Изучение уровня сформированности орфографического навыка написания орфограммы «Безударная гласная в корне слова» у учащихся 4-го класса
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Бочарова Наталья Алексеевна

Цель работы: в процессе экспериментального исследования выявить уровень сформированности навыка написания слов с безударной гласной в корне.

 

Задачи работы:

1. Подобрать задания для выявления уровня сформированности изучаемого орфографического навыка.

2. Провести исследования в двух группа учащихся 4-х классов с использованием подобранных заданий.

3. Сравнить результаты исследования двух групп.

4. Сделать вывод о том, на каком уровне (низком, среднем, высоком) сформирован у учащихся изучаемый орфографический навык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_urovnya_sformirovannosti.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бочарова Н.А.

Изучение уровня сформированности орфографического навыка написания орфограммы «Безударная гласная в корне слова» у учащихся 4-го класса

Санкт-Петербург

2011 год


Цель работы: в процессе экспериментального исследования выявить уровень сформированности навыка написания слов с безударной гласной в корне.

Задачи работы:

1. Подобрать задания для выявления уровня сформированности изучаемого орфографического навыка.

2. Провести исследования в двух группа учащихся 4-х классов с использованием подобранных заданий.

3. Сравнить результаты исследования двух групп.

4. Сделать вывод о том, на каком уровне (низком, среднем, высоком) сформирован у учащихся изучаемый орфографический навык.


Организация и методика экспериментального исследования

1. Характеристика контрольной и экспериментальной группы детей.

Констатирующий эксперимент проводился в ГОУ № 300. В эксперименте приняли участие ученики 4 «В» класса в количестве 20 человек – экспериментальная группа  и ученики 4 «Б» класса в количестве 20 человек – контрольная группа. Ученики 4 «В» и 4 «Б» классов  обучаются по программе четырёхлетней начальной школы «Планета знаний» по учебникам  русского языка автора Желтовской Л. Я.

1.1. Экспериментальная группа

В ЭГ 20 учеников: 10 мальчиков и 10 девочек. Детей из многодетных семей - 2, из неполных семей – 5.

По состоянию здоровья 13 человек относятся ко 2 группе здоровья, 5 человек к 3 группе, 2- к первой, основные медицинские рекомендации: следить за осанкой и сидеть за 1-3 партой. В составе класса нет учащихся, здоровье  которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников.

Основное количество детей пришло из детских садов № 25 и № 91. Паспортный возраст учащихся 10-11 лет. 13 учащихся проживают в микрорайоне школы (Центральный район), 7 человек проживают в других  

районах (станции метро «Комендантский проспект», «Старая деревня», «Лиговский проспект», «Технологический институт», «Новочеркасская».)

С детьми ведут работу школьный психолог, логопед.

Группу продлённого дня посещают 20 человек. Воспитатель помогает при выполнении домашних заданий.

У учащихся в основном сформирована познавательная и учебная мотивация. Ребята серьёзно относятся к собственной учебной деятельности. В классе качество знаний – 70,4%. Учащиеся с интересом относятся к изучению учебных предметов, больше других нравятся ИКТ (информационно – компьютерные технологии), окружающий мир.

Ребята читают много книг по заданию учителя и дополнительной литературы, регулярно посещают школьную библиотеку. Все дети сохраняют высокую или удовлетворительную работоспособность и активность в течение урока. Успешно справляются с самостоятельными работами. Учащиеся ответственно относятся к выполнению домашних заданий, большинство ребят выполняют всё чётко и быстро. Многие занимаются дополнительно английским языком, музыкой – игрой на фортепиано, скрипке, флейте, свирели; увлекаются хореографией, бальными танцами, тансудо, футболом, гимнастикой, плаванием, стрельбой из лука, волейболом.

Дети ЭГ очень активны, принимают участие во всех мероприятиях школы: конкурсах, викторинах, играх, олимпиадных работах, спортивных соревнованиях. 15 декабря команда класса из 6 человек победила в спортивных соревнованиях «Полоса препятствий», проводимых в рамках школьных Игр Доброй Воли.  В первом полугодии всем классом посетили Михайловский замок, Приоратский дворец в Гатчине. 27 декабря состоялась автобусная экскурсия «Новогодняя сказка в Ялкале» с посещением историко – этнографического музея в посёлке Ялкала и новогодним праздником, организованным русским Дедом Морозом и финским Йоулупукки.

Дети, которые  испытывают трудности в усвоении программы, посещают дополнительные занятия.

