«Русская изба. Быт русского народа»
проект (1 класс) по теме

Варваркина Анна Андреевна

Пояснительная записка

Каждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для учеников что-нибудь интересное, новое и необычное, поработать в новых направления и в том же время  обогатить внутренний мир  ребёнка. Всем известно, что любимой формой изучения нового у детей всегда является посещение музея. Прививать любовь к музею необходимо с  раннего возраста, это наиболее благотворно будет влиять  на его  воспитание и развитие.

Мы решили поставить своей задачей не только повышение мотивации в обучении и  развитие  любознательности, но и построить свою  работу в этом направлении так, чтобы организовать преемственность между классами. Особенно эффективным  в таком подходе  оказывается  технология коллективных творческих проектов, технологии проблемного и индивидуального обучения. Такие проекты позволяют раскрыться индивидуальности детей, научить их организовывать и контролировать свою деятельность, а так же представлять (презентовать и защищать) её перед сверстниками и педагогами.

Область применения данной разработки:

       Данную методическую разработку можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, МХК, ИЗО, технологии, на различных интегрированных уроках 1-4 классов (окружающий  мир интегрированный с русским языком, окружающий мир интегрированный с технологией, окружающий  мир интегрированный с литературным чтением и технологией)  и занятиях  в старшей и подготовительной группе детского сада.

Цель данной методики: эстетическое  развитие учащихся и воспитанников групп детского сада  средствами музейной  педагогики.

Задачи:

- развитие межпредметных  связей и преемственности  между 1-2 классами и старшей группой детского  сада;

 - развитие творческих способностей;

- развитие мышления, любознательности, фантазии, воображения;

- патриотическое воспитание;

- закладывать  предпосылки для научной деятельности.

Дети научатся:

- формулировать цели и задачи своей работы, структурировать и планировать свои  действия;

- научатся работать с различными словарями и справочниками, пополняя свой словарный запас,  уточняя лексическое значение   встретившихся им устаревших слов и выражений;

- будут учиться осуществлять контроль и оценку   своих результатов  самостоятельно и с помощью  учителя;

- строить рассуждения  или доказательство своей точки зрения.

- научатся умению  работать в коллективе  с младшими: включаться в диалог, разъяснять, формулировать  вопросы и задания, обучать практическим действиям, действовать вежливо, не демонстрировать превосходство;

- сравнивать и  обобщать новую  информацию, выделять из неё более интересные и необходимые для работы  аспекты.

Формы и методы реализации данной разработки:

- метод проектной деятельности (индивидуальной или коллективной)

- беседа

- экскурсия

- творческий мастер-класс

Необходимое материально-техническое обеспечение:

- видео экскурсия по музею или  посещение школьного музея «Русской избы» ГБОУ СОШ № 1051;

-    сборники художественной литературы с  жанрами  устного народного творчества:  пословицами и поговорками, прибаутками, скороговорками, загадками, колыбельными и обрядовыми песнями, сказками в которых упоминается  русская изба, а так же  предметы быта русских крестьян;

- сундучок- копилка   для  творческих работ  ребят;

- для проведения занятий с детьми : нитки, шерсть, различные виды тканей,  пуговицы , элементы декорирования для  домового и берегини , ножницы, клей, кисти, краски, ватман;

-русские народные костюмы  и головные уборы для девочек и мальчиков;

- предметы    древнерусского   обихода  (горшки,  чашки,  ложки,  самовар,  блюда и т.д.);

-мультимедийная установка.

Возможность использования данных материалов в образовательных учреждения:

Материалы подходят для использования в старших и подготовительного группах детского  сада и классах  начальной и средней школы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное

учреждение города Москвы

прогимназия №1819

__________________________________________________________________________________________________

127572, г. Москва, ул. Абрамцевская,  д.24 к.2;  телефон  8 (499) 200-07-51

электронный адрес: pro1819@mail.ru

Номинация работа с учащимися начальных классов

Тема: «Русская изба. Быт русского народа»

Автор:

Варваркина Анна Андреевна,

учитель  начальных классов

ГБОУ  прогимназии № 1819

                                                                          Контактный телефон 89263102526

Москва, 2014 год

Содержание

1.​ Пояснительная записка…………………………………………. 3-5 стр.

2.​ Содержание методической разработки .……………………….6-8 стр.

3. Список литературы ……………………………………………...9 стр.

4.​ Приложение……………………………………………………...10-30 стр.

