Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка
статья на тему
Данная статья опубликована в сборнике: «Педмастерская – 2013» (из опыта преподавания учителей начальных классов). – Слободской, 2013. – С. 8 – 15. – ББК 74.202.6 (2 Рос – 4 Кир).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_tekhnologii_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya_na_urokakh_russkogo_yazyka.docx | 39.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. А. Шешукова,
учитель начальных классов
МКОУ Лицей №9 г. Слободского Кировской области
Реализация технологии деятельностного метода обучения
на примере урока русского языка
предложили путь к истине
или саму истину, я бы выбрал путь.
Эммануил Кант, философ
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит перед педагогами и родителями проблему формирования у детей личностных качеств, а также универсальных учебных умений и способностей как условие успешной соцализации каждого человека в современном обществе.
Одной из приоритетных задач в развитии российского образования является формирование у учащихся не просто знаний и умений в различных учебных дисциплинах, но и способностей к самостоятельной учебной деятельности.
Решению указанных задач способствует применение в образовательном процессе технологии деятельностного метода (ТДМ), благодаря которому учитель имеет возможность на различных уроках независимо от их предметного содержания организовывать выполнение учащимися всего комплекса УУД, определенных ФГОС. На уроках, проводимых в ТДМ, школьники приобретают первичный опыт анализа ситуаций, постановки проблемы, целеполагания, планирования, самоконтроля и самооценки и т.д. [2]
При этом функция учителя заключается «в организации такого образовательного процесса, который максимально эффективно снимает затруднения учащихся в их учебной деятельности». Поэтому учитель выполняет две роли: роль руководителя и роль помощника. Как руководитель он выбирает способы и средства обучения, организует процесс познания, задает вопросы и предлагает задания. В ходе урока педагог постоянно меняет свою позицию, однако его основная задача – научить учащихся учиться – остается неизменной [4].
При подготовке к уроку в ТДМ необходимо определить:
- новое знание, которое получат учащиеся на уроке;
- пробное действие, которое учащиеся будут выполянять;
- фиксацию затруднения;
- причину затруднения;
- формулировку цели деятельности (ставят учащиеся);
- фиксацию нового знания (алгоритм, эталон).
В качестве примера рассмотрим этапы урока русского языка в ТДМ по теме «Изменение глаголов по временам» (2 класс, система развивающего обучения Л. В. Занкова, программа А.В. Поляковой).
Цель урока – сформировать первичное умение определять время глаголов.
Новое знание – алгоритм определения времени глагола.
Пробное действие – определить время глаголов.
Фиксация затруднения – не могу определить время глаголов или не могу обосновать свой выбор.
Причина затруднения – не знаю, как определить время глаголов.
Формулировка цели деятельности – узнать, как определить время глаголов, научиться определять время глаголов.
Фиксация нового знания – алгоритм определения времени глаголов и эталон (см. ниже).
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Комментарии. Продолжительность – 1 – 2 минуты. Цель этапа – включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Происходит осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу») [5].
Результатом этапа является положительная мотивация каждого учащегося.
Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками), регулятивные (волевая саморегуляция).
Пример.
-На доске записаны слова советского летчика – испытателя Валерия Чкалова. Прочитайте их.
= «Если быть, то быть лучшим».
-Как вы понимаете это высказывание?
-В чем человек может быть лучшим?
-А ученик?
-Кому из вас нравится, если вас считают лучшим в спорте? В рисовании животных? В игре на музыкальных инструментах? В учебе?
-Давайте и сегодня на уроке попытаемся показать себя с лучшей стороны, будем активными, внимательными, старательными.
-О какой части речи мы с вами говорим уже на протяжении нескольких уроков?
= О глаголе.
-Сегодня мы узнаем о глаголе что – то новое. А как действует настоящий ученик, когда хочет узнать что – то новое? Ответьте одним словом.
= Сам.
-А что буду делать я?
= Помогать нам и организовывать нас.
-С чего мы обычно начинаем урок, на котором узнаем что – то новое?
= С повторения.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Комментарии. Продолжительность – 5 – 7 минут. Цель этапа – подготовка мышления и организация осознания потребности к построению нового способа действия. Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании (затруднение – это фиксация невозможности получить запланированный результат) [5].
Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – структурирование знаний, использование знаково – символических средств, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов), регулятивные (прогнозирование, контроль, коррекция, саморегуляция), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Пример.
-Еще раз внимательно посмотрите на запись на доске. Что интересного заметили?
= Слово «быть» повторяется два раза.
