Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством игровых технологий
статья (2 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования игровых технологий

Игра всегда сама – гимнастика ума

                                Ребёнок будет тянуться к урокам,

если он найдёт в них условия

для более интересного и стремительного

 движения своей жизни.

Ш.А.Амонашвили

        Правомерно ли учение без увлечения? Полагаем, что нет, ибо тогда оно перестает быть познанием. Познавать что-либо страшно интересно – открываешь новое, неизведанное, любопытное, становишься богаче. Другое дело, что познание есть труд души и ума, иногда очень нелегкий, требующий напряжения, терпения, воли, настойчивости. Но это напряжение – процесс увлекательный, это ведь игра – гимнастика ума. А гимнастика ума для человека – наслаждение.

Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности – умение действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиями других участников игры и т.д. Дидактическая игра – обязательный структурный компонент урока. Структура дидактической игры: дидактическая цель (задача) – это требование, усвоение которого учитель хочет проверить, игровое правило и игровое действие. Педагогическая цель выступает в скрытой форме, но является мощным толчком в развитии познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой деятельности приобретают подлинное значение, сменяясь познавательными мотивами. Содержание игры подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать! Вот основной педагогический «крючок» этих игр.

Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успех. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое. Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этому способствуют игры: «Лесенка», «Почтовые голуби», «Заселяем дома», «Шифровка», «Тройки чисел», «Круговые примеры», «Верно ли, что», «Птичий базар», «Фотограф», «Читатель-молния», «Я начну, а ты продолжи» и многие другие.

Ребенок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим миром. Мои ученики сами «открывают» новые для себя знания, являются исследователями окружающего мира. Во втором классе на уроках окружающего мира проводили следующие игры: игры-соревнования, «Кто быстрее?», «Кто быстрее отгадает кроссворд»,«Кто больше знает пословиц и поговорок, придумает загадку?», «Угадай», «Представьте себе…», « Если бы…», «Собираем урожай», «Как хлеб на стол попал?», «Магазин», «Угадай профессию», «От какого дерева лист?», «Лесное собрание», «Кто как готовится к зиме?», «Как лесные жители перепутали свои жилища», «Узнай объект по вывеске», «Ждем гостей», «Кто обедал в птичьей столовой», «К нам в гости приехали люди разных национальностей», «Покажем столицу»,  «Расскажем гостям о нашем поселке», «Что изменилось?», «Назови предметы и их свойства», «Из какого материала сделан предмет?», «Доскажи правило», «Надо подумать» и другие.

В основе секрета познавательной игры – интерес. В обучении интерес самый главный стимул для ребят в приобретении знаний, расширении кругозора. При наличии интереса знания усваиваются легче, прочнее при более творческом отношении к ним ребенка. Есть интерес – есть личность человека.

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Важное  значение имеет прямое общение детей на уроке.  Общаясь, дети становятся уверенными в собственных силах, способными к высказыванию собственного мнения. Здесь имеет большое значение работа в парах и группах. Что приобретает ученик, пройдя такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое  мнение, имеет способность к самоконтролю и переживанию, яркие эмоции.  Этому способствуют такие игры как  «Лучший экипаж», «Не подведи друга», «Заселяем дома», «Ты –мне, я – тебе», «Я начну, а ты продолжи» и другие.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что сама игра направляет ученика на овладение знаниями и умениями. В играх заложена огромная информация различных знаний и сведений. В основе любой игры лежит какая – то тайна, большая ли, маленькая – неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разгадке приключение. Вот почему азарт игрока, помимо всего прочего – это азарт открывателя тайн, исследователя.

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент дидактических игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение применять на практике полученные на уроке знания, помогают выявлять знания, способности, дарования каждого ребенка.

На своих уроках я использую великолепные дидактические игры из книги В.В. Волиной «Занимательная грамматика», «Учимся играя». В книге «Занимательные материалы» А.Т.Арсирия представлен в занимательной и увлекательной форме весь курс русского языка. Моим ученикам нравятся игры-соревнования: «У кого хвост длиннее?», «Кто быстрее?», «Не учась и лаптя не сплетешь», «По щучьему велению, по моему хотению», «Стань ведущим», «Поиграем в обгонялки», «Всяк молодец на свой образец», «На загадку дай отгадку», «Чья радуга ярче?», «Взялся за гуж – не говори, что не дюж», «Дело мастера боится», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть!», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Поиграйте с друзьями», «Строители за работу!»

Игра формирует такие качества личности, как сосредоточенность, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, умение проявлять творческую инициативу, способность анализировать, использовать имеющиеся знания, умения правильно ориентироваться в материалах, в пространстве. Школьнику игра помогает реализовать полученные знания.

Со слова «почему?» начинается всякое открытие.  Школьник пока ничего не открывает – ему, прежде всего, надо узнать то, что открыто до него. Каждое «почему?» помогает ему увидеть в жизни то, что он узнал на уроках, найти новое в старом, неожиданное в самом обычном.

Только тот живет, как нужно,

Все дается лишь тому,

Кто живет согласно, дружно

С постоянным «почему?»

Игру  «Час полезных «почему?»  используем на любом предмете. Ведущий берет вырезанный из картона вопросительный знак, задает первый вопрос и отдает знак-эстафету кому-нибудь из детей. Тот отвечает, если знает, и передает знак следующему. Побеждает тот, кто больше всех ответил правильно. За каждый верный ответ ученику вручается жетон.

        Было приведено несколько познавательных игр из сотни, если не  тысячи, по любому учебному предмету.

Игра как особая форма активной деятельности ребят, направлена на познание окружающего мира и воздействие на него. Уже поэтому ее стоит включить в арсенал педагогических средств обучения,  расширения кругозора, гимнастики ума школьника. Чтобы на уроке господствовал активный, живой, творческий дух детства: решались головоломные задачи, демонстрировались занимательные опыты, защищались фантастические и реальные проекты, проводились заочные путешествия, литературные викторины и т.д. и т.п. необходимо использовать дидактические игры. Учебный процесс от этого только выигрывает.

Французский физик Луи де Бройль отметил: «Все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях».

Кто не знает, как любят ребята хитроумные задачи – кроссворды, шарады, ребусы и другие головоломки. Попадается такая задача, и они охотно сидят над ней, пока «не разгрызут» трудный «орешек». А это развивает  не только смекалку, но и настойчивость, приучает к порядку и аккуратности, помогает в учебе, заставляет школьника заглянуть за страницы учебника, отыскать ответы в справочниках, энциклопедиях, познавательной литературе.

В результате учащиеся 2 –б класса Бровченко Полина «Как живется птицам зимой?», Доценко Олеся «Смогу ли я изготовить пряжу в домашних условиях?» стали лауреатами муниципального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».

В гимназическом этапе конкурса «Я – исследователь» среди учащихся 1 – 3 классов признаны победителями 2 ученика, призерами – 12 человек.

 («С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее»,  А есть ли секреты долголетия?», «Почему у нас болят зубы?»,  «Вода и ее свойства»,  «Как устроена русская изба?», «Печь – душа русского дома», «Почему осенью деревья сбрасывают листья?», «Изучение кормового поведения синичьих стай», «Назойливая соседка», «Сколько можно о соли?», «Как китайские фонарики взлетают в небо?», «Дистанционно-управляемая модель»)

Проектно-исследовательская работа «Куклы из бабушкиного сундука» Е.Левешко размещена в сборнике: Слово в контексте народной культуры: Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции (Белгород,  31 марта 2013 г.) / отв.ред. Н.А.Туранина. – Белгород: Изд-во БГИИК, 2013. – 140 с.

Приняли участие во Всероссийском конкурсе по русскому языку и литературе «Родное слово» 17 человек, 10 человек заняли 2 место, 3 человека – 3 место.

        Впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда.  И среди разрозненных фотографий памяти самые яркие кадры – игры. Именно в играх испытывают дети страдание и счастье, жаждут фанфар и славы, вечного боя и любви. Именно в играх они возвышаются над сверстниками и переживают драмы и трагедии и в конце концов постигают мудрости сложной и прекрасной жизни.

Мир детства как таинственный и чудесный остров. На нем растут баобабы и новогодние елки. Его населяют персонажи сказок и книжек, герои  фильмов и телеспектаклей. На нем вырыты землянки и блиндажи, возведены снежные и песчаные дворцы. К нему пристают бригантины с алыми парусами. Жители этого острова все знают, все понимают, все чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх. И, становясь взрослыми, уносят с собой в жизнь замечательные свойства своих игр – доброту и смелость, бескорыстие и товарищество, мечтательность и творчество, юмор и добродушие, веру и верность, правду и честь. И всем этим правит ее Величество – Игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема « Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа....

"Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-коммуникационных технологий обучения"

Презентация практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов...

Активизация познавательной деятельности младших школьников через игровые технологии

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творчество-поисковом уровне, но и будничные шаги ...

Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

Материал подойдет для подготовки семинара, совещания как для учителей, так и для заместителя директора по УВР....

Доклад на тему: "Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения."

Активизация познавательной деятельности – важная проблема длякаждого учителя, особенно начальной школы.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческогоподхода к делу – э...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения».

Активизация познавательных интересов– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.     Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого п...