоответствия. Это позволит Вам снять эту проблему.
Надо чётко представлять разницу между рефератом, исследованием, практикумом и лабораторной работой.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд14)
Зачастую в работах авторы не называют методы исследования, или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования.
Значительно выигрывают работы показывающие актуальность темы исследования. Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные ранее.
Типичные ошибки в работах участников конкурса (слайд15)
Заметно, что на различных этапах работы автор и его научный руководитель не соотносят наработанное с заявленной темой. Не желают отказаться от лишнего – несоответствующего теме. Рефлексия каждого наработанного раздела, каждой главы – обязательное условие успешной работы. Надо уметь взглянуть на работу как бы «сверху» для того чтобы не выходить за обозначенные рамки целей и задач. Постоянное согласование проделанной работы с поставленными целями и задачами, гипотезой исследования и темой наиболее сложная работа. Она приводит часто к отказу от каких-то материалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников
Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская работа...
Методические рекомендации "Как подготовить исследовательскую работу"
Метериал предназначен ученикам начальной школы, делающих первые шаги в исследовательской деятельности, а также их педагогам. Памятка составлена по учебнику-тетради А. И. Савенкова "Я - исследова...
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Проблемы экологического воспитания и образования....
Экологическое воспитание младших школьников. Методические рекомендации для учителей. Презентация.
Материал содержит методические рекомендации для учителей по организации работы на уроках и во внеурочное время....
Исследовательская работа "Мое здоровье"- ( рекомендация)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжёлый ранец влияет на осанку ребёнка? Сколько должен весить ранец? К...
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...
Программно-методический материал для учителей-логопедов «Электронная таблица как инструмент анализа письменной речи школьников». Методические рекомендации»
Методические рекомендации предлагают фиксацию и анализ ошибок школьников, посещающих логопедические занятия, через электронную «Таблицу анализа ошибок письменной речи учащихся». Данный инс...