Способы дифференциации учебного материала.
статья по теме

Учителей-практиков волнует вопрос: что надо сделать, чтобы за 40-45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И вторая проблема: как осуществить индивидуальный  подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне слабоуспевающих учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diferentsirovannoe_obuchenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Учителей-практиков волнует вопрос: что надо сделать, чтобы за 40-45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать. И вторая проблема: как осуществить индивидуальный  подход в обучении младших школьников, чтобы не оставить в стороне слабоуспевающих учащихся. Этому способствует дифференцированный подход. Дифференцировать материал и работу можно по разным признакам. Рассмотрю именно те, которые направлены на работу  со слабоуспевающими учащимися.

Дифференциация содержания учебных заданий по уровню усвоения материала и уровню трудности.

     Деление на группы осуществляется на основе достижения уровня обязательной подготовки. Каждый учащийся имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант: легкий, менее сложный, трудный.

     Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведенное для этого на уроке, можно использовать индивидуальные карточки-задания, которые готовятся заранее в трех вариантах, для трех уровней.  

Пример: математика, решение задач.

На ориентировочном этапе ученики знакомятся  с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого 3 группа приступает к выполнению задания. Остальные с помощью учителя или анализируют способ решения или предложенный образец, или выполняют часть упражнения. Затем 2 группа начинает работать самостоятельно. А дети 1 группы, которые испытывают затруднения выполняют все задание под руководством учителя.

     Этап проверки проводится фронтально. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они в любой момент могут вернуться к работе  под руководством учителя.

Пример: русский язык.

На уроках русского языка использую с этой же целью карточки разного цвета: белые – задания обычного характера, цветные – задания с подсказкой.

Задание: 1) высокий уровень: Разбери слова по составу: прибрежный, лесной, река. Придумай свои слова, с аналогичным составом.

2) средний уровень: Разбери слова по составу: звездочка, маленький, походка.

3) низкий уровень: Разбери слова по составу: моряки, записка, горочка.

 Используй подсказку: Корень – общая часть однокоренных слов.

                                       Окончание – изменяемая часть слова ( кот – кота, котом, к  

                                       коту.)

                                       Приставка – перед корнем, подбери однокоренные слова с

                                       другой приставкой или без неё ( пересадка,  посадка).

                                       Суффикс – после корня.

Дифференциация  по степени и характеру помощи учащимся.

     Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. А помощь оказывается дозированная.

     Помощь носит стимулирующий, направляющий и обучающий характер.

Карточки-помощницы являются либо одинаковыми для всех детей, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой.

     Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без любой помощи.

Виды помощи на карточках:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения и оформления.

- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблиц единиц длины, массы и так далее.

- алгоритмы, памятки, план, инструкция.

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (графическая схема, краткая запись задачи, таблица и другие)

- дополнительная конкретизация задания ( указание на какую-либо деталь, существенную для решения задачи)

- вспомогательные ( наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.

- план решения задачи

- и другие.

Примеры дифференциации работы по характеру помощи учащимся.

Класс: 2.

Предмет: математика.

Задание: решить задачу.

Цель: Развивать навык решения задач, умение выделять лишние данные.

Дано:  Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?

Карточка № 1

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно, что нужно узнать. Реши задачу.

Карточка № 2

Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.

Карточка № 3

В задаче есть лишние данные. Подумай, какое число не нужно для решения задачи.

Карточка № 4

Подумай, верно ли составлена краткая запись:

Привезли – 15 и 13 б.

Съел - ? б.

Осталось – 9 б.

Карточка № 5

Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину, и сколько он их съел?

Карточка № 6

Воспользуйся схемой и реши задачу:

1) +=(б.) – привезли.

2) -= (б.) – съел.

В заключении подведу итог:

  Дифференцированное обучение – это средство развития индивидуальности. А дифференцированные формы обучения создают условия для  осуществления личностно-ориентированного подхода.

     Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе, а следовательно и помогает справиться с трудностями в обучении и приводит к повышению уровня качества знаний, умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.

В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....

Открытый урок на тему: "Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе"

Тип урока:  комбинированный.Вид урока:  урок – игра.Цель:  Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии  на основе  практических форм р...

Методические рекомендации "Дифференциация учебного материала по ведущим модальностям"

Методическое обеспечение на уроке должно отвечать функциональным системам психики ребенка по критериям наглядности, доступности, интереса ребенка, потребности самоутвердиться и получить одобрени...

Способы профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала

В этой статье автор рассказывает о содержании и видах занятий построения предмета, о способах профилактики и коррекции трудностей детей в усвоении учебного материала «Русский язык» по учеб...

Способы адаптации учебного материала для детей с РАС

В данной статье представлены рекомендации по адаптации учебного материала для детей с РАС...