Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа".
учебно-методический материал на тему

Курочкина Светлана Владимировна

«Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tekhnologii_na_urokakh_kak_sredstvo_povysheniya.docx76.45 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

педагогических работников и руководителей образовательных учреждений

«Повышение результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа»

 «Игровые технологии на уроках как средство повышения результативности учебно-воспитательного процесса в условиях реализации президентской инициативы «Новая школа»

План.

1) Игровые технологии  как одна из форм обучения.

2) Роль  игр в учебно-воспитательном процессе.

3) Группы игр.

4) Требования к играм в образовании.

5) Условия использования игровых технологий на уроке.

6)  Виды уроков с использованием игровых технологий.

7) Функции игровых технологий.

8) Применение игровых технологий на разных уроках (из опыта работы)

Вместо заключения.

Приложение: 1)разработки уроков с использованием игр

                        2)примеры презентаций, используемые на разных уроках.

1). Пути повышения эффективности, а значит и результативности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. 

Маленький ребёнок обладает целостным миропредставлением и своеобразным ощущением. Для него мир един и целостен. Этот мир может быть добрым и злым, цветным и чёрно-белым, открытым и загадочным. Когда он попадает в школу целостный мир в его сознании распадается на множество фактов, понятий, законов. Чтобы понять учеников, найти к ним подход, не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир существует, и они рассказывают о нём в игре.

Переход от дошкольного детства, где доминирует игра, к школьной жизни, где первостепенную роль играет учёба, должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются психические процессы, поэтому опора на игру – это важнейший путь включения младших школьников в учебную работу. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Игра всегда предполагает принятия решения, как поступить?, что сказать? Решение этих вопросов обостряет мыслительную деятельность играющих. Для детей игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, радость – всё это даёт ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую благотворно сказываться на результаты обучения.

2). Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной  и увлекательной  работу учащихся.В игровой увлекательной форме учащимся даётся тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. Когда учащиеся увлекаются, они не замечают, что учатся, легко познают, запоминают новое, ориентируются в необычной ситуации.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

•        в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

•        как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

•        в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

•        как технология внеклассной работы.

3).Игровые технологии используются в обучении с незапамятных времён.

Выделяются следующие группы игр:

  •  обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  •  познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
  •  репродуктивные, продуктивные, творческие;
  •  коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

4).Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

1. «Игровая оболочка» (должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.)

2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.

3. Возможность действия для каждого ученика.

4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели.

7. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

5).При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

6). Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

  • ролевые игры на уроке;
  • игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
  • использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
  • различные виды внеклассной работы  которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

7). Игровые технологии выполняют ряд функций:

1) игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки (правильно организованная, с учётом специфики материала)

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся (в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием).

8). Игровые  технологии на уроках( из опыта работы)

I. На уроках обучения грамоте, далее на уроках литературы(чтения)

Использование игры на определённом этапе урока:

 -на каждом уроке каждый учащийся выступает в роли изученной буквы;

-работа с чистоговорками и скороговорками  

Задание:1) кто быстрее и правильнее произнесёт ; 2) придумай свою чистоговорку, скороговорку),

- использование мелодии известной песенки (т.к песни запоминаются быстрее) при заучивании стихов;

- чтение по ролям;

- инсценирование сказок («Репка», «Теремок»)

Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке

-игры в слова:

1)дополни слово по его началу (ЛА....... (Лапа; Лапша; Лампа, Ласты);

2) «слова рассыпались» (составь слова из предложенных букв; из букв данного слова составь слова;)

3)«перевёрнутые слова»( поменяй буквы  местами так, чтобы получились слова (УКАР- РУКА; ИЛАС- ЛИСА-СИЛА)

4)соедини половинки слов (НА-СОС; НА-ША и т.д.)

