Памятка по сопровождению исследовательской деятельности учащихся
методическая разработка по теме

памятка по сопровождению учебного исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка сопровождения исследовательской деятельности учащихся

Этап исследовательской деятельности

Содержание работы ребенка (описание конкретной ситуации)

Направление(я) педагогического сопровождения учителя

Содержание/методы работы педагога

Постановка проблемы

 «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования второклассника Мурашкина Виталия. Интересна сама постановка проблемы, Виталий рассматривает дерево нетрадиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок сумел увидеть другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами спасатели нуждаются в нашей защите.

 Подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором.

  Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки

 Помощь в выборе темы исследования: тема должна быть интересной, полезной, необычной, выполнимой, соответствовать возрастным возможностям. 

  На этом этапе учитель выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

  Консультирование (помощь в выборе идеи, темы исследования)

  Развитие (формирование навыков выдвижения и выбора идей, темы исследования)

  Обсуждение актуальности проблемы, полезности, оригинальности, посильности темы.   

Поиск вариантов решения и сбор материала

Тема «Жилой дом будущего»

 проекта активизировала интерес детей к архитектуре, и они не просто пытались реализовать то, что в голову придет, а изучали жилые здания и тенденции развития архитектуры жилых строений.

  Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Затем выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Проведя классификацию, сделать выбор, оценив без эмоций, как и следует исследователю, эффективность каждого способа.

  Стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов.

  Привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами. Учить детей вникать в проблему. Воспитывать у них способность не только предлагать интересные необычные идеи, но и учиться их разрабатывать. 

  Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

  Консультирование (помощь в выборе источников информации и методов сбора информации).

  Развитие (формирование навыков эффективного сбора и анализа информации).

  Просвещение (расширение кругозора по теме исследования, ознакомление с методами сбора информации).

  Обсуждение вариантов решения проблемы исследования.

Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов

 Третьеклассники из ГОУ № 1669 Алеша Ким и Сережа Палей разработали проект и построили макет космического авианосца. Сделан он был из бумаги, картона, упаковок из-под различных продуктов и даже баллонов из-под косметических средств. Подготовка проекта к защите для детей может превратиться в интересную многодневную игру. Они проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

  Необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей:  проанализировать, а затем обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, выбрать способ представления результата исследования.

  Здесь не обойтись без деликатной помощи взрослого.

   Прежде чем выбрать форму представления результатов (макет, научный отчет, книга и др.), следует определить, сколько времени потребуется на подготовку. Учитывая, что возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать изготовление сложных, требующих больших временных затрат работ (макетов, чертежей и др.).

   Консультирование (помощь в выборе способа представления информации).

   Обсуждение формы представления результата.

  Развитие навыков работы с различными материалами и инструментами, умения составлять чертежи и др.

  Обучение составлению текстов различных жанров (научный отчет, очерк, статья, сказка и т.д.)

Защита результатов исследования

Защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители).В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Праздничное мероприятие. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.

  На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнеры.

  Организуется подготовка к защите: ребенок знакомится с регламентом защиты, репетирует ход защиты проекта.  Организуется процесс защиты: выбирается жюри, приглашаются зрители, определяется регламент проведения защиты.

   По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и в особенности тех, кто задавал умные, интересные вопросы, провести рефлексию по итогам выполненной работы.

  Развитие навыков доступного изложения текстового материала, подготовки презентации по теме исследования.

  Просвещение (знакомство с психологическими механизмами понимания текста различными целевыми аудиториями).

Консультирование по индивидуальным вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Технологическая карта сопровождения исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Итоговая работапо модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Организация исследовательской работы в образовательном учреждении» по теме: « Технологическая карта сопровождения...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

Доклад на тему: «Тренинговые технологии в тьюторском сопровождении исследовательской деятельности младших школьников»

Групповая тьюторская консультация. На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - ...