Развитие одарённости у учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС 2 поколения
статья на тему

Борисова Елена Геннадьевна

В докладе ставятся задачи развития одарённости детей младшего школьного возраста, а также ожидаемые результаты развития одарённости  в рамках реализации ФГОС нового поколения. В докладе говорится о формах и методах работы с одарёнными детьми, о проблемах одарённых детей. Проектная работа одна из форм развития одарённости учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_odaryonnye_deti.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на педагогическом совете на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»

                           Доклад подготовила

                                    учитель начальных классов

        Борисова Е.Г.

2012год

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой. В то время как современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В связи с этим, процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности, а также проблемы профессиональной личностной подготовки педагогов, психологов и родителей для работы с одаренными детьми.

Задачи:

  1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования обучающихся.
  2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, , расширение  состава конкурсов, олимпиад, смотров, в которых  принимают  участие  обучающиеся  школы.
  3. Адресное  сопровождение и поддержка талантливой  молодежи, в т.ч. при содействии  органов  местного  самоуправления.
  4. Создание системы учета  индивидуальных  образовательных  достижений в формате  портфолио  обучающихся начальной, основной  школы.
  5. Организация  общественной  презентации  ученических  портфолио.

 Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника   основной школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, основной  школы.
  • Реализация положений программы учреждения  “Новая школа”.
  • Развитие  индивидуальных  способностей  обучающихся.

  • Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Одарённость общая

  • - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
  • Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
  • При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.

Одарённость ранняя

  • - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Методы работы

  • исследовательский;
  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • проективный;

Формы работы

  • 1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
  • 2. консультирование по возникшей проблеме;
  • 3. научные кружки, общества
  • 4. дискуссия;
  • 5 ТРИЗ;
  • 6. игры.

Очень важны

  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные марафоны;
  • различные конкурсы и викторины;
  • словесные игры и забавы;
  • проекты по различной тематике;
  • игра «Научно  - исследовательская лаборатория»;
  • ролевые игры;

индивидуальные творческие задания

Проблемы одарённых детей

  • Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
  • Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  • Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
  • Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  • Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Основная форма работы с одарёнными детьми – составление портфолио

  • Основными целями составления портфолио являются:
  • Развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их самооценки.
  • Мотивация обучающихся к творчеству в через активное участие во внеурочной деятельности по владению знаниями, умениями, навыками.

Переход на более объективную, справедливую форму оценивания

Основные задачи портфолио

  • Развитие самооценки обучающихся.
  • Формирование учебной мотивации, активной жизненной позиции.
  • Формирование компетентностей.
  • Создание условий для индивидуализации оценки деятельности каждого обучающегося.

Проектная деятельность

Достижение современного уровня образовательных результатов возможно лишь при активном включении каждого учащегося в совместную практическую деятельность. Проектная деятельность позволяет создать педагогические условия для продуктивной самостоятельной коллективной деятельности учащихся в рамках класса. Решить задачу формирования системы универсальных учебных действий возможно лишь в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование (К.Н. Поливанова).

Программа «Работа над проектами» тесно связана с содержанием предметных программ и программ внеурочной деятельности, реализуемых в классе, что позволяет комплексно решать образовательные задачи.

Программа проектной деятельности способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).

Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием.

Цель:

  • развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка на основе самостоятельной совместной проектной деятельности учащихся класса.

Задачи:

  • формирование умений решать творческие задачи;
  • формирование начальных умений работать с информацией;
  • формирование умений поисковой деятельности;
  •  развитие познавательной инициативы;
  • развитие умения определять методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
  • формирование коммуникативных умений детей в сотрудничестве:

-        умение вести диалог, регулировать свои действия в совместной деятельности;

-        способности доброжелательно относиться к окружающим;

  • формирование способности к организации деятельности и управлению собственной деятельностью:
  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

-        формирование умения совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-        формирование умения совместно принимать решения.

Тема проекта ненавязчиво предлагается учителем в ходе проблемного диалога. Критерием выбора темы является актуальность темы для данного класса, календарные даты, завершение учебного этапа, а также проблемы, возникающие в классном коллективе.

Результатом каждого проекта является конкретный продукт деятельности учащихся. Завершая работу над проектом, учащиеся рассказывают о своей работе, демонстрируют ее результат. При презентации некоторых проектов присутствуют родители.

При планировании проектной деятельности соблюдаются этапы метода проектов: проблема, гипотеза, планирование, продукт, защита проекта, рефлексия.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями на соответствующем возрасту уровне:

«Регулятивные универсальные учебные действия»

  • способность принимать учебную цель и задачу;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • контролировать и оценивать свои действия.

«Личностные универсальные учебные действия»

  • мотивация деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности;
  • самооценка на основе критерия успешности деятельности.

«Познавательные универсальные учебные действия»

  • поиск информации для выполнения проектных заданий с использованием различных источников;
  • выделение главного в собранном материале;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • структурировать информацию в соответствии с темой исследования.

«Коммуникативные универсальные учебные действия» 

  • учитывать позицию собеседника;
  • осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками при работе в коллективе, группе;
  • формулировать собственное мнение;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • строить небольшое монологическое высказывание;
  • презентовать свою работу доступными возрасту способами.

6. Система отслеживания и оценивания результатов освоения программы 

При организации проектной деятельности ведущим образовательным результатом является способность ученика действовать самостоятельно, инициативно и ответственно при решении учебно-практических задач. В начальной школе учебно-практическая самостоятельность состоит в высоком уровне овладения способами действий. (К.Н. Поливанова).

Для оценивания результатов проектной деятельности используется критериальный подход. К определению критериев оценки привлекаются учащиеся. По результатам выполнения проекта и на промежуточных этапах целесообразно использовать элементы самооценки учащимися процесса и результата деятельности.

Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.

Возможные результаты проектной деятельности младших школьников:

  • альбом, буклет, журнал, книжка-раскладушка, стенгазета, плакат,
  • гербарий, макет, модель, наглядные пособия,
  • иллюстрации, поделка, коллекция, костюм,
  • музыкальная подборка, сценарий праздника, сказка,
  • справочник, словарь
  • фотоальбом, фильм,
  • экскурсия.

      Планирование дальнейшей работы

  • Изучить особенности работы с одарёнными детьми.
  • Перейти в работе от интуиций к системе.
  • Провести диагностику для выявления способностей у детей.
  • Составить программу развития одарённых детей и  поэтапного отслеживания результатов их достижений.

Литература

  • Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
  • Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
  • Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
  • Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
  • Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.
  • Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.
  • Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
  • Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.
  • Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
  • Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
  • Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
  • Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
  • Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только насто...

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы в рамках реализации ФГОС

Особенности развития детей в начальной школе дают возможность широко внедрять элементы проектно-исследовательской деятельности в процесс обучения. Рассмотрению возможных проблем, возникающих в ходе пр...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации в начальной школе в рамках реализации ФГОС третьего поколения»...