В классе введено самоуправление. Ученики сами назначают дежурных, ухаживают за цветами, следят за чистотой в классе, за организацией рабочего места, организуют игры на переменах.

В детском коллективе есть формальные и неформальные лидеры, двоих детей можно считать изолированными, т.к. им не всегда удаётся найти общий язык с одноклассниками. Микрогруппы в коллективе появились по интересам. В большинстве своём дети добрые, открытые, общительные, дружелюбные. В различных ситуациях умеют сопереживать друг другу: искренне радуются или огорчаются вместе со своими товарищами. Приятно наблюдать за отношениями и общением между мальчиками и девочками. В выходные и после уроков ребята ходят друг к другу в гости, устраивают совместные празднования дней рождений.

1.2. Контрольная группа

В КГ 20 учащихся: 13 мальчиков и 7 девочек.

Детей из многодетных семей нет, неполные семьи – 5 человек.

Основное количество детей пришли в школу из детских садов № 9 и № 86.

Не посещали детские дошкольные учреждения – 4 человека.

Основной район проживания учащихся – Центральный, 4 ученика проживают в Красногвардейском районе.

Анализ результатов медицинского обследования.

13 человек - основная группа здоровья, 4 - человека подготовительная группа,3 - человека спец. группа.

С детьми ведут работу: школьный психолог, логопед. Качество знаний в этой группе -50%.

Группу продленного дня постоянно посещают 20 человек. Выполнение домашних заданий осуществляется под контролем воспитателя. Большинство детей делают уроки самостоятельно. Для детей, плохо усвоивших темы уроков, проводятся консультационные часы.

Учащиеся класса умеют сопереживать, поддерживать друг друга.

Конфликты возникают редко. На протяжении учебного года в классе ведётся работа по самоуправлению.

Учитывая специфику школы «полного дня», учащиеся вовлечены во внеурочную деятельность: посещают школьную библиотеку, изостудию, спортивные кружки 1 раз в неделю, районную библиотеку-1 раз в месяц.


2. Описание диагностических методик

При выборе заданий ставилась цель: выяснить, на каком уровне сформирован  навык написания слов с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Ориентировалась на следующие критерии:

- когда в диктанте все слова подобраны на одно правило;

- когда с печатного текста слова с различными орфограммами нужно переносить в тетрадь;

- когда в тексте диктанта встречается много различных орфограмм;

- когда все слова с орфограммами приходится подбирать самостоятельно.

Были предложены следующие задания:

2.1 Первое задание

Цель: определить уровень сформированности навыка письма слов, подобранных на одно правило во время диктовки.

Оборудование: листки для словарного диктанта.

Инструктаж: словарный диктант включает в себя 20 слов с трудными написаниями на безударную гласную в корне. Вспомните, о чём говорится в правиле… Перед написанием каждого слова подбирайте проверочное.

        Зелёный, сторожить, молодой, деревья, трава, хорошо, голова, листва, лежать, смотреть, колоть, смола, сосна, ночной, тропинка, светлячок, лесок, гнездо, берег, здоровье.

Критерии оценивания:

4 балла – всё задание выполнено без ошибок;

3 балла – ошибок на безударную гласную нет, но допущены ошибки на другие орфограммы;

2 балла – допущена одна ошибка на безударную гласную;

1 балл – в работе 2-3 ошибки на данную орфограмму;

0 баллов – допущено больше трёх ошибок на данную орфограмму.

2.2 Второе задание

Цель: определить уровень сформированности навыка письма слов на безударную гласную при списывании с печатного текста.

Оборудование: карточка с текстом, листочки.

Инструктаж: контрольное списывание служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста; способствует развитию орфографической зоркости, умению видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части для записи. Сейчас вы должны самостоятельно прочитать весь текст и проанализировать слова с трудными орфограммами. Когда закончите эту работу, начните списывать текст по предложениям, т.е. по логически законченным частям.

Листопаднички.

Называют охотники осенних зайчат листопадничками. Каждое утро смотрели зайчата, как учатся летать долговязые журавлята.

-Вот бы мне так полетать, - сказал матери самый маленький зайчонок.

-Не говори глупости! – строго ответила старая Зайчиха. – Разве зайцам полагается летать?

Пришла поздняя осень. Стало в лесу скучно и холодно. Стали собираться птицы к отлёту в тёплые страны. Кружат над болотом журавли. Прощаются они на всю зиму с милой зелёной родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

- Прощайте, прощайте, бедные листопаднички.