Пояснительная записка

Каждый педагог на протяжении всей своей работы стремиться дать детям как можно больше в образовательном, воспитательном и эстетическом смысле. Всегда хочется придумать для учеников что-нибудь интересное, новое и необычное, поработать в новых направления и в том же время  обогатить внутренний мир  ребёнка. Всем известно, что любимой формой изучения нового у детей всегда является посещение музея. Прививать любовь к музею необходимо с  раннего возраста, это наиболее благотворно будет влиять  на его  воспитание и развитие.

Мы решили поставить своей задачей не только повышение мотивации в обучении и  развитие  любознательности, но и построить свою  работу в этом направлении так, чтобы организовать преемственность между классами. Особенно эффективным  в таком подходе  оказывается  технология коллективных творческих проектов, технологии проблемного и индивидуального обучения. Такие проекты позволяют раскрыться индивидуальности детей, научить их организовывать и контролировать свою деятельность, а так же представлять (презентовать и защищать) её перед сверстниками и педагогами.

Область применения данной разработки:

       Данную методическую разработку можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, МХК, ИЗО, технологии, на различных интегрированных уроках 1-4 классов (окружающий  мир интегрированный с русским языком, окружающий мир интегрированный с технологией, окружающий  мир интегрированный с литературным чтением и технологией)  и занятиях  в старшей и подготовительной группе детского сада.

Цель данной методики: эстетическое  развитие учащихся и воспитанников групп детского сада  средствами музейной  педагогики.

Задачи:

- развитие межпредметных  связей и преемственности  между 1-2 классами и старшей группой детского  сада;

 - развитие творческих способностей;

- развитие мышления, любознательности, фантазии, воображения;

- патриотическое воспитание;

- закладывать  предпосылки для научной деятельности.

Дети научатся:

- формулировать цели и задачи своей работы, структурировать и планировать свои  действия;

- научатся работать с различными словарями и справочниками, пополняя свой словарный запас,  уточняя лексическое значение   встретившихся им устаревших слов и выражений;

- будут учиться осуществлять контроль и оценку   своих результатов  самостоятельно и с помощью  учителя;

- строить рассуждения  или доказательство своей точки зрения.

- научатся умению  работать в коллективе  с младшими: включаться в диалог, разъяснять, формулировать  вопросы и задания, обучать практическим действиям, действовать вежливо, не демонстрировать превосходство;

- сравнивать и  обобщать новую  информацию, выделять из неё более интересные и необходимые для работы  аспекты.

Формы и методы реализации данной разработки:

- метод проектной деятельности (индивидуальной или коллективной)

- беседа

- экскурсия

- творческий мастер-класс

Необходимое материально-техническое обеспечение:

- видео экскурсия по музею или  посещение школьного музея «Русской избы» ГБОУ СОШ № 1051;

-    сборники художественной литературы с  жанрами  устного народного творчества:  пословицами и поговорками, прибаутками, скороговорками, загадками, колыбельными и обрядовыми песнями, сказками в которых упоминается  русская изба, а так же  предметы быта русских крестьян;

- сундучок- копилка   для  творческих работ  ребят;

- для проведения занятий с детьми : нитки, шерсть, различные виды тканей,  пуговицы , элементы декорирования для  домового и берегини , ножницы, клей, кисти, краски, ватман;

-русские народные костюмы  и головные уборы для девочек и мальчиков;

- предметы    древнерусского   обихода  (горшки,  чашки,  ложки,  самовар,  блюда и т.д.);

-мультимедийная установка.

Возможность использования данных материалов в образовательных учреждения:

Материалы подходят для использования в старших и подготовительного группах детского  сада и классах  начальной и средней школы.

Содержание методической разработки

 Данная методическая разработка объединила в творческом проекте 1-2 класс и  старшую группу детского сада, поэтому работа выстраивалась поэтапно. Основной идеей  работы стала преемственность между классами: более старшие ученики готовят задания для младших, чтобы те после посещения музея могли  опираясь на свои знания их выполнить. В результате проекта должен был появиться буклет путеводитель по школьному музею «Русской избы». Таким образом ученики 2 класса готовили задания для детей 1 класса, а первоклассники для группы детского сада.

   Этапы  работы  учеников 2 класса.

1 этап – подготовительный

    На 1 этапе ученики 2 класса познакомились с произведениями  устного народного творчества на уроках литературного  и внеклассного чтения. В результате бесед по произведениям о роли быта в творчестве славян, обсуждении содержаний устного народного творчества,  детьми был составлен список  русских  народных   сказок , в которых есть  упоминание о различных  избушках (см. приложение 1 )  и  собран  сундучок «Пословиц и поговорок   о русской избе», который вошёл в творческую копилку детей.

  Первое задание, которое второклассники  дали  первоклассникам: «Нарисовать  сказочные избушки».

2 этап- посещение музея

      На 2 этапе учащиеся посетили  школьный музей «Русской Избы», расположенный в ГБОУ  СОШ № 1051 , а затем написали отзывы об этом посещении, которые вошли в копилку класса.

3 этап – систематизация знаний и подготовка заданий для первого класса

      На 3 этапе дети стали  систематизировать  свои впечатления: написали  отзывы о посещении музея (домашняя заготовка), подготовили  различные индивидуальные  задания первоклассникам: загадки,  вопросы,  кроссворды о русской избе и предметах  быта.

    К работе активно подключились  родители  и совместно с детьми  изготовили кукол - домовят, одна из которых  стала  главным  действующим лицом и героем «Путеводителя по музею Русской Избы».

4 этап - практического взаимодействия с первоклассниками.

На 4 этапе дети   подготовили выступление  ( см. приложение 2)  перед первоклассниками в народных костюмах, угостили детей пряниками печатными, рассказали о своих заданиях и каждому ребёнку дали конвертики с  заданием.(см. приложение 3 )

А так же ученицы 2 класса для первоклассников  при поддержке педагога технологии провели мастер-класс по изготовлению берегини из ниток.

   Этапы  работы  учеников 1 класса

1 этап – посещение музея;

 2 этап- выполнение заданий 2 класса;

Дети забрали конвертики с заданиями и приступили к их выполнению, так же дома в рамках самостоятельной работы она нарисовали сказочные избушки и в классе провели выставку рисунков.

3 этап- подготовка заданий для группы детского  сада;

   На этом этапе предложили каждому ребёнку сделать 1 интересное задание для воспитанников старшей группы, чтобы замотивировать их для посещения  музея.  Работа получилась творческая, большинство детей подготовило загадки по предметам быта, тогда в ходе обсуждения появилась идея сделать печку загадок. На ватмане нарисовали печку с кармашками и вложили загадки, а чтобы  детям интереснее было пойти музей , то сделали небольшую карту и подготовили раскраски по мотивам русских народных сказок.  Презентовали  свою печку в группе «Лучики» детского сада.

4 этап – расширение кругозора

  В рамках данного проекта, увидев у  детей  живую заинтересованность историей и наследием наших предков, экскурсии второго полугодия 1 класса мы выстроили в близкой тематике к проекту.   Перед самым новым годом отправились в музей – сказок  «Жили-Были»  (расположен на территории ВВЦ), чтобы поближе познакомится с устным народным творчеством и основными героями русских народных сказок (царём, Василисой и Бабой –Ягой).

  Следующим музеем, в который мы отправились,  оказался музей славянской культуры  Константина Васильева (м. Алтуфьево, ПКиО Лианозово), где детей познакомили с историей   славных богатырей  русских, рассказали   придание о Змее Горыныче,  о традициях воинских,  забавах, а на последок угостили  богатырской кашей.

 

В рамках проекта по музейной педагогике можно предложить мини-проекты для детей и родителей «Мы идём в музей».  Данная работа направлена на привлечение детей и родителей для развития познавательного интереса и знакомства всей семьи со школьными музеями и музеями города. Проект  должен был представить  собой презентацию или видеоролик или постер. Ребёнок должен представить свою работу по плану:

1.В  каком музее они побывали всей семьёй?

2.Почему их заинтересовал именно этот музей?

3. Что ребёнок  увидел в экспозиции музея?

4. Что больше всего ему запомнилось?

5. Почему он рекомендует этот музей своим одноклассникам?

После чего были проведены  несколько занятий «Мы идём в музей», на которых были представлены все мини-проекты и к каждому музею дети интерактивно должны были проложить путь от нашей Прогимназии используя сервис Яндекс - карта.  

Этапы работы с детьми группы детского  сада

1 этап – посещение музея;

2 этап – выполнение заданий

На этом этапе воспитанники разгадали все загадки и изготовили постер, что явилось отчётом о выполнении ими всех заданий.

Последним, завершающим этапом стала подготовка  детьми при поддержке педагогов единого выступления, представляющего проект о посещении музея, своей творческой работы (сценарий см. приложение 4)    и буклета (см. приложение 5) .

  В конце проекта дети пришли к выводу, что хотят    продолжать изучение русского быта, познакомится и проникнуть в народное искусство, изучить русский народный фольклор. После этого проекта  дети  уверены, что в музее  можно  найти  много интересного и удивительного и об этом интересно рассказать своим одноклассникам.

   Данный вид работы  успешно мотивирует  детей к  успешному обучению, расширению своего кругозора, привлечению не только детей, но и родителей к посещению музеев и выставок, учит  родителей взаимодействию   со своими детьми, семьи с учителями и детей разных возрастов между собой.

   

Список  литературы:

1."Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре" под ред. Аникина В.П.; Вып.1, М,1991; вып.2,М,1994. 

2.  «Дело было так...» Сумароков А. и др.; Белый город ,М., 2008.

3. «Русская семья - Русская семья. Праздники и традиции» Кислицына Т.Г., Белый город, М. 2011год.

4. «Ладушки. Энциклопедия детского фольклора»  Наталия Астахова, Белый город, 2008год.
5. Иллюстративный материал – интернет-ресурс

Приложение 1.

Список сказок, с которыми познакомились дети:

  • Колобок
  • Курочка Ряба
  • Волк и семеро козлят
  • Заюшкина избушка
  • Жихарка
  • Лисичка-сестричка
  • Три медведя
  • Гуси-лебеди
  • Петушок и жернова
  • Лиса и журавль
  • Лиса и медведь
  • Петушок золотой гребешок
  • Лутонюшка
  • Вещий мальчик
  • Горшок
  • Крошечка-Хаврошечка

     -    Про глупого змея и умного солдата  

Приложение 2.

Сказка. Путешествие в историю.
Жизнь наших предков. 

Автор: Капралова М.В.

За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла -
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень
По прозванью охлупень
Словно конь аль птица
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
Исветелочка при нем,
А в светелке наверху
В теремочке - терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет.
Василиса краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы -
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!
Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита -
Там подковочка прибита,
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Не пробраться им сюда.
Ты шагни через порог
И постой-ка тут чуток,
Да получше оглядись
И найди-ка “красный угол”,
Трижды ты перекрестись.
Вот хозяева встречают,
В “красный угол” Вас сажают.
А теперь и посмотри:
Печка справа от двери,
А напротив – лавка,
конник ли кровать
Место для работы,
Можно и поспать.
Вот под лавкой ящик есть,
Инструмента в нем не счесть,
Плести лапти и лукошки.
Чинить сети, резать ложки
Как же в доме то живут?
Как хозяйство в нем ведут?
Вот хозяйка у окна,
Вечно занята она.
“бабий кут” иль “середа”
Тут идут ее года:
То на прялке нить прядет,
Есть готовит, что-то шьет,
Вяжет, вышивает,
Светец подправляет…
Что считают в доме важной?
Без чего не обойтись?
Ест всегда дрова она
Есть готовит, греет Вас.
Здесь про печечку рассказ,
А без печки никуда,
Всем всегда нужна она.
Здесь ухват и кочерга,
Помело, ступа, лопата.
Что ж еще нужно, ребята?
Есть где кашу приготовить,
Есть где хлебушек испечь,
Можно косточки попарить,
Сверху на полати лечь.
Все в хозяйстве есть у нас.
Дальше мы ведем рассказ.
Полотенце, рукомойник,
Вот в лоханке Вам вода -
Мойте, руки не стесняйтесь!
Рады гостю здесь всегда.
Ты, хозяйка, не зевай,
А заслонку открывай!
Доставай свой каравай,
Приглашай гостей на чай!
А за печкой домовой, Дружит он со всей семьей.
Берегут его как могут,
В новый дом берут с собой.
Оглядитесь, сколько лавок!
Всех их нам не перечесть.
Если Вы устали очень,
То на лавку можно лечь.
Лавки крепятся к стене,
Место есть тебе и мне.
А скамеечку возьмешь
И к столу ты поднесешь.
Главный стол -
За ним семья.
Всем хватает места.
Съедим этот каравай -
Вновь поставим тесто.
Посмотри-ка ты вокруг!
Что приметил, милый друг?
Вот лукошки и корзины,
Туеса и короба -
В бураках хранится в поле
Принесенная вода.
Как в хозяйстве без посуды?
Без нее не проживешь!
Посмотри-ка ты на полках
Много разного найдешь:
Деревянная посуда
И красивая всегда.
Очень мастер постарался:
Прочно сделана она.
Тут ковши, корыта, ступы,
Ложки, чашки и матрешки,
Кружки, вазы, чаши, блюда:
Ай да мастер! Ну посуда!
Загляденье, просто чудо…
Вырезали, украшали
Плотники и мастера
Точки, ромбы, завиточки…
\Полюбуйся, детвора!
Вот Вам ковшик расписной,
Этот скопкарь вырезной
Из стволовой древесины,
Из нароста и коры,
Из сосны и липы, кедра,
Дуба, ясеня, ольхи…
Мастер брал, сушил и резал,
И узор свой составлял.
Добрым людям он на память
Всю посуду украшал…
Рубеля, вальки, трепала…
Чтоб рука не уставала.
Все украшено резьбой
Скобчатой и контурной.
Это пряничные доски,
Резать их совсем не просто.
На доске увидишь ты
Рубку, птицу и цветы,
Прянички фигурные,
Прянички печатные.
Постарались мастера!
Вот для пряников доска,
Будут прянички для Вас.
Дальше мы ведем рассказ.
Это прялка всем на диво,
Знают толк в ней мастера!
Так нарядна и красиво
Разукрашена она:
Кони, птицы, солнце светит,
И цветы на ней, луна …
Догадайтесь быстро, дети
Для кого нужна она?
Ведь за прялкой в зимний вечер
У лучины, у окна
Пряха там за ней сидит
И на прялочку глядит.
Прялка с детства,
Прялка диво!
Разукрашена красиво.
Дева ниточку прядет,
Тихо песенки поет.
Будут нитки изо льна,
Будет много полотна.
Как нашьет рубах, портков,
Сарафанов, рушников,
“Будет ей приданое
Крепкое не дранное”.
Вышивает, украшает,
Всю семью оберегает.
Нужно много полотна,
А ткачиха-то одна.
Приглашай на посиделки,
Пусть порадуются девки.
Шутки, смех и прибаутки…
Пробегут часы, минутки;
Парни тоже к ним зайдут.
Что тут ткут
И что здесь шьют?
Как нашьют, наткут, навяжут,
Все уложат в сундуки,
Будет все лежать до свадьбы
Все подарки для родни.
Парни к девкам присмотрелись,
Засылают к девкам свах,
Сами прялочки готовят.
Все горит у них в руках!
Нужно к девицам сходить,
Прялку стоит подарить.
Так идет жизнь в деревнях
При лучинах, при свечах.
Скоро свадьба, загуляем.
Всех на свадьбу приглашаем!
Время даром не теряйте,
Вы ворота отворяйте
И коней ка запрягайте.
В бубенцы их наряжайте,
В расписные сани, дуги!
Еду я к своей подруге.
В церковь едем мы венчаться,
И за свадебку потом.
Будет пир горой стоять,
Свадьбу будем мы играть.
Ну а Вас, честной народ,
Хлебом-солью угощать.
По весне поставят избы,
Снова жизнь им начинать.
Вот и сказочке конец,
А кто слушал молодец!

Примечание 4.

Сценарий  отчётной презентации:

  1. На сцене девочки в русских народных  костюмах. Они танцуют русский танец.
  2. Выходят мальчик и девочка в  русских народных  костюмах. В руках у них  куклы (Хозяина и Хозяйки).

Д: Пожалуйте, гости  дорогие, пожалуйте!

М: веселья вам да радости! А ещё силушки  да здоровья крепкого, богатырского!

Д: Давно мы вас поджидаем, да сказ свой не начинаем!

М: У нас для каждого найдётся тёплое  местечко  да приветливое  словечко.

Д: А о чём же сегодня пойдёт наш разговор? А расскажем мы вам о том, как  ученики 1 и 2 классов «А»  посетили музей «Русской избы», познакомились с историей,  культурой и бытом русского народа и  изложили свои впечатления в проекте, который  предложат вашему  вниманию.

М: Дорогая, хозяйка, а что-то я не  вижу  главного  героя, без которого начать-то нам нельзя!

Д: Что - ты, что - ты, хозяин! Сейчас я его позову, а то он на нас обидится и всё сегодня  пойдёт наперекосяк.

- Тук, тук, чок, чок , домовой, покажи скорей бочок,

Наберись терпения, отведай угощение.

Домовёнок: Здравствуйте, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Д и М: В тесноте, да не в обиде.

Домовёнок:  Ну, тогда можно  начинать. Не зря на Руси  в старину говорили: « если в доме домовой, дом в порядке, дом живой».

 Входят ученики 1 и 2 класса. Начинают выступление ученики 2 класса.

                Сегодня вашему вниманию будет представлен  проект из цикла «Музейная педагогика » . Название проекта «Русская изба . Быт русского народа».  Проект подготовили ученики  2 «А » и 1 «А» классов. Руководители Хинская Галина Валентиновна и Варваркина Анна Андреевна.

                В прошлом году  нам был представлен проект  « Я и моя фамилия. Происхождение славянских фамилий».  В рамках проекта  мы начали изучать  историю и быт славянских народов, населяющих Древнюю Русь.

                 В этом году  мы продолжили  данную  тему в рамках  проекта «Русская изба. Быт народов Древней Руси».

      Мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Посетить музей  «Русской избы».
  2. Продолжить  изучение быта русского народа.
  3. Познакомиться с различными  жанрами  устного народного творчества:  пословицами и поговорками, прибаутками, скороговорками, загадками, колыбельными и обрядовыми песнями, сказками в которых упоминается  русская изба, а так же  предметы быта русских крестьян.
  4. Пополнить свой словарный запас,  уточнить лексическое значение   встретившихся нам устаревших слов и выражений, научиться работать с различными словарями и справочниками.
  5. Осуществлять контроль и оценку   своих результатов  самостоятельно и с помощью  учителя.
  6. Строить рассуждение  или доказательство своей точки зрения.
  7. Научиться работать в коллективе  с младшими: включаться в диалог, разъяснять, формулировать  вопросы и задания, обучать практическим действиям, действовать вежливо, не демонстрировать превосходство.

Этапы работы 2 класса.

1 этап. Подготовительный .

2 этап.  Посещение музея «Русская изба»

3 этап. Систематизация  изученного  материала, подготовка  вопросов и  заданий первоклассникам.

4 этап. Этап практического взаимодействия с первоклассниками.

На 1 этапе  мы познакомились с произведениями  устного народного творчества. Составили список русских  народных  сказок, в которых есть  упоминание о различных  избушках  и собрали сундучок «Пословиц и поговорок   о русской избе».

  Первое задание, которое мы дали первоклассникам: «Нарисовать  сказочные избушки».

На 2 этапе. Мы посетили музей  Русской Избы  и обменялись впечатлениями.

На 3 этапе Мы систематизировали свои впечатления: написали  отзывы о посещении музея, подготовили  различные индивидуальные  задания первоклассника: загадки,  вопросы,  кроссворды о русской избе и предметах  быта. Изготовили куклу – домовёнка, который является главным  действующим лицом и героем «Путеводителя по музею Русской Избы».

На 4 этапе мы  подготовили выступление  перед первоклассниками и раздали им задания.    

  Представление работы учениками 1 класса.

 В декабре месяце приходили к нам в гости  ребята 2 «А» класса. Подготовили для нас целое представление в народных костюмах, рассказали о русских народных  традициях, о житье- бытье  славян в Древней Руси, угостили пряничком печатным. Поведали они нам, что недалеко от нашей Прогимназии есть интересный музей «Русской народной избы », а на последок дали каждому конвертик с заданием. Но чтобы то задание разгадать  необходимо побывать в музее. Дали мы им обещание в музее побывать, задания разгадать и выставку  рисунков Русской избы сделать.

Поэтому первым этапом нашей работы над проектом стало посещение музея, который находится в школе №1051. Все свои обещания мы сдержали, смотрите сами. И выставку подготовили  и на все задания нашли ответы.

   Решили пригласить  в этот музей группу «Лучики». А чтобы интересно им  было туда идти , подготовили мы для них  чудо печку, печка не простая, она умеет загадки загадывать. А чтобы  они не заблудились по дороге  принесли мы им карту, чтоб они путь себе проложили.

  И так понравилось  нам изучать культуру  и быт наших предков, что решили мы не останавливаться на достигнутом. И перед самым новым годом отправились в музей – сказок  «Жили-Были », чтобы поближе познакомится с устным народным творчеством и бытом наших предков. Познакомились с царём, Василисой и Бабой – Ягой конечно.

  Следующим музеем, в который мы попали, оказался музей славянской культуры  Константина Васильева. Узнали мы о славных богатырях русских, откуда появилось придание о Змее Горыныче  и кто его победил. Рассказал нам витязь ясный о традициях воинских, да забавах, а на последок  накормил вкусной богатырской кашей, напоил напитком придающим сил, да потешил игрой на гуслях.  Очень увлекательное  оказалось путешествие в прошлое.  Обязательно мы решили, придти мы в тот музей ещё раз.

    В школе Анна Андреевна нам рассказала, что не только мы интересуемся историей и культурой наших далёких предков, а многие классы изучали  культурное наследие народом древней Руси.

    Надежда Владимировна со своим 4 классом рассказали нам о самой загадочной героине народных сказок, о Бабе-Яге, рассказали её печальную историю, оказалось, что четвероклассники провели целое научное исследование и пришли к выводу, что Баба- Яга не столько коварная и злая, а даже наоборот  добрая и милая старушка, которая умоет, накормит, спать положит, а потом и в делах подсобит, советом надоумит.

     А  Людмила Евгеньевна, оказывается все 4 года со своими ребятами  изучала  культуру и быт славян, их устное творчество, народные промыслы, предметы быта и уклад жизни.  

      А в конце проекта мы решили   продолжать изучение всех сторон русского быта, познакомится и проникнуть в народное искусство, изучить русский народный фольклор. И конечно приглашаем вас в музей, там вы найдёте  ещё больше интересного и удивительного. Помните, что нужно знать своё прошлое. Не даром говорят «У людей не знающих своего прошлого нет будущего!».



Предварительный просмотр:

Итак, мой дорогой дружочек !

Если тебе было интересно , то прочитай  сборник «Живая вода» под редакцией  В.П. Аникина и ты узнаешь много нового о жизни на Руси в стародавние времена.

И конечно приходи в музей ,там ты найдёшь ещё больше интересного и удивительного .Помни , что нужно знать своё прошлое . Не даром говорят «У людей не знающих своего прошлого нет будущего!»

 А я с тобой прощаюсь, но надеюсь на скорую встречу.

C:\Users\Gefors\Desktop\фото по проекту\P3121717.JPG

ГБОУ Прогимназия № 1819

СВАО г. Москвы

«Музейная педагогика »

Проект :«Русская изба . Быт русского народа».

Проект подготовили  ученики  2 «А » и 1 «А» классов.

Руководители: Хинская Галина Валентиновна  и

Варваркина Анна Андреевна.

                                              Условные обозначения:

  H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\looknfeel.png                           H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\package_editors.png                                   H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\help.png                            H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\camera_test.png нарисуй                       напиши                                   подумай                          отметь

                                         впиши

Здравствуй , мой  дорогой дружочек!

  Как ты думаешь , кто я?

  Совершенно верно ! Я  домовой – первый помощник по дому. Я люблю рассказывать сказки, загадывать загадки , а больше всего  люблю свой дом –русскую избу. Переверни страничку и ты узнаешь много  интересного. Следуй за мной, отвечай на вопросы , отгадывай загадки, рисуй, а главное  запоминай!C:\Users\Gefors\Desktop\фото по проекту\P3121715.JPG

А не завернуть ли нам на огонёк в деревенский-то домок?

Я приглашаю вас в русскую  избу, познакомиться с её  убранством с предметами обихода.

H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\looknfeel.pngВот подошли мы  к избе, ты осмотрись пока и нарисуй русскую избу.

http://ped-kopilka.ru/images/photos/medium/fcf55a303b71b84d326fb1d06e332a26.jpg

В левом углу от печки в избе  всегда стоял  большой стол, а около него длинные и широкие лавки .

     H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\help.png   Как вы думаете, почему они длинные? А почему широкие?

По диагонали от печки находился «Красный угол».

Что означает слово «красный»?

Здесь принимали гостей, отмечали праздники, висели иконы. «Красный угол»  ещё называли Святым. Это самое почётное место в доме. Тут же висела люлька- кроватка для младенца. А знаешь ли ты  колыбельные песни.H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\package_editors.png

Как называли  в этих песнях младенца?  

Чем освещали горницу в русской избе?H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\package_editors.png

              Зачеркни ненужные картинки.

        Лучина                                                           http://www.newkaliningrad.ru/upload/iblock/1cc/1cc2cbd7a961d335bf3be71009ded9e6.jpghttp://s019.radikal.ru/i623/1204/91/a38bcdfa85e2.jpghttp://www.dekor-svet.ru/published/publicdata/DEKORSVET1/attachments/SC/products_pictures/Gallery/500/Alexandria_TR.jpg

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=131321043-57-72&n=21http://3.bp.blogspot.com/_LVnY9kaTsN8/TI_3mGQVQbI/AAAAAAAAAZY/Iwhc2qnsatI/s1600/Candle-flame-and-reflection.jpg

                                             Свеча                                                      Бра

    Вечерами долго не засиживались, спать  ложились рано. Да и вставали с первыми лучами солнца. Ведь в большом крестьянском хозяйстве  всегда много работы.

