Интегрированные уроки в начальной школе как способ развития ребёнка
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Киселева Ольга Львовна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_goda_ot_2.02.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Киселёва Ольга Львовна

Интегрированные уроки в начальной школе как способ развития ребёнка

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе в условиях реализации ФГОС важна как для теории, так и для практики.

Интеграция позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможности его творческого преобразования, самостоятельного подхода в решении творческих задач. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой. 

Интеграция, как одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, с точки зрения психологов, играет роль «ситуационного или пускового, побуждающего стимула», становится регулятором познавательной активности учащихся.

В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами творческой деятельности младших школьников, что требует поиска оптимальных методов и средств обучения и воспитания, ведь любой человек тянется к чему-то новому, оригинальному, неординарному.

Мой педагогический опыт показывает, что, как правило, ребенок с радостью приходит в школу, ему все интересно, а через неделю он не хочет учиться.  Возникает проблема: Способность творить заложена в ребенке с раннего детства. Почему, несмотря на то, что моя методика обучения опирается на принцип природосообразности, ребенок теряет интерес к учебе? Возможно, суть этой проблемы в нарушении преемственности между  дошкольным и школьным образованием. Многолетний опыт работы показывает, что на практике преемственностью никто серьезно не занимается и не происходит целенаправленного развития способностей ребенка.  Поэтому целью моей педагогической деятельности стало формирование личность ребенка и развитие его  творческих задатков. На мой взгляд, только творческий человек всегда может найти выход в неординарной ситуации.

Под творческими способностями я понимаю индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности. С точки зрения психологов, к творческим способностям относятся: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к " сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д.

Таким образом, актуальность интеграции продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Что же это за запросы? На первый взгляд, цели образования те же самые: формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности, ответственной за свой выбор, но изменились подходы к организации образовательного процесса. Это, в свою очередь, потребовало пересмотра своего педагогического опыта, поиска новых путей решения возникшей проблемы.

В условиях информационного общества, когда  дети «компьютизированы», они,  выполняя требования учителя, волю родителя, еще не осознают значимость образования для себя, своего развития. У одних младших школьников, в основе интереса - материальная заинтересованность; у других – психологическая зависимость, страх перед наказанием; и лишь у немногих  доминируют  духовные потребности.

Мое стремление пробудить у каждого ученика тягу к знаниям, чтобы он познал радость открытий  через поиск, исследование, самостоятельное принятие решений, изменило подходы не только к организации образовательного процесса, но к использованию классических средств и методов формирования и развития творческих самостоятельных способностей младших школьников на уроках.

На основе изучения научных источников и анализа педагогической деятельности я пришла к выводу, что  интеграционный подход к образовательному процессу  позволит не только привить младшим школьникам интерес к изучаемым предметам, но сформировать личность выпускника начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС.

Именно поэтому я обратилась к интегрированным урокам обучения.

Мой опыт проведения интегрированных уроков в начальной школе как способ развития ребёнка основывается на идеях классической педагогики (Я.А. Каменский, Д.Локк, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский). Зарубежные и отечественные педагоги, отмечая важность межпредметных связей, акцентировали внимание на соблюдении принципа целостности природы в содержании учебного материала. Многие российские дидакты (И. Д. Зверев, Л. Я. Зорина,  М. М. Скаткин и др.) отмечали, что при установлении интегративных связей необходимо в содержании обучения обеспечить синтез, интеграцию, объединение частей в единое целое.

Разделяя взгляды с исследователями в области интеграции, я по-новому подошла к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Интеграция в начальной школе, на мой взгляд, эффективна не на любом уроке. В моей практике, наиболее удачное применение интеграции происходит на предметах гуманитарного цикла, а также на предмете «Окружающий мир» (Слайды № 2-6) Например: слияние различных дисциплин (ИЗО, музыка, литературное чтение) в предметной области «Искусство», которые способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Интеграция предметов ИЗО, музыка, литературное чтение мне помогает развивать нравственную культуру, а также творческие способности учащихся, формирует интерес детей к искусству. У ребёнка развивается эмоциональная сфера, его душа. Думающий, чувствующий, понимающий, умеющий сопереживать - это и есть человек, которого мы мечтаем воспитать. Интеграционные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время  ощутить свою важность, значимость на уроке. Каждый «в меру своих способностей» (Хуторской) может внести свою лепту в урок.

Разные виды искусства  отражают реальность средствами своего языка. Например:

Живопись передаёт нам многокрасочность мира с помощью красок.

Литература описывает конкретные события с помощью слова.

Музыка выражает человеческие чувства слиянием звуков.

Интеграция позволяет мне разнообразить анализ произведения, приобщить детей к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

Интегрированные уроки в начальных классах открывают для ребёнка мир как единое целое. Дети с удивлением понимают, что ТО, О ЧЁМ ГОВОРИЛОСЬ НА УРОКЕ можно не только прочитать, но и увидеть, услышать, об этом свидетельствуют результаты рефлексии (смайлики, тесты, самооценка).

Музыкальное сопровождение как неотъемлемая часть уроков литературного чтения позволяет ученикам открывать мир и развиваться в процессе познания; зовёт к добру, красоте и человечности; пробуждает представление о возвышенном, величественном, прекрасном. Невозможно представить уроки литературного чтения по теме: « А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» без музыки Римского-Корсакова: «Полёт шмеля» (Слайды №7-10), «Три чуда» (Слайды № 11-16) Как можно прочувствовать стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», не услышав грозу Вивальди (Слайды №19-26)…А разве понятен бы был второклассникам смысл слова «Благовест» из стихотворения  Майкова «Христос Воскрес», если бы не услышали они благую весть в Пасхальном перезвоне колоколов: «Христос Воскрес! Христос Воскрес!» (Слайды № 27-32).…

Музыка воспитывает тонкость, эмоциональность, способность к переживанию. Чем чаще используется музыка на уроках литературного чтения, тем больше ученики стремятся к творчеству. Музыка воздействует на мысли, чувства.

Живопись также является неотъемлемой частью урока литературного чтения и способствует развитию творческих способностей учащихся, ведь дети, по словам К.Д. Ушинского, «отчаянные рисовальщики», любят рисовать, творить.

        На каждом таком уроке есть время для творчества. (Слайды №17-18) Бывает, что прослушав текст, дети затрудняются передать его содержание. Иногда создаётся впечатление, будто некоторые учащиеся ничего не поняли или не запомнили. На самом деле это не так. Попросите нарисовать то, что запомнилось, и ребёнок не только нарисует, но и, «опираясь» на свой рисунок подробно перескажет прочитанное. Рисунок помогает лучше усваивать материал.…

Какие виды работ с детскими рисунками я использую на уроках литературного чтения?

  1. Выделение основной мысли произведения.

(Нарисуй то, что считаешь самым главным)

  1. Выборочное чтение по рисунку.

(Ученик зачитывает тот фрагмент текста, который изображён на рисунке; или же, обменявшись рисунками, дети находят их словесное отражение в тексте)

  1. Рисование по впечатлению.

(Нарисуй услышанное тобой в музыке настроение. Соответствует ли оно теме нашего произведения?)

Живопись оказывает непосредственное влияние на развитие личности учащихся, на развитие кругозора. Мы рассматриваем репродукции художников, любуемся ими и творим сами.

И всё-таки,  главное на уроке чтения - это слово. Искусство слова. Слово автора, слово учителя… Слово воздействует на слух, оно воздействует на восприятие и воображение. Услышать нам помогает приём «звукописи»,  часто используемый на уроках чтения.

«Слово» - от слова слышать, попытаться услышать, то, что хотел нам сказать автор.

Урок литературного чтения в начальной школе не должен быть уроком обучения чтению и пересказу прочитанного; это должен быть урок ЖИЗНИ. Он будет таким, если будет проведён, как урок интеграции искусств.

Высокая результативность обучения учащихся на уроках окружающего мира достигается мною путем интегрирования. Возможно, это происходит потому, что младшему школьнику на этих уроках легче представить мир, как единое целое. (Слайд № 33)Мир для него един, и поэтому нет границ между предметами.

