Доклад по теме: "Работа учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям"
статья на тему

Королева Мария Васильевна

В данной работе изложены специальные меры по со­хранению и укреплению здоровья школьников, созданию здо­ровьесберегающих условий обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

ТЕМА: «Работа учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям».

           На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения.

           Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования.

          «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:

1) реальной разгрузки содержания общего образования;

2) использования эффективных методов обучения;

3) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;

4) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;

5) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

6) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

             Предполагаемые в Концепции меры охраны и укрепления здоровья школьников фактически определяют направления ликвидации основных школьных факторов риска, предусматривают разработку и апробацию перспективных моделей здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов.

            При апробации в школе здоровьесберегающих технологий, форм и методов их использования можно отталкиваться от хорошо известных и хорошо изученных так называемых школьных факторов риска (ШФР).

            ШФР - это тот комплекс проблем, причиной которых является неадекватная организация учебного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом, а значит - снижение их негативного влияния (или полное устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

           Анализ здоровьесберегающей деятельности в образовании - это фактически анализ наличия или отсутствия в инфраструктуре этих учреждений, в организации самого процесса обучения и воспитания тех условий, того комплекса мер и системных мероприятий, которые обеспечивают здоровьесберегающую образовательную среду, условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Это можно сделать, опираясь на памятку по организации работы по охране здоровья школьников.

ПАМЯТКА

по организации работы по охране здоровья школьников

1. Выполнение гигиенических требований к условиям обучения школьников (СанПиН):

• к школьному зданию;

• участку школы;

• оборудованию помещений, классов;

• воздушно-тепловому режиму образовательного учреждения;

• естественному и искусственному освещению;

• водоснабжению и канализации;

• организации учебно-воспитательного процесса;

• организации медицинского обслуживания учащихся;

• санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

• организации питания учащихся.

2. Проведение углубленного медосмотра учащихся, анализ его результатов на заседаниях педсоветов, родительских собраниях, заседаниях совета школы, ученических собраниях.

3. Режим работы школы, влияние его на здоровье учащихся.

4. Заполнение листка здоровья медработниками в классных журналах и соблюдение их требований всеми учителями.

5. Организация работы специальных групп и групп реабилитации для детей с ослабленным здоровьем, хроническими заболеваниями.

6. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.

7. Профилактика курения, наркомании, алкоголизма.

8. Ведение курсов, факультативов по валеологии.

9. Работа факультативов, кружков, лекториев по вопросу этики семейных отношений, пропаганда здорового образа жизни.

10. Проведение утренней гимнастики. Дней здоровья, спортивных праздников, олимпиад и других мероприятий, укрепляющих здоровье школьников.

11. Привлечение врачей разных специальностей (гинеколог, хирург, нарколог, педиатр и др.) для бесед с учащимися, учителями, родителями.

12. Организация горячего питания школьников.

13. Выпуск методического бюллетеня, оформление «Уголка здоровья».

14. Работа с родителями по данному вопросу (собрания, лектории, беседы, индивидуальные консультации, праздники, встречи и др.).

15. Анкетирование учащихся на предмет охраны их здоровья.

16. Вопросы здоровья школьников на совещаниях при директоре, заседаниях педсовета, собраниях и т.д.

17. Проведение расширенного заседания совета школы с повесткой «Охрана здоровья учащихся - одна из основных задач школы».

18. Контроль за дозировкой домашних заданий учащимися с учетом возможности их выполнения (посещение уроков, проверка тетрадей, дневников, анкетирование и др.).

          Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах, отработанных в течение предыдущих десятилетий в Институте возрастной физиологии Российской академии образования, а именно:

• комплексность;

• системность;

• целостность;

• динамичность (повторяемость);

• репрезентативность;

• методическое единство.

          Наиболее значимыми для оценки общей организации учебного процесса, его здоровьесберегающей направленности является:

- оценка режима для внеурочной и учебной нагрузки школьников;

- оценка организации физкультуроно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников.

          Комплексный подход к здоровьесбережению включает целый ряд необходимых компонентов:

- соблюдение санитароно-гигиенических требований к состоянию внутришкольной среды и организации учебного процесса;

- проведение физкультурно-оздоровительной работы;

- соблюдение рационального режима для школьников;

- организация квалифицированной медицинской и психологической помощи школьникам;

- мониторинг состояния здоровья учащихся;

- организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди учащихся, педагогов и родителей.

         Формы и методы здоровьесберегающей деятельности:

  • Предварительный мониторинг.
  • Выделение существующих школьных факторов риска.
  • Выработка рекомендуемых способов устранения этих факторов.
  • Определение форм и методов здоровьесберегающей деятельности.
  • Разработка организационных подходов к решению проблем.

Физкультурно-оздоровительная работа в общеобразовательных учреждениях является

приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников. Важное значение придается охране психического здоровья детей и подростков. Индивидуальный подход к обучению школьников выделяется в образовательном процессе как наиболее значимая форма сохранения психического здоровья. Должна применяться система медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся. Задача формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни выделяется как наиболее распространенная и значимая в системе здоровьесберегающей деятельности школы. Работа по профилактике вредных привычек.

           Комплекс этих мер получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Более корректной была бы формулировка «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников» или «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, так как собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет (за исключением медицинских технологий оздоровления, реализация которых не является функцией образовательного учреждения).

Формы здоровьесберегающей работы:

  • Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования. (Дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций.)
  • Рациональное чередование учебной и внеурочной деятельности школьников. (Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных .)
  • Расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства. (Создание кабинетов психологической разгрузки, тренажерных залов, игровых комнат, «беспарточных» классов.
  • Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок. (Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании уроков. Увеличенное количество уроков физкультуры. «Динамические паузы» на уроке за партами-конторками. Занятия в спортивных секциях, туризм, спортивные соревнования. Тренинговые и релаксационные занятия и т.д.
  • Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения. Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки. Гибкие формы режимов и учебных планов. (Индивидуальные тренинги обучения в разноуровневой системе учебных предметов. Личный выбор учащимися блочно-модульных систем УП. Имитационно-моделирующие обучающие игры. Проектная деятельность школьников.)
  • Тьютерство. Ценностно-ориентированная система воспитания. Дополнительное образование. (Диагностика. Консультирование. Тренинги. Психологическая коррекция  и реабилитация (индивидуальная и групповая.)
  • Физкультурно-оздоровительная работа. Лечебно профилактические процедуры. (ЛФК. Массаж. Физиотерапия. Бальнеотерапия. Витаминопрофилактика. Аромотерапия. Фитотерапия и т.п.)
  • Лекции, беседы. Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жизни для учащихся. Просветительская работа с родителями и учителями. (Урочная и внеурочная система обучения. Клубная деятельность. Развлекательно-игроавые формы воспитания. Лектории для педагогов и родителей. Фильмотеки. Библиотеки. Консультации специалистов.)

*в скобках приведены методы и организационные подходы

(Анкетирование учителей для определения их отношения к здоровьесберегающей деятельности нашей школы.)

              Так как формирование у школьников осознания ценности здоровья и культуры здорового образа жизни выделяется наиболее значимой задачей в системе здоровьесберегающей деятельности, я хочу рассмотреть этот вопрос более углубленно.

              Одна из первых задач педагога - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Важно также на своем личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

              В последнее время становится понятной некоторая ограниченность традиционной классно-урочной системы организации учебного процесса, в связи с чем актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.

      Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов.

            Часто очень близко с термином «педагогическая технология» используется термин «методика» как совокупность конкретных действий педагога, поскольку это понятие наиболее близко по смыслу с понятием «образовательная технология». Однако методика описывает организацию и систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как деятельность, направленную к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

             Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

      Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые впоследствии пригодятся ему.

           Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

          Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие.

-  Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.

 - Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

-  Индивидуально-дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

     Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

          Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

          Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

Цель - сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного обучения.

Цель - сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

Цель - умение перевести знания в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

             В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

            Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.

            Это могут быть элементарные движения во время занятия, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, «Минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков), массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги, элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапии (витаминизация пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год - в декабре и весной - с целью укрепления памяти школьников), фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия, массовые оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и другие мероприятия.