            А ещё около печки держали  различные  предметы  домашней утвари.

H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\help.png  Отгадай загадки  и узнай , что это были за предметы.

     Соедини стрелочкой отгадку и картинку.

H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\looknfeel.pnghttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/6/98/959/98959464_4809770_k8.jpg

 Рыба в море,

хвост на заборе.                  

Не бык , а бодает .

Не ест , а еду хватает.http://puzkarapuz.org/uploads/posts/2009-03/1237667120_istoriya-utyuga.jpg

Что схватит, отдаёт,

Сам в угол идёт.

Чёрный конь

скачет в огонь.

 http://www.podstakanik.ru/products_pictures/KochergaNEW200.jpg

 Стоит толстячок ,

Сверкающий  бочок,

Шипит и кипит-http://povar.ru/uploads/68/b9/7d/32/kovsh-13856.jpg

Всем пить чай велит. 

То назад, то вперёд, 

Ходит –бродить пароход. 

Остановишь- продырявишь. http://samovarchiki.ru/published/publicdata/K73SPBRUSAMOVARY/attachments/SC/products_pictures/uhvat1w_enl.JPG

Двое купаются,

третий валяется,

 двое вышло, третье повисло.

    H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\help.png         H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\package_editors.png       А ещё составь из слов  пословицы и запиши.

Красна,  не,  изба,  а,  углами,  пирогами,   красна.

Каждой,  в,  избушке,   погремушки,   свои.

Не, велик,   дом,  велит,  лежать,  не,  да.http://yahooeu.ru/uploads/posts/2012-03/1331693631_1327.jpg

                                                Вошли мы  в избу.

Дверь в избу низкая , а порог высокий.C:\Users\Gefors\Desktop\фото по проекту\P3121715.JPG

Ответь на вопрос:

Для чего так строили?

                                                                                     H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\package_editors.png

                                                                                                                               

           Мы попали в маленькую  прихожую - сени.

H:\маркетинг\Графика\331_Иконка\32x32\camera_test.png        Для чего они использовались?

                    Отметь правильные ответы:

       Держали различное имущество

       Мастерили что-то в непогоду

       Укладывали на ночь спать гостей

       Зимой держали скот

       Обедали

     http://www.nachalka.com/photo/d/3498-5/izba_4.jpg

     В избе была  лишь одна  комната  и почти половину  её занимал один очень важный предмет. Отгадай загадку и ты узнаешь что это?http://buyreklama.ru/moskva/photos/20882759/yandsearch%20(16).jpg

В избе –изба, на избе- труба,

Зашумело в избе,

 Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.    

   В те далёкие времена  в печке и хлеб пекли, и всю еду людей и всякой живности  готовили в печке. Русская печь обогревала  дом, на ней служили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. На печке  можно было спать, а долгими  зимними вечерами рассказывать сказки.

А какие  сказки знаешь ты, где упоминается печь?

    А ещё за печкой живу я –домовой,- покровитель домашнего очага , иногда я бываю добрым, а иногда опасным.  Это когда про меня забывают, не зря говорят: « Если в доме домовой, дом в порядке дом живой».

  Так, что зови меня почаще и  выучи

 «Дедушка домовой, ты со мной, и я с тобой».

      Запомни:  10 февраля по народной традиции празднуют Кудесы- день угощения домового. И говорят «Дедушка – суседушка! Кушай кашу, да храни избу нашу!» и оставляют мне за печкой  подарочки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Русская изба".

Дети посещают станцию юных туристов  для ознакомления с русскими традициями ,сами принимают непосредственное участие....

Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"

Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....

Методическая разработка урока технологии в 3 классе по теме "Древние русские постройки. Изготовление русской избы" (технологическая карта)

Цель урока: создать условия для совершенствования конструкторско – технологических способностей и навыков учащихся в форме активной деятельности и способствовать формированию творческих способностей и...

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс, УМК: Неменского Б.М.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний у учащихся о красоте русской деревянной избы и особенностях выполнения отдельных элементов декора избы; выполнение н...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)», 4 класс

Тема урока «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с искусством древнерусского зод...