Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника
статья (4 класс) на тему

Болтуть Марина Валентиновна

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boltut-kopiya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как технология формирования социально-активной личности младшего школьника»

Работа  выполнена:

Болтуть Марина Валентиновна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №530

Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2013


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Описание технологии организации проектной  деятельности………………......5

Заключение………………………………………………………………………...13

Список использованной литературы………………………………………….....14


Введение

«Если каждый человек на кусочке своей земли

 сделал бы все, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов

Я выбираю данный прием, так как  ГБОУ школа №530, в которой я преподаю,

уже восемь лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

 В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников.  Предполагается, что по мере освоения работы над проектами во внеурочное время в старших классах проектная деятельность может использоваться и как одна из форм учебной деятельности. 

На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося. Детям предлагают для выбора проекты: создание игр на учебном материале, социально значимые (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и другое), частично исследовательские (найди исторический корень и другое).

Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу  в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой со словарями и созданием письменных текстов. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.

Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, по отношению к которым у него возникнут личностно значимые цели.

В течение многих лет  педагоги ГБОУ школы № 530 успешно применяют проектную деятельность в своей практике.

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач. Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию.

 


Описание технологии организации проектной деятельности

Латинское слово «projectus» означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогике под словом «проект» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главной идеей метода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.   

Целью проектной деятельности является успешность.  

Возможности проекта:

  • Развитие ключевых компетенций обучающихся.
  • Подготовка младших школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям и тому подобное.
  • Функционирование младшей секции в рамках школьного научного общества.
  • Формирование профессиональной компетентности  педагогов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Проектная урочная деятельность всего класса необходима на уроке.

Можно рассмотреть следующую классификацию проектов.

Практико-ориентированный – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса ли школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.

Существуют следующие виды проектов.

Мини-проекты – могут укладываться в 1 урок.

Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели.

Долгосрочные проекты - выполняются в группах или индивидуально. Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка.

Проект, включает в себя следующие составляющие:

проблема -  планирование - поиск информации – продукт – презентация.

Этапы проектирования:

  • выработка концепции,
  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
  • создание плана,
  • организация деятельности по реализации проекта.
  • анализ достижений поставленной цели.
  • защита проекта

Защита или презентация проектов осуществляется в форме докладов, выставок рисунков, альбомов, поделок, книжек-малышек, изделий, театрализованных представлений, спектаклей, деловых игр, электронных презентаций. Обязательным должно быть поощрение – вручением грамот, дипломов, благодарностей, подарков. 

Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах представлена в таблице 1.

Работая с младшими школьниками, мы руководствуемся тремя принципами организации учебно-проектной деятельности:

  • Принцип доступности предполагает организацию проектной деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учеников.
  • Принцип поуровневости включает в себя управление проектной деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей учащихся, конечно, самих школьников.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого проекта, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности.


Таблица 1 - Деятельность субъектов процесса проектирования на различных этапах

Содержание работы

на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

1 этап. Подготовка.

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирования интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы.

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу анкетирование и т.п.)

2. Определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановки цели.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя. Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

- фильм, макет, сборник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

- прочитать в книге;

- понаблюдать;

- посмотреть в компьютере;

- задать вопросы родителям, специалистам;

- подумать самостоятельно;

- посмотреть в книгах;

- посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач.

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно).

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Организация экскурсий, проведение экспериментов.

Проведение исследований, решение промежуточных задач.

Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата.

Анализ информации. Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результат работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

 


Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и так далее.

 При выполнении проектной работы учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Ожидаемые результаты: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

Таким образом, проводимая в школе работа для ученика имеет следующие результаты:

  • Умение работать с информацией.
  • Опыт целеполагания.
  • Приобретения опыта планирования.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие мышления.
  • Развитие эмоциональной сферы.
  • Опыт публичного выступления.

Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

          - Школьная научно-практическая конференция «Ученые будущего».

          -  Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

          - Участие в проведении предметных декад и олимпиад в начальной школе.

         - Районная научно-практическая конференция «Первые шаги естествоиспытателя».

- Городская эколого-биологическая конференция «Юные исследователи» ДДЮТ  «У Вознесенского моста».

- Региональная научно-практическая конференция «Первые шаги естествоиспытателя» в ДДЮТ Фрунзенского района.

Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Проектная деятельность в начальной школе является пропедевтической. В средней и старшей школе учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Примером такого долгосрочного проекта может послужить «Фестиваль  Русского языка».


Заключение

Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам,  учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.

Роль учителя в управлении деятельностью, а не в подаче ее в готовом виде, в организации коллективных обсуждений при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению.

Список использованной литературы

  1. Базисный образовательный план первой ступени общего образования. 12.09.07.
  2. Бордовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  3. Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
  4. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.
  5. Даутова О.Б.,Иваньшина Е.В.Современные педагогические технологии. Основная школа. Сборник Изд.КАРО,2013
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

Проектная деятельность как условие развития нравственной сферы личности младшего школьника

Развитие нравственной сферы школьника через проектную деятельность...

Статья "Прием чередования творческих поручений, как средство воспитания социально-активной, творческой личности младшего школьника в свете требований ФГОС"

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой социально-активной личности. Следовательно, строить педагогический процесс, важно ...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой индивидуальности личности младшего школьника в рамках ФГОС НОО»

Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия....