Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива
статья по теме

Синева Валентина Эдуардовна

Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detskogo_kollektiva.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность классного руководителя

по формированию детского коллектива

(Система коллективных поручений как основа формирования детского коллектива)

Когда дети приходят в 1 класс, и им задаешь вопрос «Хочешь ли ты идти в школу?», практически все отвечают утвердительно. На вопрос «А если бы тебе сказали, что можно учиться дома с мамой, а можно в школе с учительницей. Что бы ты выбрал?»  тоже, за  небольшим исключением, дети говорят, что хотят учиться в школе, где учительница и много других детей.  

Как же сделать так, чтобы позитивное отношение к школе у детей не пропадало, а закреплялось, становилось устойчивым? Интерес к школе, основанный на внешних проявлениях (яркие разнообразные принадлежности, портфель, форма и т.п.) проходят довольно быстро, а дальше важной задачей классного руководителя является работа по превращению имеющихся у начинающего ученика отдельных импульсивных побуждений в мотивационную сферу. Причем, надо помнить, что далекая мотивация в этом возрасте неэффективна. Действенной оказывается только короткая мотивация с близким результатом. Это одна из возрастных особенностей младших школьников.

По Выгодскому воспитание должно быть организовано так, чтобы ученика не воспитывали, а он воспитывался сам, ибо «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды». Значит, очень важно сделать так, чтобы и организация, и регулирование осуществлялись классным руководителем целенаправленно и системно.

Большое значение имеет общая атмосфера в школе и в классе, поэтому надо, чтобы каждый ребенок почувствовал доброе, внимательное, заинтересованное отношение к себе как со стороны учителя, так и со стороны других учеников. Каждый учебный день стоит начать с вопроса о том, все ли в классе, кто отсутствует, почему? Сразу договориться, кто позвонит отсутствующему однокласснику, передаст привет, выяснит самочувствие, продиктует домашнее задание и т.д. Обязательно  выразить  радость, когда ребенок приходит после болезни, сказать, как его не хватало. А в день рождения  каждого ученика первый урок посвятить имениннику. После уроков открыть мастерскую, изготовить поздравительные открытки,  написать пожелания и подарить с улыбкой и хорошим настроением от совместной работы. На первый взгляд может показаться, что все это мелочи. Да, наверное,  но они позволяют каждому ребенку почувствовать свою значимость и свое важное место в коллективе,  когда каждый ребенок знает, что его ждут, ему рады, ему помогут.

Считаю необходимой включенность каждого ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности. На уроке это находит отражение в парной и групповой работе. До сих пор некоторые учителя не очень охотно применяют эти формы организации, считая, что они ведут к нарушению внешнего порядка, созданию шума на уроке. Действительно, когда одновременно говорят несколько человек, идеальной тишины быть не может. Но что это за шум? Если перед детьми четко поставлена учебная  задача, понята и принята ими, вы не услышите ни одного постороннего слова, но при этом все мыслят, пытаются формулировать свои мысли, пассивных нет.

Во внеурочное время – групповые поручения. В классе можно ввести систему коллективных поручений, которая предполагает участие каждого ребенка в выполнении того или иного поручения для всех. Каждый ученик в течение одной недели будет дежурным, на следующей неделе -  санитаром, затем - цветоводом, физкультурником, помощником учителя.

По итогам недели проводится обсуждение, где анализируются результаты работы всей группы. Ставятся проблемы, говорится «спасибо» тем, кто особенно ответственно, а иногда с выдумкой относился к выполнению поручения. При этом ребята все делают сами: следят за чистотой кабинета, ухаживают за растениями, проводят на уроках физминутки, организуют игры на переменках, выдают к уроку тетради и дидактический материал, следят за внешним видом и чистотой рук. Действует взаимная ответственность, ведь поручение выполняет не один человек, а группа, но каждый в группе отвечает за свою часть работы. Так устанавливаются отношения сотрудничества.

В конце учебного года при такой организации жизни классного коллектива целесообразны итоговые классные часы вместе с родителями, где можно подвести итоги по номинациям и наградить лучших, и сказать самые добрые слова тем, кто не только делал что-то для себя, но и для общей пользы.

Возможные номинации.

  1. Устремление  (за старательность и стремление к успеху)

Пусть не все пока получится,

В школе все чему-то учатся.

Но стремление и старательность

Ведут к успеху обязательно.

  1. Образ  (за обаяние и безупречный внешний вид)

Застегнул пиджачок,

Обернул дневничок.

Улыбнулся, причесался,

В лучшем виде показался.

Безупречен внешний вид,

Сразу видно – ученик.

  1. Делу время, потехе час (за отличное проведение физминуток, наилучшее выполнение поручения физкультурника)
  2. Правая рука (за надежность, ответственное выполнение поручения помощника учителя)

Всем известно, как нужна

Людям правая рука.

У класса она тоже есть

За это ей хвала и честь.

  1. Пчелка (за трудолюбие, ответственность и добросовестное выполнение поручения дежурного)
  2. Партнер (за честные, уважительные отношения, умение работать в паре, группе)

Кто готов помочь в работе

И поддержит разговор,

Тот услышит в адрес свой

Слово гордое «Партнер»!

  1. Палочка – выручалочка (за активную работу на уроке, умение находить ответ на самый трудный вопрос)
  2. Зеленый мир  (за заботу о комнатных растениях, отличное выполнение поручения цветовода)
  3. Читатель года (самый активный читатель школьной библиотеки)

Ты идешь в библиотеку,

Чтобы больше прочитать.

Настоящим человеком помогает книга стать.

  1. Чтец года (за самое выразительное и артистичное чтение художественных произведений)
  2. Проба пера (за самые интересные и содержательные творческие работы)
  3. Ученик года (за отличные успехи в учении, за умение быть учеником)

Учил уроки. Повторял уроки.

Уроки сделав, на уроки мчал.

Как слушал ты уроки на уроке!

Как у доски уроки отвечал!

Учился каждый день ты все упорней.

Дневник твой взгляд родителей ласкал.

И ты был счастлив…

А Новый год, сверкающий, волшебный

Как эпизод входил в твой год учебный.

Ты только на каникулах бывало

Мечтал пилотом стать иль моряком.

А возвратившись в школу, для начала

Мечтал ты лучшим стать учеником.

И ты был прав, умение учиться –

Не менее, чем знания, пригодится. (В.Берестов)

  1. Мудрая сова (за любознательность, стремление к познанию)

Всем известно, в птичьем мире

Самый важный – это филин.

А у нас есть совушка –

Мудрая головушка.

Даже маленькие школьники могут многое, но только при одном условии, что рядом мудрый заинтересованный взрослый, который покажет правильные ориентиры, выстроит гуманную систему ценностей в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива

Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого у...

Опыт работы по теме "Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников"

Для ребенка естественно то, что в процессе обучения и воспитания он развивается, становится тем, кем он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена...

Классный руководитель как лидер детского коллектива.

цель деятельности классного руководителя - создание условий для формирования конкурентоспособной, гармонично развитой личности, способной самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбо...

Роль диагностических методик в работе классного руководителя по созданию детского коллектива.

Диагностическая карта класса поможет  обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравс...

"Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. "

Данная статья раскрывает актуальность данной проблемы, содержит рекомендации в виде методов и приёмов по формированию нравственного поведения младших школьников....

«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»

В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....