Развивающие игры в формировании позитивных качеств личности.
статья (1 класс) на тему

Казакова Ирина Николаевна

Из опыта работы учителя начальных классов Казаковой И.Н.

ГБОУ школа №83 г.Санкт-Петербург

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_v_formirovanii_uud.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры в формировании позитивных качеств личности.

Из опыта работы учителя начальных классов Казаковой И.Н.

ГБОУ школа №83 г. Санкт-Петербург

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Интелект является важнейшим компонентом структуры личности. Проблемы, которые не разрешаются привычными формами поведения, прежними знаниями, преодолеваются с помощью интеллекта. Главная особенность интеллекта в том, что он позволяет решать задачи не на основе стереотипов, а исходя из сложившейся ситуации. Интелект - это информационное обеспечение решения проблемы. Чтобы решить любую проблему необходимо иметь желание, волю, материальные резервы, время и самое главное - наличие соответствующих знаний, что и обеспечивается интеллектом.  Интелект включается тогда, когда испытываешь дефицит информации. Недостающая информация может быть получена за счет оптимизации восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения.

    Для развития интеллекта детей вначале осуществляется серия занятий по тренировке восприятия, затем идут упражнения по активизации внимания, на основе развитого внимания осуществляется тренировка памяти, далее реализуется занятия по становлению умения вообразить ту или иную ситуацию и в конце внедряется система игр, формирующих у детей развитое логическое мышление.

    Главная идея системы игр, развивающих интеллектуальные умения и способности, состоит в том, что каждому показателю интеллекта подбирается игра, занятие, упражнение, развивающее именно данный аспект интеллекта. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результат своих действий. В совокупности эти качества, видимо и составляют то, что называют сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность - помочь ребёнку встать на этот путь.

    В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному, с очень важным принципом творческой деятельности и  самостоятельности по способностям.

    Для формирования позитивных качеств личности, т.е. внутренней потребности детей к конструктивной деятельности, учителю предлагаются следующие виды игр: «Собери из частей изображение животного», «Сложи из деталей автомобиль», «Реставратор» и др. Чтобы дети были не агрессивны, они должны участвовать в практике конструктивной деятельности.

    Внимание является основой эмоциональности отношений человека с человеком. Для того, чтобы из ребёнка не вырос агрессивный человек, он должен понимать, что находится в окружении любящих его людей. Как развивать внимание у детей? В своей работе использую наборы заданий: «Перепутанные линии и контуры», игры «Шифровка», «Буквоед» и др. Способность ребёнка быть внимательным помогает избегать конфликтные ситуации. Педагоги своим вниманием и невниманием могут формировать позитивное или агрессивное поведение детей. Обсудите с учеником, как можно самому себе поднять настроение. Придумайте совместно как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркале, вспомнить о чём-нибудь хорошем, отвлечься другим делом, нарисовать картинку и т. д.)

    Особый интерес вызывает игра «Перевёртыши». Для организации этой игры необходимы два одинаковых комплекта карточек (животные, растения, геометрические фигуры, цифры, буквы и т. д.) Поскольку карточки могут быть носителями самой разной информации и на уровне изображения и на уровне символов, то подобная игра может иметь универсальное значение и послужить развитию как образной, так и словесно-символической и математической памяти.

    Для развития воображения можно упражняться в игре «Что случится, если?

-Если не мыть руки перед едой…

-Рыба сможет летать….

-Если все люди не будут понимать друг друга….

    Мышление-это процесс перехода от непонимания к пониманию. Методику развития словесно-логического мышления разработал А. З. Зак. В своей работе можно использовать систему игр «Найди недостающую фигуру» в книге – энциклопедии «Путешествие в страну «Сообразилию».

    В контексте требований ФГОС методологическое обеспечение современных учебных пособий даёт  учителю практическую возможность использования данных заданий и рекомендаций  в организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе урочной и внеурочной деятельности, для освоения младшими школьниками УУД и формирования основной образовательной компетенции - умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лидерских качеств личности на примере литературного героя

В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это необходимая подготовка к жизни, её ...

Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»

Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...

Выступление на МО воспитателей. Тема "Роль внеклассных мероприятий в формировании нравственных качеств личности"

Актуальная проблема в настоящее время - это воспитатние подрастающего поколения....

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Сегодня в нашей стране очень много говориться о развитии патриотизма. Но те, кто работают с младшими школьниками, хорошо знают, насколько трудно сформировать у 7-10- летних детей хоть какое-то предста...

"Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника"

Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащенииее внутреннего содержания, морально - волевых качеств....

"Формирование интегративных качеств личности младших школьников на уроках окружающего мира"

выступление на районном семинаре учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по проблемам преемственности...