-Какой частью речи является слово «быть»?
-Что такое глагол?
-Запишите под диктовку слова в тетрадь: бежал, мальчик, шагает, помчится.
-Какое слово лишнее? Почему?
= Лишнее слово «мальчик», т.к. это существительное.
-Что общего в остальных словах?
= Это глаголы в форме единственного числа, обозначают движение.
Пробное действие:
-Определите время этих глаголов. На работу 1 минута.
Фиксация затруднения:
-У кого нет ответа?
-Что вы не смогли сделать?
= Мы не смогли определить время глаголов.
-У кого есть ответ?
-Обоснуйте свой ответ, покажите эталон, которым вы пользовались.
= Мы не можем обосновать.
-Молодцы, вам удалось понять, в чем ваше затруднение. А что вы должны сделать в этом случае?
= Остановиться и подумать.
- Выявление места и причины затруднения.
Комментарии. Продолжительность этапа – 3 – 4 минуты. Цель этапа – выявление и фиксация места и причины затруднения. Для этого:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения [3].
Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, постановка и решение проблемы).
Пример.
-Какое задание вы выполняли?
= Мы определяли время глаголов.
-Значит, в чем причина вашего затруднения? Чего вы не знаете?
= Мы не знаем, как определить время глаголов.
- Построение проекта выхода из затруднения.
Комментарии. Продолжительность этапа – 4 – 6 минут. Цель этапа – постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Результатом этапа является план действий выхода из затруднения [5].
Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, использование знаково – символических средств, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий), регулятивные (целеполагание, планирование), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками).
Пример.
-Какую цель вы поставите перед собой?
= Узнать, как определить время глаголов, и научиться определять время глаголов.
-Как бы назвали тему сегодняшнего урока?
= «Время глаголов».
-Мне хотелось бы уточнить тему урока. Давайте прочитаем ее хором (запись на доске).
= «Изменение глаголов по временам».
-Что вам поможет освоить эту тему и достичь той цели, которую вы перед собой поставили?
= Учебник.
-Как будет строиться ваша дальнейшая работа?
= Мы познакомимся с информацией в учебнике и составим алгоритм.
-Вы будете работать в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.
= В каждой группе должен быть ответственный.
= В группе должен работать каждый ученик.
= Когда один говорит, другие слушают.
= Свое несогласие высказывай вежливо.
= Если не понял, переспроси.
- Реализация построенного проекта.
Комментарии. Продолжительность – 5 – 8 минут. Цель этапа – построение и фиксация нового знания. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Результатом этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, речевая и знаковая фиксация нового знания (эталон) [3].
Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, логические – построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблемы – самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера), регулятивные (планирование), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками).
Пример.
Работа в группах.
Представление каждой группой построенного алгоритма.
Сравнение с эталоном.
Вывод: что нужно сделать, чтобы определить время глагола?
Возврат к пробному действию, проверка в соответствии с алгоритмом, оценивание результата пробного действия (верно – ставим «+», неверно – ставим «?»).
Алгоритм определения времени глагола.
1.Поставь вопрос к глаголу.
2.Определи, какое действие обозначает глагол.
3.По вопросу и действию определи время глагола: настоящее время (н.в.), прошедшее время (п.в.), будущее время (б.в.).
Эталон.
Время глагола | ||
Что делает (-ют)? | Что делал (-о, -а, -и)? Что сделал (-о, -а, -и)? | Что сделает (-ют)? Что будет (-ут) делать? |
Действие происходит сейчас | Действие уже произошло | Действие произойдет |
Настоящее время (н.в.) | Прошедшее время (п.в.) | Будущее время (б.в.) |
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Комментарии. Продолжительность – 4 – 5 минут. Цель этапа – применение нового знания в типовых заданиях. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух [5].
Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – построение логической цепи рассуждений, доказательство), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, управление поведением партнера), регулятивные (саморегуляция).
Пример.
-Вы открыли новое знание, что теперь нужно сделать?
= Потренироваться.
Организация работы по определению времени глаголов: в парах – бегу, рисовал, по цепочке с комментированием – подумают, сходит, вышел, пишут, видели, просит, будет шить и т. д.
Дидактическая физкультминутка (учитель называет глаголы в разных временных формах, учащиеся выполняют заданные физические упражнения): чистит, склеили, вырежут, соединяют, будет петь, строила, воет, грызут, купили, плакать, рассмеется.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Комментарии. Продолжительность – 3 – 5 минут. Цель этапа – самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность [3].
