Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.
методическая разработка на тему

Лищенко Венера Таштимировна

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также технология реализации концепции по развитию творческого воображения, апробированная на опыте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им. Декабристов»

Развитие творческого воображения как способ

развития творческих

способностей и одаренности младших школьников

     

                                                           Выполнила: Лищенко ВенераТаштимировна,

учитель начальных классов

МОУ СОШ им. Декабристов

г. Ялуторовск Тюменская область     

Ялуторовск

2009 г

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………….       3    

Глава 1. Возрастные особенности воображения у младших школьников……………...       5

Глава 2. Диагностика творческого воображения младших школьников……………….       8

Глава 3. Развитие творческого воображения как способ развития творческих способ-

ностей и одаренности младших школьников………………………………………………    10

               1. Методы, способы и средства  стимулирования творческой активности

                   учащихся…………………………………………………………………………     10

               2. Технология реализации опыта по развитию творческого    

                    воображения ( методические приемы, игровые упражнения и творческие

                    задания)…………………………………………………………………………      12

Заключение………………………………………………………………………………….       20    

Список используемой литературы…………………………………………………………      21

Приложение…………………………………………………………………………………       22

Введение

          В период модернизации  системы образования перед современным учителем встают вопросы личностного развития и творческой самореализации учащихся. Для развития современного общества нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, с высокоразвитыми творческими способностями и умением применить их на практике, в своей деятельности, в любой жизненной ситуации. Многие согласятся, что прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

                  В школьных программах в последнее время усиливается творческий аспект обучения. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня особую значимость. Но как показывает практический опыт, фактически многие способности, которыми наделяет природа ребенка, остаются неразвитыми, а значит нереализованными в дальнейшем.

                  На мой взгляд, эффективность работы учителя может определяться тем, в какой мере он обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к познавательной деятельности. Пробудить творческие силы в ученике, - наверное, самое сложное. Как вовлечь каждого ребенка в творчество? Как раскрыть в каждом маленьком человеке его индивидуальность? Каким образом организовать учебный процесс, применяя разнообразные методы и приемы обучения, чтобы ученик всегда и везде стремился найти свое собственное, отличное от других решение, стремился к новизне, новому видению и новым подходам?

                  Все это определило цель моей педагогической деятельности: создание условий и реализация педагогического опыта для развития творческого воображения младших школьников. ( Приложение 1)

                  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: (Приложение 2)

        1)  изучить индивидуальные особенности учащихся;

        2)  изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу;

        3) использовать эффективные методы и приемы для развития творческого воображения учащихся, создать творческую среду на уроке как условие для творческого самовыражения.

                  Теоретической основой реализации моей практической деятельности стали труды известного психолога Л.С.Выготского, которые посвящены анализу особенностей и механизма воображения как важной психической способности человека, ее связи с творчеством. Л.С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием , речью и мышлением, порождает эмоции, и реализуясь на основе воли, развивает интересы, способности, общительность и т.д. « В этом смысле, - пишет психолог, - все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» Л.С. Выготский убедительно показывает, что любой сколь угодно фантастический образ имеет в себе те или иные черты реальной действительности, опирается на опыт человека, отражает его эмоциональное настроение. Более того, значительная часть образов воображения находит воплощение в изобретениях  и произведениях духовной культуры людей. При этом подчеркивается, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеет свои специфические черты, связанные с объемом житейского и эмоционального опыта ребенка. Развитию воображения, способности фантазировать необходимо уделять наибольшее внимание в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период психологи называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития творческого потенциала.

                  Изучение трудов Л.С. Выготского позволило мне определить ряд позиций, составляющих основу построения педагогического процесса по  реализации способностей учащихся моего класса.

                                Глава 1. Возрастные особенности воображения у младших школьников

         Воображение – это способность человека мысленно представить себе объекты и       процессы, не воспринимаемые им в данный момент или несуществующие. Неотъемлемой частью творческого воображения является фантазия. 

          Различают следующие виды воображения: (Приложение 3)

По способам активности:

                   -  Произвольное

    -  Непроизвольное (сны, бред, галлюцинации, гипнотические образы)

По результатам:

    -  Воссоздающее

    -  Творческое

По видам деятельности:

                   -   Художественное

                   -   Техническое

                   -   Музыкальное

          Ниже мы рассмотрим диагностику и методику развития творческого воображения младших школьников.

          Благодаря воображению человек может мысленно представить то, что никогда в таком виде не воспринимал (не видел, не слышал и т. д.). Воображение позволяет взрослому воссоздать результат деятельности еще до ее начала, а ребенку представить себя моряком, летчиком и т.д. Воображаемый результат деятельности является ее целью, а способ достижения этой цели – программой деятельности. Таким образом, воображение играет ведущую роль в управлении деятельностью и поведением человека. Более того, значительная часть образов воображения находит свое предметное воплощение в машинах, орудиях и в произведениях духовной культуры людей. В настоящее время зачастую молодые люди, приходя на производство, лишены способности к фантазии, к творческому воображению. Робкая фантазия или полное отсутствие её начинают сдерживать техническое творчество, особенно творчество высокого уровня. Такое состояние дел  требует специальных мер по развитию способности фантазировать. Психологи выделяют до полутора – двух десятков творческих качеств, необходимых изобретателям. Л.С. Выготский подчеркивал, что на каждой возрастной ступени воображение и творчество имеет свои специфические черты, тесно связанные с объемом и характером житейского и эмоционального опыта ребенка. Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Неустанная работа воображения – важнейший путь познания в освоении ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способностей к творчеству и одаренности. 

          В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Вербальный характер школьного обучения требует активизации произвольных действий воображения. На уроках ребенку предлагают представить ситуацию, в которой происходят преобразования предметов. Эти требования побуждают развивать воображение, но нуждаются в дополнительном подкреплении при помощи схем, макетов, знаков и т. д.

          По мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок. Может наблюдаться большая вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие – фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого можно условно разделить детей на реалистов и фантазеров. 

          Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект ребенку, испытывающему трудности в реальной жизни, возможность уйти в воображаемый мир, например: наладить отношения со сверстниками при полном отсутствии друзей и т.п. Воображение дает временную возможность расслабиться, освободиться от напряжения.

         Однако за воображением нужен контроль, иначе человек начинает смешивать реальное и воображаемое. Этим, в частности отличаются дети, которые говоря неправду, принимают ее за реальность. Иногда это проявляется и у взрослых, которые фантазируют в своих рассказах, преувеличивают или искажают факты и события. Каким бы фантастическим ни было воображение, оно опирается на нормативы реального социального пространства.

         Американские ученые Джером и Дороти Сингер  выделяют такой фактор для развития воображения  детей как раннее чтение. В 1992 году они теоретически обосновали важность раннего чтения для развития воображения у детей. Они отмечают, что дети, слушающие рассказы взрослых и рано начинающие читать, не только лучше владеют языком, но и более точно представляют себе действительность.

          Фактором, влияющим на развитие воображения, является и игра. Отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечали, что воображение у ребенка появляется в игре. В жизни современных детей игра начинает занимать все меньшее место. Информация, с которой сталкивается ребенок в детском саду, становится все более дидактичной, в ней преобладают  не игровые элементы, побуждающие воображение и творчество, а элементы обучения. На то, что игра не занимает достойного места в жизни современных детей, влияет также отсутствие в больших городах пригодных для игр площадок.

          Таким образом взрослым важно  также обратить внимание на следующие факторы, влияющие на развитие воображения детей: игру, чтение, умение грамотно обращаться со

СМИ.

Глава 2. Диагностика творческого воображения младших школьников

         Следуя концепции творческого воображения П. Торранса, различают следующие показатели творческого воображения и мышления как характеристик этих процессов: ( Приложение 4)

         

  • Беглость, или продуктивность
  • Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под  новым углом зрения, обнаруживать его новое использование. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Низкий показатель гибкости свидетельствует о низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала (или) низкой мотивации.
  • Оригинальность, необычность высказываемых идей, стремление к новизне. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, мысли, отличающиеся от очевидных, общепринятых, твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, неинтересных ответов.
  • Образная адаптивная гибкость, или разработанность – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны. Высокие значения этого показателя характерны для людей, способных к изобретательской и конструктивной деятельности.

