МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ основной образовательной программы начального общего образования в свете требований ФГОС.
материал на тему

Тараканова Наталья Владимировна

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи   между учителем, учеником и родителями  по поводу успешности образовательного процесса,   равно как и самостоятельного определения   этой связи учениками.

 

Цель моделирования: создание эффективной системы   получения и распространения   полной и достоверной информации  о качестве образования в ОУ   и обеспечение развития ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_sistemy_otsenivaniya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИЧЕСКИЙ   ПАКЕТ:

МОДЕЛЬ

СИСТЕМЫ  ОЦЕНИВАНИЯ   ДОСТИЖЕНИЙ   УЧАЩИХСЯ

основной образовательной программы

начального общего образования

в свете требований ФГОС.

2014 г.

Система оценивания – механизм контрольно-диагностической связи   между учителем, учеником и родителями  по поводу успешности образовательного процесса,   равно как и самостоятельного определения   этой связи учениками.

Цель моделирования: создание эффективной системы   получения и распространения   полной и достоверной информации  о качестве образования в ОУ   и обеспечение развития ОУ.

Задачи:   

  • изучить требования ФГОС  к личностным, метапредметным, предметным  результатам;
  • определить компоненты системы оценивания   достижений учащихся;
  • - описать особенности системы оценивани  достижений учащихся.

Система  оценивания достижений учащихся

 Компоненты системы оценивания.

                         Объект оценивания.

Учебные достижения учащихся.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Цели

Определение уровня усвоения обучающимися

опорной системы

знаний.

Определение уровня овладения  обучающимися

метапредметными действиями.

Определение эффективности

воспитательно-образовательной деятельности ОУ,

уровня личностных достижений учащихся.

Содержание

Оценка:

-процесса выполнения,

-планируемых результатов по отдельным предметам.

Оценка умения учиться:

-самоорганизация

-самоопределение

-самоконтроль

-навыки сотрудничества

-навыки работы с информацией

(выделение главного, сравнение, анализ, обобщение, классификация…)

Оценка уровня личностных достижений учащихся:

-самоуважение

-самооценка

-саморазвитие

-мотивация

-воспитанность …

Форма

Персонифицированная

количественная оценка

Персонифицированная,

неперсонифицированная

качественная оценка.

Отметка,

безотметочное оценивание

Словесное оценивание

(содержательная характеристика),

 отзыв

 Учитель –

ученик ( самооценка, взаимооценка )

 – родитель.

Метод

(Способ)

Тематические контрольные работы, тестовые работы.

Комплексные работы на межпредметной основе.

Портфель достижений,

задания творческого характера,

проекты, презентации, анкетирование.

Средство фиксации результатов оценки

Листы достижений, листы наблюдений,

дневник учащегося, классный журнал,

справки по результатам ВШК.

Дневники наблюдений учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, педагога-психолога).

Диагностические листы.

Характеристика обучающихся.

Условия эффективной системы

оценивания

 Повышение профессиональных компетентностей  педагогов.

Реализация принципов оценочной деятельности:

систематичности, позитивности, личностной ориентации.

Этапы процедуры оценивания

Этап процедуры оценивания

Цель

Особенности технологии оценивания достижения планируемых результатов

1

Стартовая диагностика

Определение готовности

обучающихся

-к обучению в ОУ

( 1 класс);

-к изучению курса

( начало уч.года

2,3,4 класс);

-к усвоению нового материала ( темы, раздела).

Стартовая диагностика в первых классах

основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса.

В дальнейшем стартовая диагностика может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого учащегося к усвоению нового материала.

2

Текущее

( промежуточное)

оценивание

Отслеживание динамики достижения

планируемых результатов:

предметных, метапредметных,

личностных.

Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования  ( оценка

предметных, метапредметных,

личностных результатов).

 Методы оценивания: наблюдение, оценивание процесса выполнения, открытый ответ, выбор ответа, свободный ответ.

Для отслеживания и оценивания

предметных знаний, способов деятельности могут использоваться листы индивидуальных достижений.

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.

3

Итоговое оценивание

Определение готовности обучающихся к обучению в основной школе.

Итоговые проверочные работы 

(на конец каждого класса).

В 1-ом классе контрольные работы рекомендуется проводить в конце учебного года не позднее 20-25 апреля.

Обучающиеся 1-го класса на второй год не оставляются.

Итоговая оценка выпускника (4 кл) формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ ( по русскому языку, математике, комплексной работы на межредметной основе)

Средства фиксации оценки.

1. По ходу изучения темы индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек ( Методика Т. Дембо – С.Рубинштейна. Описана в книге Г.А.Цукерман « Оценка без отметки».)

2. Курсовые ( четвертные ) отчёты – в виде таблицы.

Ученики сообщают, какие оценки они ожидают получить по каждому предмету, оценивают свои учебные привычки, учебную работу, выполнение домашних заданий.

После того, как ученик проставит в таблице свои оценки, он получает оценки от учителя.

При существенном расхождении оценок учитель и ученик обсуждают ситуацию.

Родители получают информацию о развитии детей. Это намного эффективнее, чем простая беседа с учителем, классным руководителем.

Ученикам курсовые отчёты помогают оценить своё развитие, взять на себя ответственность за обучение.

3. Оценочная форма для учителя.

Дата

21.09.

10.10.

30.10.

Итог за 1-ую четверть

Тема работы

Баранова И.

«4»

«3»

«3»

Наметился регресс

Стрижаков В.

«4»

«5»

«3»

Нестабильность

Ябурова А.

«4»

«4»

«5»

Наметился

Прогресс

Молчанов П.

«4»

«4»

«4»

Результаты стабильны

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа.

Этот метод  рекомендуется использовать в ситуациях , требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, стоящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Примерные вопросы для самоанализа:

-Выполнение этой работы мне понравилось ( не понравилось), потому что______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Наиболее трудным мне показалось_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Я думаю, это потому, что______________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

-Самым интересным было_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

-Если бы я ещё раз выполнял эту работу, то я бы сделал следущее____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Я бы хотел попросить своего учителя______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Накопительная система оценки – портфель достижений обучающегося.

Наиболее адекватным методом накопительной ( интегральной) оценки является портфолио ( портфель достижений) – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В идеале в состав портфолио каждого ребёнка для характеристики сторон, связанных с

его учебной деятельностью, могут (должны) входить:

1.Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии:

-выборка работ из « Папки письменных работ» по русскому языку;

-дневник читателя;

- выборка работ по проведённым в ходе обучения мини-исследованиям

  и проектам (по всем предметам) …

2 Систематизированные материалы текущей оценки:

-отдельные листы наблюдений;

-оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работы;

-результаты стартовой диагностики;

-результаты тематического тестирования;

-выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся.

3. Материалы итогового тестирования и (или) результаты выполнения итоговых комплексных работ.

4. Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные материалы, характеризующие ребёнка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8)....