«Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов»
статья по теме

Рафальская Виктория Васильевна

В данной статье описан опыт работы,  посвященный рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме организации проектной деятельности младшего школьника. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов»

                                                                         Рафальская Виктория Васильевна,  

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                 МБОУ «СОШ № 10»

Аннотация

В данной статье описан опыт работы,  посвященный рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме организации проектной деятельности младшего школьника. Проектная деятельность учащихся сегодня является неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования. Также представлены фрагменты уроков с описанием приемов работы.

Тезисы

   “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

   В задачи основной образовательной  программы начального общего образования входит организация проектно-исследовательской деятельности. Младшие школьники  должны принимать участие в проектировании и развитии  внутришкольной социальной  среды, эффективно самостоятельно работать, включаться в процессы познания и преобразования внешкольной социальной  среды.

   Успешное формирование проектной деятельности способствует самостоятельному планированию и последовательной реализации реальных жизненных потребностей, развивает умение доводить начатое дело до логического завершения.

   Системно-деятельностный подход, лежащий в основе реализации основной образовательной программы начальной ступени, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, таких как инициативность, активная гражданская позиция.

   Именно проектная деятельность ученика может целенаправленно учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся. Формировать индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка.

   В соответствии с этими положениями системно-деятельностного подхода  организация проектной деятельности учащихся начальной школы должна быть, с одной стороны, массовой, а с другой стороны, максимально индивидуализированной.

   ФГОС не содержит завышенные требования к формированию проектной деятельности. На первой ступени общего образования в соответствии со Стандартом необходимые для этого навыки только закладываются. Однако для того, чтобы обеспечить преемственность на всех ступенях общего образования, необходимо целенаправленно заниматься формированием проектной деятельности в начальной школе. На основной ступени среднего образования учащиеся уже должны иметь опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, для того чтобы далее на практическом уровне овладеть умением  принимать самостоятельные решения, развивать способность к поиску нестандартных решений.

        

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году КЛИК (СЛАЙД 2) была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В силу ряда причин в дальнейшем проектной деятельностью занимались лишь энтузиасты. И вот пришло  время,  когда  задачей современной школы должно стать формирование человека, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. 

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием.

 Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. КЛИК (СЛАЙД 3)

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: о навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.

КЛИК (СЛАЙД 4)

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Технология организации проектной деятельности школьников является многоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разновидностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние. Выделяются несколько классификаций проектов по различным основаниям. (она перед вами на слайде) КЛИК (СЛАЙД 5)

 Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:

практико-ориентированные

исследовательские;

информационные;

творческие;

ролевые.

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделении иного признака. КЛИК СЛАЙД 6

Классификация по предметно-содержательной области: моно проекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

КЛИК (СЛАЙД7)

Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть). КЛИК (СЛАЙД 8)

Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные. КЛИК (СЛАЙД 9)

Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Этапы работы  над методом проектов: КЛИК (СЛАЙД 10)

  • Мотивационный  - учитель создает  настрой;  ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи
  • Планирующий – подготовительный -  ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

 Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: КЛИК (СЛАЙД 11) Перед вами на слайде КЛИК (СЛАЙД 12)

 Работа над проектами может быть индивидуальной, но гораздо чаще она групповая. Групповые проекты имеют большое значение для формирования ключевых компетенций школьников: КЛИК (СЛАЙД 13) умение работать в коллективе, анализировать ситуацию, принимать решение.

КЛИК (СЛАЙД  14) По моему мнению, трудней всего организовать начальный этап работы над проектом. Выбор темы порой бывает просто сложным: ведь надо учесть интересы учащихся, актуальность вопроса, возможности школьного кабинета.

Но вот тема определена. КЛИК (СЛАЙД  15) Теперь нужно распределить роли в группе: выбрать ученика, который собирает теоретический материал, анализирует его, готовит реферат. Совместно с другими школьниками выполняется практическая часть исследования: закладывается эксперимент, выполняются опыты, иллюстрирующие анализируемый материал, делается фоторепортаж или видеосъемка. Так при работе над проектом “Мой город” один ученик собирала материал, другой анализировал его, третий готовил теоретическую часть проекта. КЛИК (СЛАЙД 16)  Практическую часть (готовилась стенгазета, агитбригада) выполняли все учащиеся, при этом были подготовлены фотографии и презентации о городе.

Затем начинается активная подготовка к представлению  проекта на школьной, а затем  на городской  конференции (мы представляли проект «История одной улицы). КЛИК (СЛАЙД 17)  Готовится доклад, при его подготовке, как правило, принимают участие все одноклассники. Основной автор  работы представляет проект доклада (уже традиционно с презентацией). Главной целью такого предварительного прослушивания является своеобразный конкурс на самый неожиданный и интересный вопрос к докладчику. Ребята вместе составляют план ответа на все вопросы. Для чего мы это делаем? Дело в том, что при публичной защите проекта школьники волнуются, часто теряются. КЛИК (СЛАЙД  18)

 Внеурочная проектная деятельность школьников через участие в конкурсах, фестивалях, конференциях. Так детская исследовательская работа “Хранение хлеба в домашних условиях ” заняла второе место на городском конкурсе «Гости из будущего»

В  начальной школе элементы исследований, экспериментов включены в программу основных предметов. Постановка различных несложных экспериментов предусматривается, например, в качестве домашнего задания во многих темах предмета «Окружающий мир».

В первом классе закладываются основы проектной деятельности, отдельные элементы такой деятельности: понятие о разных источниках информации умение представлять, описывать результаты перед коллективом,

Во втором, третьем, четвертом классах целесообразна организация как индивидуальных, так и групповых проектов, даже в рамках целого класса. Проектная работа класса может состоять из подпроектов групп учеников объединенных общей идеей. КЛИК (СЛАЙД 19) Например, во втором классе  группа ребят моего класса заинтересовались изготовлением поделок из бросового материла. Каждый участник группы выбрал себе материал, о котором стал собирать информацию, затем все вместе придумали поделки. Выполнили их. В заключении с помощью классного руководителя составили план выступления, отрепетировали каждый свою часть доклада.

КЛИК (СЛАЙД  20)

Роль учителя в организации проектной деятельности в классе может сама стать педагогическим проектом. Я начала работать над проектами 3 года назад  взяв программу «Школа России». Проектная деятельность в этой программе, как одна из форм организации  внеурочной деятельности школьников и как одна из форм учебной деятельности. КЛИК (СЛАЙД  21) Тематика проектов, предложенная авторами комплекта, интересна, разнообразна, но, на мой взгляд, перегружена. Например, в третьем классе предложены следующие темы: « Родной город», «Красная книга»,

« Профессии», «Родословная»,  «Города России», «Страны мира». И это только темы по окружающему миру. Скажу честно. Далеко не все проекты по данным темам заинтересовали детей и меня. Проблема также, что в одну четверть детям предлагалось заниматься сразу несколькими проектами разной тематики. Как же решить проблему переизбытка тем и необходимости работать сразу над несколькими проектами разных тем? Я решила предлагать школьникам одну тему. Ее можно назвать главной темой. От того, как пройдет погружение в тему проекта, зависит половина дела.

 КЛИК (СЛАЙД  22)

Во втором классе тема «Родословная». На уроке я раздала детям листы с большой темой и вариантами подтем. (проектный лист р.т. по окружающему мируА.А. Плешаков). Дети взяли этот листок домой, обсудили с родителями предлагаемые проекты, выбрали из предложенного или придумали свою тему проекта. На этом листе расписан план работы над проектом. Проекты, выполненные в классе - это макеты родословной, записанные совместно с родителями традиции семьи. Индивидуально дети сделали почти, все, что требовалось в проектном листе.

Конечно, при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо подключение родителей к детскому проектированию. Основная цель привлечения – сотрудничество с собственным ребенком. Здесь я как многие учителя столкнулась с еще одной проблемой. КЛИК (СЛАЙД  23) Далеко не все родители представляют, что такое проект, что  должно получится в результате проекта у ребенка, как правильно помочь сыну или дочке. А ведь роль родителей при организации проектной деятельности огромна. Я провела родительское собрание, на котором наглядно продемонстрировала продукты проектной деятельности.

Главная задача учителя при организации обучения школьников заключается, прежде всего, в создании у детей положительной мотивации, побуждении их к учению, к познанию. КЛИК (СЛАЙД  24) Считаю, что каждый учащийся должен иметь возможность повысить свой творческий потенциал, проявить себя в самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей.

КЛИК (СЛАЙД 25) Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Проектная  деятельность  младших  школьников  закладывает  основы  развития  проектирования  в  основной  школе

  КЛИК (СЛАЙД 26)  В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность младших школьников в свете новых образовательных стандартов.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый ...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

Презентация Влияние информационных технологий на проектную деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС

Главная задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и в достижении нового качества результатов...

Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...

Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

 Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, ...