(По И.С. Соколову – Микитову)

Критерии оценивания:

(см. Первое задание) 


2.3. Третье задание

Цель задания: определить уровень сформированности навыка письма слов на безударную гласную во время диктовки текста с различными орфограммами.

Оборудование: тетрадный лист.

Инструктаж: сейчас вы услышите связный интересный текст, в котором вам встретятся ранее изученные орфограммы. Первоначально я прочитаю весь текст медленно, чётко и выразительно в соответствии с произносительными нормами русского языка. Вы внимательно слушаете его и определяете основную мысль текста. Затем, ответив на мои вопросы на понимание содержания текста, переходим к письменной части работы.

Название диктанта записано на доске. Я буду читать текст по отдельным предложениям. Вы приступаете к записи предложения после того,  как оно прочитано мною до конца. Желательно по возможности запомнить  предложение и повторить его до записи «про себя», предупредив забывание и переспрашивание. Я буду диктовать равномерно, спокойным тоном, чтобы отстающих при письме не было.

По окончании записи я ещё раз прочитаю весь текст, чтобы вы могли  проверить написанное и исправить ошибки.

Диктант.

Помощь.

Прошли дождливые осенние дни. Зима стала входить в свои права. Пушистым ковром снег лёг на лесные дорожки и тропинки. Спит пруд под ледяной корой. Снег скрипит под ногами. Мороз крепчает. Голодно птицам зимой. Они летят к жилью человека. Жалко ребятам пернатых друзей. Дети смастерили кормушки. Слетелись к кормушкам снегири, поползни, синички.

Критерии оценивания:

(см. Первое задание)


2.4.        Четвёртое задание

Цель задания: определить уровень сформированности навыка письма слов на безударную гласную, самостоятельно придумывая эти слова.

Оборудование: тетрадный лист для работы.

Инструктаж:  Сегодня вы пишите сочинение. Это творческая работа, требующая от вас самостоятельности, активности, увлечённости, внесения чего – то своего, личного в текст. Систематизация материала, обдумывание композиции , установление логических связей, выбор слов и словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс требует от вас не только высокого напряжения умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Вы любите сочинение за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя.

- Какое сейчас время года?

- Что вы знаете об осени?

- Какие изменения происходят в природе с приходом осени? А в жизни людей?

- Какое настроение вы испытываете в это время года?

- Вспомните изученные стихотворения об осени.

- Напишите мини – сочинение на тему «Осень». Опишите, какие чувства вы испытываете, передайте своё настроение, что вам нравится или не нравится в этом времени года.

Критерии оценивания:

(см. Первое задание)

Процедура проведения: Обследование проводилось индивидуально с каждой группой от 35 до 40 минут на группу. Данные заносились в таблицы, по таблицам делался вывод, и строились диаграммы.


3.Анализ результатов констатирующего эксперимента.

Данные констатирующего эксперимента представлены в таблицах № 1,2,3,4

Таблица №1

Анализ результатов исследований

4 “В” класс ГОУ № 300 Экспериментальная группа

п/п

Имя ученика

Слов.

диктант

Контр. спис.

Контр.

диктант

Сочи-нение

Общее количество баллов

№ 1

№2

№ 3

№ 4

Георгий

2

3

3

3

11

Сергей

4

3

3

3

13

Александра

3

2

3

3

11

Мария Сп.

2

3

2

3

10

Роман

3

3

2

3

11

Константин

4

3

3

2

12

Елизавета

3

4

2

2

11

Захар

4

4

3

3

14

Маргарита

4

4

3

4

15

Мария К.

4

4

3

3

14

Семён

3

3

1

4

11

Ирина

3

4

3

4

14

Владимир

4

4

4

4

16

Мария Сем.

4

3

4

3

14

Анастасия В.

4

4

3

3

14

Анна

4

2

3

2

11

Алиса

4

2

2

1

9

Анастасия З.

3

3

1

3

10

Дмитрий

4

4

1

3

12

Никита

4

3

2

3

12

Средний балл

3,5

3,05

2,5

2,9

12,0

Анализ результатов 4 “В” класса.

Высокий уровень 11 чел. – 55%.

Средний уровень 9 чел. – 45%.

Низкий уровень 0 чел. – 0%.

Таблица №2

Анализ результатов исследований

4 “Б” класс  ГОУ № 300 Контрольная группа

п/п

Имя ученика

Слов.

