Статья для городского семинара " Проектная деятельность"
статья (2 класс) на тему

Доронина Марина Евгеньевна

Статья написана для городского семинара по проектной деятельности. В ней я рассказавыю об особенностях работы над коллективным  проектом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Современные образовательные задачи школы и ее воспитательной системы направлены на развитие универсальных учебных действий ученика и требуют подбора педагогических технологий, направленных на повышение креативности учащихся.  Одной из таких технологий является  ученическое проектирование  - процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта). Для меня проект – это прежде всего  это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:

  • Развитие интереса к предмету;
  • Приобретение исследовательского опыта;
  • Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории;
  • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • Умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.  

Существует достаточно разнообразная классификация проектов. Сегодня я расскажу о коллективном проекте. Считаю, что именно в 1-2 классе по количеству участников проекты могут быть групповые, коллективные, а к 3-4 классу возможен переход к индивидуальной деятельности.

Основные идеи, присущие коллективным формам взаимообучения – общность цели и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество   лежит в основе обучения в группе.  Преимущества групповых проектов очевидны:

  • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
  • Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Опыт работы  с  проектами у меня большой. Много лет я работаю с детьми в этой области. В нашей гимназии ведется огромная работа по обучению детей ученическому проектированию, итогом которой ежегодно  становится  школьный конкурс проектных , научно-исследовательских работ « Открытие» . Начальная школа представляет около 30-40 работ.

Организую исследовательскую деятельность учащихся по следующим этапам:

I этап. Выбор проблемы

II этап. Поиск информации.

III этап. Выдвижение и проверка гипотез.

IV этап. Выбор и реализация проекта.

V этап. Презентация проекта .

I этап. Выбор проблемы

 Поиск проблемы - дело непростое. Найти проблему порой бывает не менее трудно, чем решить ее. Поэтому можно   использовать любую проблемную ситуацию, которая возникает в повседневной жизни детей.

Тему надо выбрать такую, чтобы она была интересна каждому участнику проекта. После необходимо определить цель проекта, и то, как мы эту цель будем достигать, т.е. задачи нашего проекта. Здесь необходимо точно представлять себе объем и конечный результат проекта. После этого составляется план выполнения проекта. Далее, с опорой на имеющийся план, формируются группы и распределяются роли (обязанности) внутри каждой из групп. Здесь же определяются материалы и средства, необходимые для реализации проекта, обсуждаются сроки выполнения каждого из этапов деятельности, форма представления готового результата.

II этап. Поиск информации.

На этом этапе  учащиеся проводят поиск достоверных сведений об объектах и явлениях. На данном этапе дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основными видами представления информации в нашей работе являются: записи, рисунки, вырезки из газет и журналов, ксерокопии текстов и изображений, аудио - и видеозаписи. Кроме того, это может быть анкетирование, интервью. Цель данного этапа - учить ребят находить интересующую их информацию, систематизировать ее, правильно хранить и использовать.

III этап. Выдвижение и проверка гипотез.

Дети как правило находят достаточно много информации. Когда вся необходимая информация для выполнения проекта получена, ее необходимо обработать. То есть наступает этап обобщения информации. Здесь необходимо привести полученные данные в систему, обобщить их.

 IV этап. Реализация проекта ,его презентация.

На последнем этапе работы над проектом необходимо поработать над тем, как представить результат всей работы остальным участникам. После завершения работы над проектом надо предоставить возможность детям  рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось.

Презентация (защита) проекта  способствует формированию  коммуникативных умений: учит организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); оформлять свои мысли в устной и письменной речи, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Проекты должны  быть ребенку  посильны. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Сегодня я вместе с детьми представляю вашему вниманию коллективный проект « Пешком по Петербургу» .Как дети работали над этим проектом, они расскажут сами. Я же как учитель прежде всего ставила перед собой цель-научить детей проектированию. Итогом нашего проекта  стал урок в группах, на котором дети смогли представить отобранную информацию и презентация нашего проекта на школьном конкурсе.

Несомненно, что ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях . Ученическое проектирование становится  универсальным  средством  решения различных проблем образования и поэтому найдет свое достойное место в современном арсенале учителя- педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Проектная деятельность в начальной школе" на базе МБОУ"СОШ с. Липовка"

В нашей школе прошел семинар в рамках сетевого взаимодействия. Участие принимали учителя школ района. Нашими коллегами был продемонстрирован материал о проектной деятельности в начальной школе. Каждый...

Статья по теме: "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников"

Статья, опубликованная на сайте ИД "Первое сентября", на тему "Значение проектной деятельности в развитии младших школьников" http://festival.1september.ru/articles/620230/...

Статья "Роль исследовательской и проектной деятельности в развитии интегративных качеств"

В статье рассматриваются  вопросы создания системы системы деятельности, которая позволяет обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по инт...

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время» (работа в группах)

Ведущее место среди инновационных средств работы с учениками на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людь...

Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)

Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность  на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...

Справка по итогам городского семинара «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов»

14 марта 2018 года в МАОУ «СОШ №10» проведён практико-ориентированный семинар «Внеурочная деятельность как средство достижения личностных, предметных и метапредметных результатов&raq...

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»

В выступлении представлен опыт работы по направлению "Проектная деятельность в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности"...