Формируемые УУД: познавательные (общеучебные – использование знаково – символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, доказательство), регулятивные (контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Пример.
-А теперь проверьте себя, как вы самостоятельно сможете применить новое знание.
Самостоятельная работа: выписывание глаголов в нужном времени (по рядам – н.в., п.в., б.в.): рассказали, поведут, летят, будут работать, стирают, повесили, режут, спилят, съели, прочитают, прогуляли.
-Итак, вы выполнили самостоятельную работу. Какой следующий шаг вам нужно сделать?
= Проверить свою работу.
-Что вам поможет узнать, правильно вы выполнили задание или нет?
= Образец.
-Посмотрите, что у вас должно получиться.
Образец.
Поведут, летят, стирают, режут. Рассказали, повесили, съели, прогуляли. Будут работать, спилят, прочитают.
Учащиеся фиксируют свой результат с помощью знаков «+» или «?». Если были допущены ошибки, они разбираются и исправляются.
- Включение в систему знаний и повторение.
Комментарии. Продолжительность – 5 – 8 минут. Цель этапа – включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса. Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг [3].
Формируемые УУД: личностные (нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания), познавательные (общеучебные – моделирование, преобразование модели, логические – анализ, синтез, обобщение, аналогия, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей), регулятивные (прогнозирование), коммуникативные (постановка вопросов).
Пример.
- Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Глаза боятся, а руки делают.
Кончил дело – гуляй смело.
- Объясните их смысл.
- Определите тему пословиц.
= Эти пословицы о работе.
-Спишите пословицы, определите время глаголов.
Взаимопроверка.
- Наблюдение за глаголами неопределенной формы.
- Вернемся к тем глаголам, с которых мы начали урок. Измените глаголы бежал, шагает, помчится так, чтобы они отвечали на вопрос что (с)делать?
= Бежать, шагать, помчаться.
- Определите время этих глаголов.
= Мы не можем определить время этих глаголов!
- Почему?
= Ни один из вопросов не подходит!
- Тогда попробуем определить время глагола «быть» в высказывании Валерия Чкалова.
= Этого тоже нельзя сделать!
-Почему?
= Ни один из вопросов не подходит!
- На какой же вопрос отвечает глагол «быть»?
= Быть – что делать?
- Давайте вместе попробуем сделать вывод, я начну, а вы продолжайте: у глаголов, отвечающих на вопрос …(что делать? что сделать?), время…(определить нельзя).
-Устно расположите глаголы в порядке усиления действия.
= Шагать, бежать, помчаться.
-Более подробно о таких глаголах мы будем говорить на следующих уроках русского языка.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Комментарии. Продолжительность – 2 – 3 минуты. Цель этапа – самооценка работы на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. Соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности [5].
Формируемые УУД: личностные (самоопределение, смыслообразование), познавательные (общеучебные – структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности), регулятивные (прогнозирование, оценка, саморегуляция).
Пример.
-Подведем итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?
= Мы построили алгоритм определения времени глагола.
-Как вы его открывали?
= Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое.
-Как вы записали новое знание? Что составили?
= Алгоритм, эталон.
-Кто считает, что понял новую тему и может рассказать об этом другим, нарисуйте на полях зеленый кружок; те, кто сомневается, - желтый; те, кто не разобрался в новой теме, - красный.
Домашнее задание дается в соответствии с цветом кружка: красный – разделить глаголы на 3 группы по временам; желтый – выписать из предложенных глаголов глаголы одного любого времени, указать время; зеленый – списать текст и определить время глаголов (в тексте должны быть глаголы в неопределенной форме).
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов ТДМ обеспечивается системный тренинг всего комплекса универсальных учебных действий.
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1 – 4 общеобразовательной начальной школы. – М.: Институт СДП, 2012. – 48 с.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Типология уроков деятельностной направленности. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 48 с.
- Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2008. – 80 с.
- Технология ТДМ/Центр системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…». [Электронный ресурс]. URL: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения 08.09.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
В статье описаны сущность деятельностного подхода в обучении, технология деятельностного метода, методы и приёмы для формирования деятельностных способностей у учащихся начальной школы при изучении ру...
Структура урока, как средство реализации деятельностного метода обучения.
С этой темой я выступала 9.01.2014г. на районном МО.В данном материале описана структура урока по ФГОС с помощью деятельностного метода обучения....
Доклад "Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"
В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знан...
Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"
Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
Выступление на методическом объединении. Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка....
Использование системно-деятельностного подхода в обучении школьников на уроках русского языка
Деятельностный подход –это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности шк...
Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»
Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...