диктант

Контр. спис.

Контр.

диктант

Сочи-нение

Общее количество баллов

№ 1

№2

№ 3

№ 4

1.

Мария

3

3

1

3

10

2.

Даниил

4

3

3

3

13

3.

Ирина Каз.

3

3

1

3

10

4.

Гера

3

3

3

4

13

5.

Григорий

4

2

1

3

10

6.

Никита Ч.

2

3

1

4

10

7.

Лидия

3

3

2

0

8

8.

Павел

3

2

3

4

12

9.

Андрей

2

1

0

3

6

10.

Егор

3

3

1

1

8

11.

Ирина Кар.

4

3

2

3

12

12.

Наталья

2

3

1

3

9

13.

Алексей

4

3

2

4

13

14.

Никита П.

3

3

1

3

10

15.

Михаил Г.

4

2

2

3

11

16.

Виталий

2

2

0

3

7

17.

Михаил Р.

2

3

1

3

9

18.

Анастасия

4

3

1

2

10

19.

Сергей

3

4

1

3

11

20.

Анна

3

3

1

2

9

Средний балл

3,05

2,1

1,4

2,8

10,0

Анализ результатов 4 “Б” класса.

Высокий уровень 5 чел. – 25%.

Средний уровень 13 чел. – 65%.

Низкий уровень 2 чел. – 10%.

Ниже представлены результаты констатирующего эксперимента ЭГ и КГ в средних баллах.

Таблица №3

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

Правильность выполнения,

характер допущенных ошибок.

4 ”в” класс

4 “б” класс

1.Выполнение задания №1 (словарный диктант)

  • Без ошибок:
  • Допустили ошибки не на изученную орфограмму:
  • Допустили 1 ошибку на

изученную  орфограмму:

12 ч.- 60%

6 ч.- 30 %

2 ч.- 10%

6 ч.-30%

9 ч.- 45%

5 ч.- 25%

2.Выполнение задания №2

(контрольное списывание)

  • Без ошибок:
  • Допустили ошибки не на изученную орфограмму:
  • Допустили 1 ошибку на изученную орфограмму:
  • Допустили 2-3 ошибки на изученную орфограмму:

8 ч.- 40%

9 ч.- 45%

3 ч.- 15%

0 ч.- 0%

1 ч.- 5%

14 ч.- 70%

4 ч.- 20%

1 ч.- 5%

3.Выполнение задания №3

(диктант)

  • Без ошибок:
  • Допустили ошибки не на изученную орфограмму:
  • Допустили 1 ошибку на изученную орфограмму:
  • Д опустили 2-3 ошибки:
  • Допустили больше 3 ошибок:

2 ч.- 10%

10 ч.- 50%

5 ч.- 25%

3 ч.- 15%

0 ч.- 0%

0 ч.- 0%

3 ч.- 15%

4 ч.- 20%

11 ч.- 55%

2 ч.- 10%

4. Выполнение задания №4

(сочинение)

  • Без ошибок:
  • Допустили ошибки не на изученную орфограмму:
  • Допустили 1 ошибку на изученную орфограмму:
  • Допустили 2-3 ошибки:
  • Допустили более 3 ошибок:

4 ч.- 20%

12 ч.- 60%

3 ч.- 15%

1 ч.- 5%

0 ч.- 0%

4 ч.- 20%

12 ч.- 60%

2 ч.- 10%

1 ч.- 5%

1 ч.- 5%


Таблица № 4

Таблица средних баллов экспериментальной и контрольной групп

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

средний балл

ЭГ

3,5

3,05

2,5

2,9

2,9

КГ

3,05

2,1

1,4

2,8

2,3

Из приведённых данных видно, что самым трудным для учащихся ЭГ и КГ было задание №3 – диктант с различными орфограммами, где приходилось подбирать проверочные слова, вспоминать орфографические правила.

Наиболее лёгким оказалось задание №1 – словарный диктант, где все слова были подобраны на одну орфограмму; здесь у детей самые высокие результаты.

Таким образом, во время исследования в задании № 1 было выявлено: в ЭГ – 12 учащихся, в КГ – 6 учащихся выполнили задание без ошибок, получив высший балл. Двое учащихся в ЭГ допустили по одной ошибке в словах – колоть, трава, а в КГ – 5 ошибок в словах – листва, лежать, берег, смотреть, смола.

При выполнении задания № 2: 8 учащихся ЭГ и 1 – КГ выполнили работу без ошибок. Самыми трудными оказались два слова: журавли, журавлята – 5 человек в КГ допустили здесь ошибки.

