Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
учебно-методический материал по теме

Гусарова Светлана Александровна

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_31.03.2014.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках в начальной школе».

Педсовет 31.03.2014

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Урок математики в 3 классе построен на основе сотрудничества учителя  и учащихся и ориентирован на развитие учеников. Учитывая место урока в теме характер содержания урока тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования первоначальных навыков, овладение способами учебных действий  (Урок открытия новых знаний).

Урок проведен в рамках системно – деятельностного подхода на основе исследовательского метода обучения и спланирован в соответствии со следующими принципами обучения: научность, доступность, наглядность, учет возрастных особенностей.

        С целью формирования интереса к учению я провела урок математики в форме исследования, где ученики были исследователями и сами открывали новые знания с опорой на ранее изученный материал. На уроке создавались проблемные ситуации, где я сначала в подводящем диалоге помогала ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока и вопрос для исследования, а затем посредством подводящего диалога организовала поиск решения или «открытия» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать того, до чего додумался сам.

Создавая условия учащимся для участия в исследовательской деятельности, я создавала предпосылки для формирования регулятивных универсальных учебных действий, в частности целеполагание, планирование и оценка своей деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

На уроке были использованы различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах. Включая учащихся в коллективную деятельность, в парах формируются коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество с одноклассниками и учителем. В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верные решения.

При этом у них формируются умения: учитывать разные мнения, формулировать свое мнение,  договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Планируя урок,  я решила придти в класс не ответом, а с вопросом, поддерживая инициативу детей в нужном направлении. Каждая минута урока работает на цель, сформированную каждым учеником, как собственную. Весь урок проходит как ответ на вопрос: «Как научиться умножать двузначное число на однозначное, и где можно применять этот способ умножения?».  Всё это формирует у учащихся регулятивные УУД,  в частности целеполагание и планирование своей деятельности.

Для создания психологического комфорта и атмосферы доброжелательности, сотрудничества я провела в начале урока игру «Добрый день». Она позволила снять напряжение и волнение детей. Шло формирование личностных УУД: смыслообразование и самоопределение, коммуникативных УУД: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем, регулятивных УУД: управление своей деятельностью.

         С целью мотивации учебной деятельности создавались условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность «Надо открыть математическую тайну, для этого я хочу быть исследователем, могу составить план исследования».

Девиз урока помогает формированию регулятивных УУД – принятие учебной задачи.

На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии я создавала настроение ожидания нового материала, радости открытия неизвестного, формируя у учащихся личностные УУД.  Отсюда видно, что обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с "преодолимой трудностью", то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными методами, а вынуждены изобрести, "открыть" новый способ действия.

 Учитель подводит их к этому открытию, предлагая систему специальных вопросов и заданий. Отвечая на них, учащиеся выполняют предметные и мыслительные действия, которые называют учебными действиями.

        На протяжении всего урока шло формирование познавательных УУД.

 Дети усваивали новый материал системно. Определение темы исследования, выполнение тест – контроля, исследование числового ряда было направлено на повторение материала  необходимого для «открытия нового знания» и побуждало учащихся к активной познавательной деятельности. Проводилась классификация, группировка, сравнение, действия с числами, затем создавалась проблемная ситуация, в ходе решения которой детям пришлось принимать правильное решение и аргументировать свой выбор. Чётко проговаривается цель урока, методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования. Выбирают удобный способ, составляют план.  Новое правило они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий (выход на алгоритм – открытие).

В    процессе    первичного    закрепления  примеры    решаются    с  комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи у доски, а затем работая в парах. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

        Старалась помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно – познавательной деятельности, учила их учиться, используя схемы, план исследования, алгоритм умножения.

Шло формирование регулятивных УУД: ученики выполняли и контролировали свои действия по заданному образцу, создали алгоритм, учились адекватно оценивать выполненную ими работу, учились исправлять ошибки.

На этапе обобщения усвоенного материала и включения его в систему знаний и повторений шло формирование познавательных УУД.  На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривает как промежуточный шаг. Организуя этот этап, я подбирала задания, в которых тренируется использование изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Учащиеся закрепляли умение решать задачи, используя новый способ умножения, выбирали два способы решения задач, строили логические цепи рассуждения, придумывали тексты задач по заданному выражению.

Задание «Проверяю и оцениваю себя» позволило формированию личностных УУД:  самооценка на основе критерия успешности. На данном этапе ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. Важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания.

 Этап рефлексии формировал личностные УУД: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности, самооценка учениками собственной деятельности.

  Познавательные УУД: использование индуктивного умозаключения, рефлексия способов и условий действия.

 В завершение, соотносится цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности, тем самым формируя регулятивные УУД  и коммуникативные УУД:  достижение общего решения в совместной деятельности.

Домашнее задание даётся дифференцированно по степени творчества.

    I уровень (репродуктивный) -  № 4 (3 столбик) на странице 60.  

   II уровень (продуктивный)   -   А для самых любознательных, которые стараются учиться хорошо, много знают, предлагаю провести мини – исследование и узнать: «Где в жизни мы встречаемся с умножением».

-  А как это можно сделать?   (Понаблюдать, вспомнить случаи из жизни, спросить у взрослых, у   родителей, у своего учителя, у учителя математики, посмотреть в   книгах, энциклопедиях, найти в интернете…).

- Тем, кто лучше всех сегодня усвоил новую тему исследования,  я предлагаю составить примеры  для одноклассников.

Следует подчеркнуть, что приемы и методы работы на каждом из перечисленных этапов не являются новыми ни для педагогической теории, ни для практики обучения. Они достаточно подробно описаны в разделе педагогических исследовании, посвященных "активизации" деятельности детей на уроке. Таким образом, почва для формирования УУД в практику работы общеобразовательной школы хорошо подготовлена.

          Новым здесь является лишь понимание того, что все этапы учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Развитие УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения...

«Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»

В данном материале дается определение и краткая характеристика УУД. Рассматриваются методические приемы формирования УУД на уроках математики в начальной школе....