             В целях формирования здорового образа жизни укрепления здоровья детей мной был составлен план по проведению мероприятий по ЗОЖ  которые проводятся один раз в месяц.

Эти мероприятия помогают мне решать следующие задачи:

- формирование у детей знаний о законах здорового питания;

- расширение знаний о пользе и ценности продуктов питания;

- формирование представлений о здоровом образе жизни и необходимости заботы о своем здоровье.

Обязательным условием обучения является  занимательность изложения материала, ненавязчивость, отсутствие назидательности и поучительности.

(Показ разработок данных мероприятий и фотоматериала)

Формы здоровьесберегающей работы:

  • Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования. (Дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций.)
  • Рациональное чередование учебной и внеурочной деятельности школьников. (Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных .)
  • Расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного пространства. (Создание кабинетов психологической разгрузки, тренажерных залов, игровых комнат, «беспарточных» классов.
  • Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок. (Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании уроков. Увеличенное количество уроков физкультуры. «Динамические паузы» на уроке за партами-конторками. Занятия в спортивных секциях, туризм, спортивные соревнования. Тренинговые и релаксационные занятия и т.д.
  • Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения. Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки. Гибкие формы режимов и учебных планов. (Индивидуальные тренинги обучения в разноуровневой системе учебных предметов. Личный выбор учащимися блочно-модульных систем УП. Имитационно-моделирующие обучающие игры. Проектная деятельность школьников.)
  • Тьютерство. Ценностно-ориентированная система воспитания. Дополнительное образование. (Диагностика. Консультирование. Тренинги. Психологическая коррекция  и реабилитация (индивидуальная и групповая.)
  • Физкультурно-оздоровительная работа. Лечебно профилактические процедуры. (ЛФК. Массаж. Физиотерапия. Бальнеотерапия. Витаминопрофилактика. Аромотерапия. Фитотерапия и т.п.)
  • Лекции, беседы. Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жизни для учащихся. Просветительская работа с родителями и учителями. (Урочная и внеурочная система обучения. Клубная деятельность. Развлекательно-игроавые формы воспитания. Лектории для педагогов и родителей. Фильмотеки. Библиотеки. Консультации специалистов.)

*в скобках приведены методы и организационные подходы

АНКЕТА

Определения отношения учителей к здоровьесберегающей деятельности школы.

1. Считаете ли Вы необходимой оценку деятельности образовательных учреждений по охране и укреплению здоровья?

-да;

- нет;

- не знаю.

2. Какие из направлений деятельности образовательных учреждений необходимо оценивать?

- инфраструктуру;

-организацию образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья учащихся;

- организацию физкультурно-оздоровительной работы;

-систему работы по формированию ценности здоровья, здорового образа жизни и профилактике вредных привычек;

- медицинское сопровождение;

- все направления вместе.

3. Напишите ваши предложения

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

4. Можете ли вы выделить самое важное направление этой работы?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

5. Какую форму оценки вы считаете целесообразной?

- качественную;

- количественную.

6. Кто должен координировать работу по охране и укреплению здоровья в образовательном учреждении?

- заместитель по УВР;

- заместитель по здоровью;

- директор;

- совет по здоровью;

- медсестра (врач).

7. Ведется ли в Вашем учреждении работа по охране и укреплению здоровья школьников?

- нет;

-да.

 Какая?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8. Оценивается ли эффективность этой работы?

- нет;                             -да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом объединении учителей начальных классов

Тема доклада:"Эффективные приёмы и формы работы с учебником.Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником."...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"Академик, хирург Н. М. Амосов....

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Доклад выступления на МО учитель начальных классов МБОУСОШ № 4 Рахимова Фарзана Фаритовна

Тема: "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО" (Доклад)Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться без помощи учителя.    (Э. Хаббард)...

Доклад для методического объединения учителей начальных классов

 Доклад для методического объединения учителей начальных классов.Изучение геометрического материала на уроках математики в начальных ...

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Технология оценивания образовательных достижений как средство реализации ФГОС НОО»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных...

Доклад на заседание ШМО учителей начальных классов.Тема: «Эффективность урока через применение современных образовательных технологий»

Современные образовательные технологии на уроках в школах применяются с учетом последних тенденций в образовании. Использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках по различн...