                     В каждом ребенке творчество живет в большей или меньшей степени. Возможность        создать что-то новое, необычное закладывается в детстве через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Диагностика уровня развития воображения учащихся нашего класса осуществлялось поэтапно. Первый этап диагностики был проведен в начале учебного года (сентябрь 2009 учебного года) с целью исследования творческой одаренности учащихся 1 Б класса по методике креативности П. Торранса. (Приложение 5,6) Детям предлагалось «дорисовать» абстрактные фигуры до картинок. Для системного анализа результатов выполнения методики и определения уровня развития творческого воображения детей были использованы вышеперечисленные показатели сформированности творческого воображения каждого учащегося в отдельности и класса в целом (Приложение 8,9,10,11,12,13,14). Такие показатели воображения как оригинальность и гибкость творческого воображения оказались не на высоком уровне развития. Такой показатель воображения как  разработанность идей у девочек выше, чем у мальчиков. Полученные в ходе диагностики данные отразили особенности развития воображения и мышления детей и обосновали разработку системы творческих заданий и упражнений, выбор наиболее эффективных приемов по развитию этих психических процессов.

Глава 3. Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одаренности младших школьников

1. Методы, способы и средства стимулирования творческой активности учащихся

           У каждого ребенка есть разного рода дарования, которые можно и нужно развивать.  Творческие способности и одаренность проявляется в творческой деятельности ребенка при наличии творческой активности. Задача учителя, на мой взгляд, заключается в обеспечении возможности реализации уникальных детских дарований через урок и внеурочную деятельность. Одним из важных способов стимулирования творческой активности учащихся является принципы и условия построения урока.

                         - принцип индивидуальности;

                         - принцип доверия и поддержки;

                         - принцип успеха.

           Среди обязательных условий урока, направленного на развитие творческих  способностей, можно выделить следующие: (Приложение 15)

  1. деятельность, которой занимается ребенок, обязательно должна быть эмоциональной,      т.е. приносить радость;
  2. сотрудничество во всем, найти в каждом ученике крупицы его творчества, дать возможность оценить находку всем учащимся;
  3. учитель должен уметь удивляться и восхищаться сам и «заражать» этим своим ребят;
  4. поддержка использования ребенком в творческой деятельности собственного опыта, поощрение высказывания оригинальных идей;
  5. задавать вопросы, касающиеся ощущений и чувств: «За кого ты порадовался?»,

создалось?»

          Эмоциональное выражение ребенком своих чувств, эмоций (в речи, изображении, в любом виде деятельности) дает толчок к творческому началу, так как не пережитое, не прочувствованное эмоционально не может быть осознанно.

            Целью достижения творческого развития учащихся для меня является приобретение опыта самостоятельной творческой деятельности. Реализация этой цели требует целого комплекса методов и приемов. При организации урока использую следующие способы стимулирования творческой активности: (Приложение 16)

  • Обеспечение благоприятной дружелюбной атмосферы. Доброжелательность

способствует свободному проявлению мышления.

  • Обогащение окружающей среды детей новыми для него предметами,

явлениями и фактами ( разнообразные экскурсии: в парки, музеи, в театры, обзор по городу, к фонтану, к реке и т.д.)

  • Возможность активно задавать вопросы на актуальные темы.
  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

          Важным средством формирования творчески мыслить, самостоятельно творить, находить нестандартные решения проблемы является развивающая направленность образования. Но, как показывают психолого – педагогические исследования и практика, обучение детей по развивающим, альтернативным  программам, не является достаточным условием для развития их творческого воображения. Альтернативные программы, используемые в школе, сами по себе не развивают воображения детей. Реализация программных задач зависит во многом от педагога, от его творческих качеств, поэтому педагогу необходимо обратить внимание на развитие собственных творческих качеств, в частности творческого  воображения. Как отмечает А.К. Дусавицкий, полноценная реализация системы развивающего обучения предполагает не только овладение учителем современными знаниями в области психологии развития и новой технологией обучения, но и наличие у педагогов определенных личностных качеств.  Среди факторов, влияющих на развитие воображения детей, уровень развития воображения самого педагога является очень важным.

         Эффективного учителя, по А. Маслоу, отличает тенденция к самоактуализации. Главная задача педагога, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее. Учение, управляемое извне, должно уступать место учению, направляемому «изнутри», благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности как ученика, так и учителя. Творческие качества педагога необходимы не только для реализации программных задач и обеспечения вхождения ребенка в определенную человеческую общность. Дети могут подражать творческому поведению педагога. На основе подражания у них могут развиться творческие способности. Подтверждением служат многолетние наблюдения Е.А. Корсунского за людьми, проявившими способности к литературному творчеству в раннем детстве, его опрос 137 писателей: испытуемые отмечали особую роль наставника и подражания ему на раннем этапе литературных занятий.

2. Технология реализации педагогического опыта по развитию творческого

воображения (творческие задания, игровые упражнения, методические приемы)

Творческие задания

      "Несуществующие животные"

        Нарисовать "несуществующее животное", назвать его и описать его образ жизни.

Методика используется как проективная на воображение ребенка.

        “Три желания” и "Шапка-невидимка"

         Ребенка просят назвать 3 желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку и чтобы он с ней делал дома, на улице, в школе.

Методика направлена на развитие воображения. По ответам можно судить о ценностных ориентациях.

        "Игровая комната"

         Цель: выяснить уровень развития общения со сверстниками, воображение.

          Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. "Как играть в такую игру?" "А если дети не захотят в это играть, что ты будешь делать? " и другие.

         “Дорисовывание фигур"

         Цель: оценить уровень развития воображения, способность создавть оригинальные образы.

         Предлагаются задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурами неопределенной формы. Ребенку дается задание дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

          "Фантастические гипотезы"

         Она выражена в форме вопроса: "Что было бы, если?". Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащие и сказуемые. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.

         Надо предложить детям поразмышлять: Что было бы, если бы (дальше назвать любой предмет и действие).

Например: Что было бы, если внезапно исчезнет солнце?

Что было бы, если внезапно исчезли все взрослые?

Что было бы, если к нам пришел слон, крокодил?

Что было бы, если я попал в страну стеклянных человечков?

По этой же методике пишутся сочинения и придумываются сказки (как на уроке, так и во внеурочное время).

Тема "Если заговорит моя парта, то ... и т.д."

          «Оживляем предметы»

          Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику рук.

         Детям предлагается «оживить» различные предметы обихода, например: заварочный чайник, расческу, кружку, зеркальце, ложку и т.д.с помощью пластилина (глины). Можно составить сказку с ожившими предметами.

         "Составление сказок"

          Цель: развивать коллективное творчество.

          Используя как бы разные ключи, открыть для детей сказку в другом времени, месте действия.

          Например:

Жили старик со старухой у синего моря в наше время.

Красная Шапочка живет сейчас...

Колобок живет на 10 этаже в доме с лифтом...

Теремок стоит на высокой - высокой горе или в море...

Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море...

Сказки: "Стеклянный человечек". Страна, где всё стеклянное, даже мысли;

"Я в машине времени" и т.д.

Дети делятся на группы по 2, 4, 8 и т.д. человек. Старая сказка в новом ключе зазвучит совершенно неожиданно и для нас и для детей.

        «Представь и увидишь»

          Многие цвета палитры детям хорошо знакомы. Предлагается пофантазировать какого цвета может быть доброта, смех, боль и т.д.

         «Представь и услышишь»

           Используя свое звуковое воображение, предлагается представить как звучит мягкое облако, лист на ветру.

          «Геометрические фигуры»

           Предлагается нарисовать любые предметы только при помощи разнообразных геометрических фигур ( треугольников, квадратов, прямоугольников, кругов)

Что можно нарисовать при помощи:

            а) трех треугольников;

            б) квадрата и треугольника;

            в) двух кругов, квадрата и двух прямоугольников;

            г) при помощи каких фигур можно нарисовать толстого   и тонкого человечков

         Игра "Пальма", "Дерево", "Цветок"

          Детям предлагается представить себя любимым растением, протянуть руки вверх, ладошками к солнышку, и наполнить себя солнечной энергией, здоровьем, любовью ровно столько, сколько нужно организму.

           Игра “Копируем зверюшек"

          Один ученик изображает понравившегося зверя, а остальные отгадывают, что это за животное.

         Игра «Ожившая картина»

           Предлагается представить, что предметы, персонажи или образы рассматриваемой картины ожили. Пофантазировать, что бы происходило в этом случае, о чем бы они рассказали, что произошло потом и т.д.

Подвижные игры и упражнения

         Игра «Угадай»

        Цель: развивать воображение, восприятие, координацию движений.

          Играющие делятся на пары. В каждой паре один – ведущий. Он загадывает какой –нибудь предмет и показывает его с помощью движений. Напарник должен угадать, что это такое.

          Вариант: педагог может задавать темы для водящих, например: «Спортинвентарь», «Зимние забавы», «Лесные животные».

         Игра «Упражнялка»

        Цель: развивать воображение, умение планировать, совершенствовать двигательные умения.

        Материал: набор картинок с изображением двигательных действий.

         Детям показывают одну из карточек со схематическим изображением человечков. Их задача – придумать комбинацию, в которой будет задействовано как можно больше изображенных движений. Через пять минут дети по очереди показывают придуманные комбинации, а затем вместе определяют победителя.

        Игра «Представь себе»

       Цель: развивать воображение, логическое мышление, выразительность движений.

       Материал: набор ситуаций, которые должен представить и изобразить дети.

  • маленькая рыбка увидела акулу, развернулась и начала от нее удирать;
  • волк, пробегавший по лесной тропинке, вдруг почувствовал запах лесной дичи;
  • мышка увидела кусочек сыра в мышеловке.

Игра «Замри»

          Цель: развивать воображение, зрительную и двигательную память, совершенствовать равновесие.

          Ученики расходятся по спортивному залу. Учитель по звуковому сигналу дает команду: «Замри, штангист!» Играющие принимают позу, отражающую заданное действие. В игре назначается ведущий, который должен определить, кто не выполнил команду, т. е. шевелится или принял несодержательную позу. Такие игроки выходят из игры или получают штрафные очки.

Победителем считается тот, кто не нарушил правила и набрал меньшее количество штрафных очков.

Игра «Придумай и покажи»

Цель: развивать творческое воображение, зрительную и двигательную память.

          Выполнение упражнений можно организовать как соревнование двух команд. Учащиеся делятся на две группы, учитель предлагает двигательную задачу, дети должны выразить ее содержательными двигательными действиями. Для определения качества и быстроты выполнения упражнений, учитель выбирает двух помощников.

Примерные задания:

              сесть по – турецки; ходить как великан; ходить как карлик; стоять как аист;                          

              прыгать как лягушка; показать ходячий столик; ходить с книгой на голое;

              прыгать как воробей; показать собаку на задних лапах; воздушный

              велосипед.

          Отмечаются дети, выполнившие движения качественно и оригинально им могут начисляться очки. Команда, набравшая большее количество очков, считается победителем.

 Игра «Отгадывай – показывай»

Цель: развивать воображение, фантазию, творчество, быстроту мышления, координацию движений.

Материал: тексты загадок.

          Ученики строятся в круг. Учитель читает загадку, игроки должны быстро ответить и принять соответствующую отгадке позу или двигательное действие.

Загадки:

* Глазастая, зубастая, хвостом виляет, в океане промышляет.

                                                                                      (Акула)

  • Этот старый наш знакомый, он живет на крыше дома. Длинноногий, длинноносый, он летает на охоту за лягушками в болото.

                                                                                     (Аист)

  • Шевелились у цветка все четыре лепестка, я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

                                                                                     ( Бабочка)

  • Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножнк , бегать все равно не может.

                                                                                     (Гусеница)

  • Ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав,

а потому, что он – ...

                                                                                (Жираф)

  • На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь.

                                                                                      (Кузнечик)

  • Лесники ее котят взять домой не захотят, ей не скажешь: кошка, брысь,  

потому что – это …

                                                                                       (Рысь)

  • Ты со мою незнаком? Я живу на дне морском, голова и восемь ног – вот и весь я

                                                                                       (Осьминог)

  • Под водой живет народ, ходит задом наперед.

                                                                                                 (Рак)

  • Я устраиваюсь ловко, у меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой.

                                                                                       (Хомяк)

  • Птица сверху налетает и цыплят скорей хватает.

                                                                                       (Ястреб)

  • Бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! Удрала!

А хвост в руках!

                                                                                (Ящерица)

        Игра «Поддержи огонь»

       Цель: развивать воображение, фантазию, совершенствовать координационные и скоростные способности.

       Материал: 5-6 рисунков с изображением костра, палочки по числу игроков.

        Зал подготавливается заранее. Каждая вещь в нем получает название предмета, который можно использовать для поддержания огня. Игроки делятся на две команды и выстраиваются у стартовой линии. Напротив каждой команды на одинаковом расстоянии друг от друга раскладываются рисунки с изображением костра. У стартовой линии кладутся палочки для всех играющих. По сигналу учителя стартуют первые номера, кладут палочки в костер и возвращаются к старту, Игру продолжают следующие участники. Победителем считается команда, которая быстро и точо положила палочки в костер.

Методические приемы

                 Прием «созерцания»

                Цель: развитие способности воспринимать многообразие объектов природы ;   эмоционально реагировать.

                   Этот прием приемлем на уроках-экскурсиях в природу, музей и т.д. Мы наблюдаем смену настроения в природе, погоды. Слушаем шум ветра, шепот листьев, голоса птиц, полет снежинок. Здесь уместно применять метод сравнений: « На что похожи лапы елей?», « С чем можно сравнить листопад?», «Какое настроение у нашего школьного парка зимой, весной?»

                 Прием «любования»

                 Цель: усиление эмоционального воздействия природы через произведения искусства, видение многообразия красок, обогащение лексического словаря.

                 Мы учимся не просто смотреть и видеть, но и восхищаться, любоваться, выражая свои эмоции и чувства. Осенью любуемся красками осенней листвы, голубизной неба, зимой – белизной снега, очертанием голых деревьев.

                 Прием «одушевления»

                   С 1 класса предлагаю ребятам составлять устные рассказы, а в последующем сочинения перевоплощения «Я – елочка», «Я родился снежинкой», предваряя написание эмоциональной беседой, которая помогает детям создать яркие, необычные образы.

                 Прием словесного рисования

                  Задаю вопросы: «О чем нам могут рассказать овощи(деревья, мои тетради)?» Для усиления эмоционального впечатления можно использовать музыкальное сопровождение, слайды, образные слова и т. д.

               Прием «Рисуем всем на всем»

                  Важным условием развития творческого воображения детей считаю применение разнообразных материалов и техник на уроках технологии и изобразительного искусства. Нетрадиционные техники рисования ( пальчиковая, ладошковая живопись, набрызг, кляксография, мототипия, размытый рисунок, аппликация с дорисовыванием и т.д.) Рисование на стекле, на асфальте, на снегу палочкой, на мятой бумаге.

               Прием «Творим все вместе»

              Широко включаю коллективные формы работы в процессе творческой деятельности детей, вместе рисуем макеты будущего, коллажи.

          Заключение

          Изучив и проанализировав психолого – педагогическую литературу мы пришли к выводу, что все творческие качества ребенка включают в себя фантазии. Развивать творческие качества – значит развивать воображение, фантазию. Развитие творческого воображения способствует снижению психологической инерции, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые неожиданные решения, приучает к использованию необычных приемов, помогает сохранить широкий кругозор и непредубежденность. Воображение – один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка. По мнению отечественных психологов Л.С. Выготского, оно является основой человеческого творчества.

                   Полноценная реализация цели по развитию творческих способностей возможно  

         только  при комплексном подходе, а именно:

  • учете возрастных особенностей младших школьников;
  • правильном выборе методических приемов, способов и средств стимулирования  

творческой активности учащихся;

  • при наличии творческих качеств самого педагога;
  • систематической работе по развитию творческих способностей, в частности

творческого воображения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

  • создании эмоциональной развивающей среды в учебном процессе как залога

успешности ребенка на основе творчества.

                 Как результат реализации своего педагогического опыта предполагаю повышение  мотивации учения, стремление к самостоятельному поиску вариантов решений, формирование творческой самостоятельности. Показателем результативности уже служит количество детских творческих работ в выставках, художественных конкурсах школьного и городского уровня. Мои ученики творят, создают, фантазируют, выдумывают, воплощают свои необычные идеи, испытывая огромную радость и удовлетворение от своего творчества. Так, постепенно, шаг за шагом, целенаправленно, начиная с первого класса, развивая творческое воображение и умение фантазировать, можно сформировать творчески самостоятельного человека.

                                               Список используемой литературы

  1. Немов Р.С. Психология. Издательство «Владос». – М., 2003.
  2. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1972.
  4. Давыдов В.В.  Главное – воображение! Обруч.  № 3,1996, с.2-3.
  5. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Статьи. – Харьков,

2002.

   6.  

П р и л о ж е н и е



Предварительный просмотр:

S6301280



Предварительный просмотр:

Оценочный лист результатов диагностики креативности П.Торранса учащихся 1 «Б» класса

Фамилия, имя уч-ся

Беглость

Гибкость

Оригин-ть

Норма

Разраб-ть

Норма

1.

Аминова Залина

10

8

10

Норма

13

В.гр.н.

2.

Бундакова Дарья

10

7

7

Ниже нормы

3

Ниже нормы

3.

Вецко Сергей

10

8

11

Норма

11

В.гр.н.

4.

Гавриш Настя

10

10

11

Норма

17

В.гр.н.

5.

Гилева Ксюша

10

8

10

Норма

17

В.гр.н.

6.

Денисова Катя

10

7

8

Ниже нормы

5

Ниже нормы

7.

Кабанова Дарья

10

4

6

Ниже нормы

7

Ниже нормы

8.

Коркина Катя

10

8

14

Норма

11

Ниже нормы

9.

Кулебакина Ольга

4

4

7

Ниже нормы

4

Ниже нормы

10.

Майоров Арсений

10

7

8

В.гр.н.

8

Ниже нормы

11.

Михайлов Данил

10

6

2

Ниже нормы

6

Ниже нормы

12.

Нигматуллина Диана

10

10

10

Норма

13

В.гр.н.

13.

Николаевский Елисей

7

4

2

Ниже нормы

2

Ниже нормы

14.

Перминова Соня

10

6

3

Ниже нормы

7

Ниже нормы

15.

Пушкарев Иван

10

6

14

Норма

10

Ниже нормы

16

Ровкина Анна

10

8

15

Выше нормы

24

Норма

17.

Ружков Миша

10

6

5

Ниже нормы

4

Ниже нормы

18.

Соколов Вадим

10

10

12

Норма

20

Норма

19.

Сопов Вадим

10

6

5

Ниже нормы

3

Ниже нормы

20.

Сорокина Лера

10

8

5

Ниже нормы

8

Ниже нормы

21

Ставская Таня

10

10

12

Норма

11

Ниже нормы

22.

Шангина Эля

10

10

15

Выше нормы

11

Ниже нормы

23.

Широбокова Маша

10

8

12

Норма

12

Ниже нормы

Преобразование «сырых» показателей в Т – шкалу

Возрастная категория 6 – 9 лет

Т - шкала

Баллы по оригинальности

Баллы по разработанности

100

-

66

95

-

62

90

-

58

85

20

54

80

19

49

75

18

45

70

16

40

65

15

35

60

13

31

55

12

26

50

10

22

45

9

18

40

7

14

35

6

10

30

4

5

25

2

1

20

1

-

Значения по Т – шкале 50+10 соответствуют возрастной норме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Творческая игра как способ развития одарённости". Внеклассное занятие по теме "Обучение совместному творчеству".

Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на пер...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Развитие одарённости младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках ...

Развитие эстетического опыта, основы исследовательской деятельности, творческого воображения, образного и логического мышления.

В данной статье представлен опыт работы по развитию эстетического опыта учащихся, основы исследовательской деятельностти,творческого воображения, образного и логического мышления....

Приёмы развития пространственных представлений, как способа формирования математических способностей у младших школьников.

Формирование пространственных представлений учащихся способствует выработке сложных и простых математических понятий. На основе наглядно-образного и наглядно-действенного мышления начинает формировать...