При выполнении задания № 3: только двое учащихся ЭГ получили высший балл, в КГ таких не оказалось. Трудно даётся детям диктант, насыщенный различными орфограммами.

Наиболее часто ученики ошибались в словах:

                                ЭГ                        КГ

К жилью                        1 чел.                        7 чел.

Снегири                        1 чел.                        11 чел.

                                ЭГ                        КГ

Ледяной                        0 чел.                        4 чел.

Кормушки                        0 чел.                        4 чел.

Смастерили                2 чел.                        3 чел.

Слетелись                        1 чел.                        3 чел.

Скрипит                        1 чел.                        3 чел.

Двое учащихся в КГ допустили на безударную гласную в корне слова много ошибок: Андрей М. - 6, Виталий К. – 8. А ведь все перечисленные выше слова относятся к группе наиболее часто употребляемых слов.

При выполнении задания № 4: по 4 человека в ЭГ и КГ получили высший балл.

В ЭГ было допущено 4 ошибки (прилетают, одевает, взяла, глядят). В КГ – 5 ошибок (ковёр, посвятил, красива, моя, пора).

Исходя из полученных суммарных данных можно выделить три уровня сформированности навыка написания орфограммы на безударную гласную в корне:

0 – 7 баллов – низкий уровень

8 – 11 баллов – средний уровень

12 – 16 баллов – высокий уровень

Таблица № 5

Таблица распределения по уровням сформированности навыка написания орфограммы на безударную гласную в корне

высокий

средний

низкий

ЭГ

11 чел. – 55%

9 чел. – 45%

0 чел. – 0%

КГ

5 чел. – 25%

13 чел. – 65%

2 чел. – 10%

Далее представлена диаграмма №1 распределения детей ЭГ и КГ по уровням сформированности изучаемого орфографического навыка.


Диаграмма № 1

По данным результатов видно, что большинство детей ЭГ и КГ  находятся на высоком и среднем уровнях.   В ЭГ нет учащихся, находящихся на низком уровне, а в КГ таких 2 человека. Но это – небольшое различие. Тем не менее, можно сделать вывод о том, что в среднем уровень сформированности изучаемого навыка детей ЭГ чуть  выше уровня сформированности аналогичного навыка детей КГ.


Выводы

Исследование проводилось в ГОУ №300 в двух 4 классах. Для определения уровня сформированности навыка написания орфограммы «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» были подобраны 4 задания, позволяющие определить, на каком уровне находятся навыки написания изучаемой орфограммы в данных классах (словарный диктант, контрольное списывание, контрольный диктант, сочинение). Также разработаны критерии оценивания работ учеников.

В результате констатирующего эксперимента было выявлено, что наибольшие трудности дети испытывают во время диктовки текста с различными орфограммами. Учащиеся не успевают вспоминать по ходу диктанта изученные орфограммы, подбирать проверочные слова и записывать диктуемые слова в том темпе, в котором проходит диктант. Гораздо легче писать диктант из слов, подобранных на одну орфограмму, и, когда есть время подумать или заменить трудное слово тем, в написании которого ученик уверен при написании сочинения.

Удалось выявить, что большинство детей ЭГ и КГ находятся на высоком и среднем уровнях. Уровень сформированности изучаемого навыка детей ЭГ выше уровня детей КГ.

Поэтому в программу по совершенствованию навыка написания слов с безударной гласной в корне, нужно подбирать и разрабатывать такие задания, которые помогут повысить уровень сформированности данного навыка.

Поставленные цели и задачи практики были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление орфограммы " Безударная гласная в корне слова"

Упражнения, направленные на проверку знаний по теме "Безударная гласная в корне слова"...

Трудности при изучении орфограммы "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Этапы работы над орфограммой  "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"...

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...

Знакомство с орфограммой "Безударный гласный в корне слова"

В презентации размещён материал, с помощью которого ученики 2 класса знакомятся с новой орфограммой. Материал подаётся последовательно, в доступной  форме....

Плакат "Орфограмма: безударная гласная в корне слова"

Плакат "Орфограмма: безударная гласная в корне слова"...

Тренировочные упражнения для отработки написания орфограммы "Безударная гласная в корне слова".

Одна из сложных орфограмм для написания является орфограмма "Безударная гласная в корне слова".  Обучающиеся должны сформировать умение видеть место в слове, где можно допустить ошибку....