Поскольку курс "Окружающий мир" включает не только сведения из географии, биологии, ботаники, но и из других дисциплин, то он обладает широкими возможностями для представления целостности окружающего мира на основе интеграции.

Так, на уроках окружающего мира я наряду с материалами природоведения использую литературные тексты(Слайд №34-35), элементы языкознания (лексический анализ) (Слайд №36), фотогалерею (Слайды № 37-39), ИЗО (Слайд №40), технологию (Слайд №41-42) и даже элементы физики (Слайд №43). Я считаю, что преподносить знания нужно так, чтобы у детей возникла реакция удивления: «Вот, оказывается, откуда это берётся (Слайд № 44) , вот где ещё это можно увидеть (Слайд №45-46), сделать самим (Слайд №47), вот как это ещё может выглядеть (Слайд № 48..)

Дети на этих уроках работают легко и с интересом усваивают материал. Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся (Слайд № 49). Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, так что эти уроки способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний  (Слайд №50.).

Анализ различных точек зрения ученых-дидактов, психологов позволил выделить следующие положительные моменты в проведении интегрированных уроков, которые:

а) позволяют преподнести учебный материал более глубже, показав его с различных сторон;

б) способствуют прочному овладению знаний, повышению интеллекта детей;

в) дают возможность более эффективно провести закрепление, обобщение знаний.

г) широко решают воспитательные задачи учебно-воспитательного процесса.

Обучение и воспитание – это единый процесс, поэтому все педагогические средства, используемые мною на уроках, интегрируются во внеурочной деятельности:

  • Дополнительное образование – школа «Успех» на базе ДДТ «Павловский»,
  •  тесное сотрудничество с библиотекой,
  • УДОД – «Историческое краеведение»,
  • содержательное взаимодействие с родителями, экскурсии.

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на следующих рекомендациях:

       1. Интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

       2. При разработке системы интегрированных уроков учителю необходимо определить их цель, пересмотреть содержание изучаемого материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат. 

       3. Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины. Например,

Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

п/п

Тема

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей

1

Зимняя экскурсия

Чтение

Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”.

ИЗО

Рисование по теме “Зима в моём представлении”.

2

Зимние явления в неживой природе

 Чтение

И.Никитин “Встреча зимы”.

А.Чехов “Шёл первый снег”.

ИЗО

И.Грабарь “Февральская лазурь”.

М.Бочаров, В.Васнецов - эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”.

Музыка

Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”.

3

Снег и лёд

Чтение

В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы).

Музыка

К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.

4

Растения зимой

ИЗО

Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.

Чтение

С.Есенин “Берёза”.

Труд

Аппликация “Деревья зимой”.

5

Животные зимой

Чтение

В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение).

ИЗО

Рисунки птиц.

Труд

Лепка животных (кто как зимует), составление композиции

Музыка

Л.Книппер “Почему медведь зимой спит”.

6

Зимой (обобщение)

Чтение

Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”.

Музыка

В.Крутицкий “Зима”.

Р.Шуман “Дед Мороз”. Зима из “Альбома для юношества”.

  1. На интегрированных уроках в соответствии с ФГОС обязательно должен использоваться прием рефлексии, позволяющий педагогу увидеть динамику в развитии личности ребенка, умеющего мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать (Слайд №51).
  2. Высокую результативность в обучении и воспитании как эффект интеграции можно получить за счет органичного сочетания урочной и внеурочной деятельности.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в моей деятельности, то должен быть и вполне конкретный  результат интегрированного обучения. В чём же он заключается?

В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук (тесты, проверочные и контрольные работы и т.п.).

В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами (проекты, участие в ученических конференциях, интернет-конкурсы, олимпиады и т.п.).

В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, литературы (выступления на различных мероприятиях, хоровое пение, лепка, пластики движения тела, конкурсы рисунков, конкурсы чтецов и т.п.).

В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.

Во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой становятся их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников.»

Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников....

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся»

Презентация «Интегрированный урок в начальной школе, как способ активизации познавательной деятельности учащихся», к конкурсу "Учитель года 2018"...

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников

Доклад по теме: Интегрированные уроки в начальной школе, как способ всестороннего развития ребенка и активизации познавательной и мыслительной деятельности учеников...