5) превращение слов – волшебная цепочка (сом-ком-кол-пол)

6) игры «Деда-буквоеда»

7) кроссворды

На уроках математики:

1) Устный счёт в занимательной форме (с использованием презентация в игровой форме);

2) Инсценирование задач (простых, с решением в одно действие)

3) Урок-соревнование (при закреплении и повторении изученного)

Уроки по окружающему миру:

Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий

1) Уроки-практикумы - учащимся предлагается выступить в роли учёных – исследователей, проводящих тот или иной опыт, сделать самим «открытие»

2) Уроки-викторины по ПДД ( соревнование команд)

Вместо заключения .Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что в игре органически сочетаются занимательность и деятельность, благодаря которым  в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Приложение 1

1.  Игровой момент на уроках обучения грамоте ( на всём протяжении изучения букв): при изучении новой буквы даётся характеристика звукам, которые обозначаются буквой. Например: буква Н (эн) , она обозначает звук [н]-согласный, звонкий, твёрдый; и звук [н']- согласный ,звонкий, мягкий. В букваре БунееваР.Н есть условные обозначения для этих характеристик. На следующем уроке при повторении изученной буквы – ученик выходит к доске, показывает карточку с изученной буквой, говорит её правильное название, характеризует звуки, обозначаемые этой буквой, при этом он надевает на себя согласно условным обозначениям(по букварю) шапочку(если звук звонкий), шляпу – если глухой, берёт в руки цветные карточки в виде кругов : синий- если звук твёрдый, зелёный- если мягкий, если гласный звук – то только красный круг берёт.  В такой роли буквы выступает каждый ученик.

2.  Обучение грамоте.  Урок-игра

Тема: Алфавит.

Цель: закрепить знания учащихся о звуках и буквах русского алфавита;

          познакомить с порядком букв в русском алфавите.

Оборудование: каждому ученику даётся карточка с буквой из алфавита (некоторым по 2: Ь,Ъ;)

План

1. Постановка цели перед учащимися (слово учителя)

2. Повторение и закрепление знаний о буквах и звуках;

   1) Загадки о буквах и звуках (дети отвечают, у кого карточка с отгаданной буквой, тот встаёт);

   2) Все буквы – жители этой страны живут в разных городах: Город Гласных; город Согласных. Давайте навестим Город Гласных. Жители выходите ( выходят дети, у которых карточки с гласными  буквами); а теперь навестим Согласных (выходят согласные). Посмотрите – остались два жителя, которые не живут в этих городах. Кто они? Почему им нельзя попасть в эти города? (Ъ,Ь)

3) Составление слов : (загадываются загадки –дети выстраиваются в слова , согласно отгадкам)

3. Знакомство с понятием «Алфавит»

Все буквы должны всегда стоять в строгом порядке, который называется АЛФАВИТ (Учитель называет буквы по алфавиту – дети выстраиваются у доски)

Вот и готов наш алфавит. Его надо запомнить. (учитель рассказывает где применяется знание алфавита)

4. Закрепление нового.

1) Игра «Найди своё место» (Дети 5-6 учеников с именами на разные буквы выстраиваются согласно алфавиту)

2) «Соседи» (Учитель приглашает «букву» выйти к доске, а к ней сами должны выйти её соседи)

5. Итог урока.

Викторина по ППД   1 класс конец учебного года

Конкурс 1. Разрезной знак

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанный дорожный знак. Команды должны составить дорожный знак и назвать eгo. Побеждает та команда, которая соберёт быстрее

 

  Конкурс 2. Буриме

Участникам предлагаются карточки с рифмованными словами. Каждая команда должна составить стихотворение, используя данные слова.

Слова для первой команды – «каток», «свисток», «мостовой», «постовой».

Слова для второй команды – «мотор», «светофор», «пешеход», «переход».

Слова для третьей команды – «светофор», «мотор», «красный», «опасно»

Слова для четвёртой команды – «велосипед», «запрет», «дорожка», «осторожно»

Слова для пятой команды – «машина», «шина», «шофёр», «мотор»

Конкурс 3  На столах разложены карточки с вопросами из области игрового поля.  Игроки по очереди из каждой команды берут карточку и объясняют свой ответ. За правильный ответ команда получает  2 очка.

Карточка № 1                                                                Карточка № 2

 Для чего служит проезжая часть?                         Что такое тротуар?

Карточка № 3 Кто является участником дорожного движения?

Карточка № 4 Каковы правила движения пешеходов по тротуару?

Карточка № 5 Как называется место, где пешеходам разрешается выходить на проезжую часть дороги?

Карточка № 6 Какие есть виды пешеходных переходов?

 Карточка № 7 Для чего нужен светофор?

Карточка № 8 По какой стороне улицы разрешено движение транспорта.

Карточка №9 Что означает зеленый сигнал светофора?

Карточка №10 Где надо ходить по улице, дороге, если нет тротуара?

Конкурс 4

Задание: Попробуйте  найти слова, связанные с ПДД  в этом наборе букв. Все слова читаются  по вертикали или горизонтали.

А        Д        З        П        Е        Ш        Е        Х        О        Д

П        О        Ж        О        Ч        П        В        Ы        Э        Т

Б        Р        У        Л        Ь        В        Е        Д        Р        Р

У        О        Е        Г        К        О        Л        Е        С        О

Н        Г        Ц        Ш        Ф        Н        О        И        Н        Т

М        А        Ш        И        Н        А        С        Ж        Й        У

К        С        О        Х        О        К        И        Л        Ё        А

И        Д        Ф        А        Р        Ы        П        Е        П        Р

Л        Ы        Ё        Ю        Й        Р        Е        Б        С        В

П        Е        Р        Е        Х        О        Д        Л        Т        З

Конкурс 5..Игра “Разрешается – запрещается”

 По 1 участнику от команды  дописать  запрещается или разрешается

- Играть на проезжей части…

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом….

- Идти толпой по тротуару…

- Переходить улицу по подземному переходу…

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…

- Обходить стоящий  на остановке автобус  спереди….

- Идти по тротуару слева…

- Выбегать на проезжую часть дороги…

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…

- Болтать и громко смеяться в транспорте…

- Уважать правила дорожного движения…

Ответы:

- Играть на проезжей части…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий  на остановке автобус спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)

    Подведение итогов

Математика 1 класс  Игровая организация урока с традиционными заданиями

Тема: Таблица сложения до 20.

Цель: закрепить знания таблицы сложения до 20, закрепить умения складывать и вычитать в пределах20; продолжать закреплять умения решать простые задачи.

Оборудование: цветные бумажные полоски на каждого ученика.

Индивидуальные карточки с задачами.

Перед началом урока каждый ученик выбирает себе полоску.

План.

1. Слово учителя.

- У каждого из вас есть полоска. Она сегодня вам будет нужна.

2.1) Устный счёт(ответы записывают в тетради)

Проверка: выходят те дети с тетрадями к доске, у которых совпадает цвет полоски (синий) и читают по очереди по одному ответу из заданий устного счёта.

2)  Работа по учебнику №2 стр.80 «Засели числа в домики» ( на крыше домиков записаны числа 13;16;11;12;15; 14) К доске выходят те дети, у которых полоски зелёного цвета (задание продублировано на доске)

3.  Работа по карточке - решение простых задач .

По-очереди к доске выходят те дети, у которых полоска оранжевая.

Запись решения без ответа.

4. Решение примеров (закрепление сложения и вычитания в пределах 20)

На экране примеры (использование компьютера и проектора) записаны разными цветами (цвета совпадают с теми, какого цвета полоски)

8+6             7+4         9+5       6+9

7+5             3+8         9+2        8+7   И т.д.

Задание: каждый учащийся записывает  только те примеры, цвет которых совпадает с его полоской. Проверка (чтение ответов)

5. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Доклад:Национальная образовательная инициатива  "Наша новая школа". На районном семенаре начальных классов....

Выступление на ГМО учителей ИЗО на тему: Значение и место предмета ИЗО в условиях национальной инициативы "Наша нова школа"

Работа по педагогической поддержке и сопровождения талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально образовательной инициативы "Наша новая школа"....

« Реализация Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» как направление президентской инициативы « Наша новая школа»»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути инт...

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»

Кадетское образование как один из факторов социализации личности учащихся в рамках реализации инициативы «Наша новая школа»...