Опыт работы по теме: "Формирование речевой деятельности младших школьников" (+презентация)
презентация к уроку по теме

Шульга Галина Петровна
Главная педагогическая идея опыта работы заключается в необходимости подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulga_g.p.rar2.61 МБ
Microsoft Office document icon formirovanie_rechevoy_deyatelnosti.doc104 КБ

Подписи к слайдам:

Педагогический стаж: 36 лет.Стаж работы в данном учреждении: 34 года.Стаж работы в данной должности: 36 лет.Образование: Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт, 1989г.Квалификационная категория: высшая.Награды: нагрудный знак «Отличник народного просвещения»,1989 г.; Ветеран труда, 2003г.; Почётная грамота министерства образования Ставропольского края, 2004 г.; грамоты отдела образования администрации Георгиевского муниципального района 2005 г., 2007 г., 2009 г., 2011г., 2012г., 2013г.
Автор опыта: Шульга Галина Петровна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 им. И. И. Вехова ст. Александрийской»
Актуальность опыта заключается в том, что овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Главная педагогическая идея опыта работы заключается в необходимости подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.
«Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то... для них гораздо труднее учиться» К. Д. Ушинский
Новизна опыта заключается:в создании условий для максимального усвоения учебного материала и творческой самореализации учащихся;в использовании дифференцированных заданий как средства активизации самостоятельной деятельности учащихся; в оптимальном отборе форм и сложности изучаемого материала;в использовании методов работы с любыми источниками информации (книга, словари, демонстрация объектов окружающей среды, использование памяток).
1. Положить ладонь на живот и выполнить несколько вдохов и выдохов, следя при этом, чтобы при дыхании работали мышцы грудной клетки, а не живота.2. В чередовании: медленный вдох – быстрый выдох и наоборот.3. Сделать глубокий вдох, а на выдохе произвести имитацию выстрела.
1. Покажите, как кошка лижет молоко. 2. Цоканье, прищелкивание языком. Прищелкивать языком можно: а) кончиком; б) серединой; в) дальней частью языка.3. Покажите, как «болмочет» индюк (с закрытым ртом).4. Произнесите в чередовании звуки [о], [ы].
Игра «Жучки в полёте». Жук жужжит только тогда, когда летит, а когда сидит, он молчит.
Игра «Насос». Первый ученик изображает движения человека, накачивающего лодку. При этом он издаёт звук ш-ш-ш. Лодка накачана, убирают насос, лодка спускает. Другой ребёнок издаёт звук ш-ш-ш (долгий).
Шумовые игры
Каждая скороговорка решает свою задачу. Много работы проводится над парными согласными, похожими при произношении. Ученику приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь его произнести.
Источники обогащения словаря: живое общение, речевая среда в семье, среди друзей, книги, газеты, радио, телевидение, словари, справочники.
Беседы о рассматриваемых предметах: для чего предмет назначен? Из какого материала сделан? Кто его сделал?Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родной станице.Для формирования правильной речи: договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках. Лучше нас лесных... (ежей) нет на свете... (сторожей);согласование существительных и местоимений — «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);употребление прилагательных - «Из чего предмет?» (деревянный к…
Грамматический уровень
Использование возможностей урока
Результативность
Средства обучения
КнигиСловариДемонстрация объектов окружающей средыПривлечение материалов стенда «Учись учиться»Использование памяток
Осознанное принятие ценностей здорового образа жизни. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения.Развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению.Развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. Повышение уровня мотивации учебной деятельности. Готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, коммуникативная, деловая и др.). Включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста). Желание и умение учиться, готовности к дальнейшему образованию и самообразованию.
Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - М., Просвещение, 1980 г.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - М., Просвещение, 1995 г.В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 2004 г.«Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./«Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./ «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001 г./
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Предварительный просмотр:

 Опыт работы

по теме:

«Формирование речевой деятельности младших школьников»

Выполнила: Шульга Галина Петровна,

учитель начальных классов

«Средняя общеобразовательная школа № 24 им.И. И. Вехова

ст. Александрийской» Георгиевского района Ставропольского края

2014 год


Содержание

Введение

2

1

Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников……………………………………………………………..

3

1.1 Исправление недостатков речевого развития…………………......................

3

1.2  Воспитание звуковой культуры речи………………………..........................

4

1.3 Обогащение и активизация словаря детей…………………………………...

5

2

Пути повышения эффективности урока в развитии речевой деятельности……………………………………………………………..................

6

2.1  Использование возможностей урока для речевого развития детей …….....

6

2.2 Средства обучения……………………………………………………….........

8

2.3 Результативность………………………………………………………………

9

Заключение…………………………………………………………………………….

10

Список литературы……………………………………………………………………

11


Введение.

Актуальность проблемы. Цели, задачи.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.


Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии младших школьников

1.1.Исправление недостатков речевого развития

«Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеют этим орудием, то... для них гораздо труднее учиться», - говорил К. Д. Ушинский.

Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть трудности в произношении некоторых звуков. Нередки у младших школьников и индивидуальные дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание и так далее.

Первым направлением работы по развитию речевой деятельности на произносительном уровне является работа над техникой речи, которая понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции.

Для постановки правильного дыхания можно предложить ряд упражнений, которые способствуют управлению им в процессе говорения:

  • в чередовании: медленный вдох — быстрый выдох (и наоборот);
  • сделать глубокий вдох, а на выдохе произвести имитацию выстрела…

Следует тренировать длинный выдох, а не умение вдыхать большое количество воздуха, отрабатывать умение рационально расходовать и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

 Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читая выразительно стихи, тексты, они смогут произносить прочитанное не взахлеб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.

1.2 Воспитание звуковой культуры речи.

Цели этой работы:

  • учить детей управлять своим голосом;
  • развивать эмоциональность, выразительность речи детей;
  • отрабатывать скорость проговаривания скороговорок, добиваясь чистоты их произношения;
  • научить детей управлять своими чувствами, развивать артистические данные;
  • расширять кругозор детей, развивать воображение и память.

На этом этапе развития речевого аппарата детей уместно использовать шумовые игры.

Игра «Колыбельная». Представьте себе, что у вас на руках кукла. Поем ей колыбельную (звучание звука разной длины, разного ритма: а-а-а, а-а-а-а-а, аа-аа-ааа-аа, аа-а-аа-а...).

Ребенку приходится внимательно прислушиваться, приучать себя слушать произносимое слово и, слыша его, уметь его произнести. Таким образом, в игре мы учим детей слышать, а это очень важный фактор в процессе всего обучения.

Следующим видом работы на этом этапе являются скороговорки.

1. Белые бараны били в барабаны. Произнести эту скороговорку громко,

голосом изображая бой барабана.

Чтобы работать над выразительностью речи, я подбирала скороговорки, в которых был вопрос или восклицание. Такие скороговорки дети быстро не произносят, а лишь читают их с чувством. Например:

  • Хохотушка буква х, рассмеялась ха-ха-ха!

Таким образом, систематически работая над развитием речевого аппарата,  мы помогаем ребёнку почувствовать, что он умелый и талантливый, создаем атмосферу доброжелательности, искренности, в которой он сможет познать себя и других.

1.3 Обогащение и активизация словаря детей

Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Для этого выясняем, что слово бывает убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, красивое, искреннее; поэтому слово может: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, ранить.

Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их и определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение.

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса учащихся, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.

Для уточнения словарного запаса провожу беседы: о рассматриваемых предметах; по заочной экскурсии на работу родителей детей; по родному селу.

Вопросы должны быть простые. Для чего предмет назначен? Из какого материала он сделан? Кто его сделал?».

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имён, топонимов – названий городов, деревень, рек, озёр и так далее.

Глава 2. Пути повышения эффективности урока в развитии речевой деятельности

2.1 Использование возможностей урока для речевого развития детей

Использование возможностей для речевого развития детей в большей степени решается на уроках.

1. Планируя урок, четко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся, что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока, этапы и связи между ними, отбор материала, форму подачи, выбор приемов и видов работы, форму обратной связи. Применение всех компонентов учебной деятельности направляю на конечный результат.

Цель планирую как для учителя, так и для ученика (узнать, запомнить, научиться...).

2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на орг. момент часто планирую, нестандартное начало урока: объясни значение (заменив одну букву: бочка — точка); разгадывание кроссворда…

3. Продуманность отбора материала: содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам; обязательное введение новых слов; введение в урок пословиц и поговорок. Приучая создавать душевный комфорт для себя и окружающих, обогащаю урок словами и фразами речевого этикета (прошу прощения, вы не могли бы...); искусственно организую диалог. Диалог - первая ступень развития связной речи ребенка.

Приемы формирования диалогической речи:

  • обучение пониманию вопроса;
  • составление ответа на него;
  • обучение постановке вопроса;
  • участие в драматизациях;

Для организации свободного высказывания:

•        ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании сюжетных картинок (почему не едет автобус?), вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка (какой снег, если дети лепят снеговика?);

•        предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

•        провожу дидактическую игру «Хорошо или плохо?» (Стакан хорош, что прозрачен, можно в него наливать жидкость, насыпать крупу..., плох — может разбиться...).

4. Приемы работы над связностью текста. Как известно, связная речь характеризуется развернутостью, произвольностью.

Поэтому учу: рассуждать (продумывать, выражать отношение к высказываемому), вскрывать причинно-следственные отношения; выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное; строить логически правильное в языковом отношении высказывание.

5. Важную роль в речевом развитии детей играет внимательное отношение учителя к речи учащихся.

Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя, поэтому тщательно готовлюсь к уроку: продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок, уточняю произношение и постановку ударения в словах.

Продвигая детей к самооценке, учу оценивать речь товарища, так как свою оценить всегда труднее.

2.2 Средства обучения

В своей работе с первоклассниками я использую русскую азбуку В. Г. Горецкого (и методическое руководство к нему), русский язык Л.М. Зелениной, которые имеют материал для организации речевой деятельности первоклассников. Например:

  • составления рассказов по опорным словам;
  • восстановления деформированного текста;
  • составления рассказа на заданную тему, по началу;
  • обучение рассуждению;
  • обучения ответам на вопросы;
  • выделение предложений в сплошном тексте.

Методическая система учебников предполагает диалог учителя и учащихся, учащихся друг с другом. Чтобы предупредить утомление детей и поддержать их внимание, в учебник, помимо заданий творческого характера, включены занимательные задания, создающие ситуацию удивления и увлечённости (задания, имеющие характер игры: загадки, шутки, тексты - путаницы).

 Словари — настольные книги и учителя, и учащихся (толковый, словообразования, синонимов и антонимов).

Уместны на уроке:

  • демонстрация объектов окружающей среды (чучела, образцы пород), муляжей, иллюстраций;
  • продумывание записей на доске — смысловом поле урока;
  • привлечение материалов стенда «Учись учиться».

Эффективность выстроенной мной системы работы я отслеживала на протяжении 4-х лет через различные формы и методы: диагностирования, наблюдения, тесты.

2. 3 Результативность

1 класс.

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Дикция

Воспроизведение интонационного рисунка

Словарь

Построение предложения

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1.        

Абрамян А.

Р

+

-

-

мал.

увел.

-

-

2.        

Балановская

Ш

+

-

+

мал.

увел.

-

+

3.        

Чилингарян

Д

-

-

+

мал.

увел.

-

+

4.        

Шереметова

Л

+

-

+

мал.

увел.

-

+

2 класс.

№ п/п

Фамилия, имя учащихся

Орфоэпические нормы

Передача ритмического рисунка

Словарь

Свободное высказывание

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Конец года

Начало года

Конец года

5.        

Абрамян А.

-

+

-

+

увел.

1

3 предл.

6.        

Балановская

-

+

-

+

увел.

2

4 предл.

7.        

Чилингарян

-

-

-

+

увел.

2

2 предл.

8.        

Шереметова

-

+

-

+

увел.

1

6 предл.

Данные исследования подтверждают эффективность выстроенной мной системы. 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, центральное место в обучении школьников занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения. Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится мене раскованной и эмоциональной, более трафаретной. А ведь нам нужно приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими.

И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к "впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе.

Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей. В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

Список литературы

  1. Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» -

     М., Просвещение, 1980 г.

  1. М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» -

     М., Просвещение, 1995 г.

  1. В.А. Закожурникова «Работа над предложением и связной речью в начальной школе».
  2. Т.А. Ладыженская «Методика развития речи на уроках русского языка» - М., Просвещение, 1991 г.
  3. А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».
  4. Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 2004 г.
  5. «Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./
  6. «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс – минус, № 4, 2003 г./
  7.  «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа, № 10, 2001 г./
  8. «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа, № 10, 2003 г./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Опыт работы по теме "Формирование грамотности младшего школьника через овладение навыками самоанализа"

Модульное представление опыта работы. Грамотность всегда будет важна для человека....

Опыт работы по теме: "Формирование экологической культуры младших школьников"

Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе. Кризисе финансовом. Но куда более страшен криз...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»

Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....

Обобщение опыта работы по теме " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС"

Данный материал раскрывает методы работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников...