Творческо-исследовательский проект «Возникновение русской матрешки»
проект (1 класс) на тему

Арсанова Наталья Михайловна

           Русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. История матрешки интересна для возрождения и развития предметов народного искусства.

           Программное содержание проекта: познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию. Сформировать  представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

 Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Познакомить  и привлечь   к историческому и культурному наследию родного края, знакомить с народными промыслами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshka.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Белореченский район посёлок Родники

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 им. В. Толкуновой

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                             решением педагогического совета

                                                                                             от 25 января 2014года

                                                                                               _______ Назаров С.С.

Творческо-исследовательский проект

«Возникновение русской матрешки»

                                            Автор проекта: ученик 2 «Г» класса

                            МБОУ СОШ 31 п. Родники

        Бабцов Никита

                         Руководитель проекта: 

                                   Арсанова Наталья Михайловна

                                                        учитель начальных классов МБОУ СОШ 31

                                                             Сроки реализации проекта:

                                                              январь - апрель 2014учебный год

Пояснительная записка

           Русская расписная матрёшка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает столь пристальное внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране, так и за рубежом. История матрешки интересна для возрождения и развития предметов народного искусства.

           Программное содержание проекта: познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию. Сформировать  представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

 Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Познакомить  и привлечь   к историческому и культурному наследию родного края, знакомить с народными промыслами.

      Актуальность проекта:

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку.

    Основные задачи можно сформулировать так:

    1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие школьников.

    2. Рассказ о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении)

    3. Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.

    4. Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

  Работа проходит в несколько этапов:

    а) изучение представлений детей о матрешке (занятие по изодеятельности)

    б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)

    в) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)

    г) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей)

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.

Задачи проекта:

 Почему куклу назвали матрешкой?

 Для чего была создана эта игрушка?

  В чем секрет обаяния русской деревянной игрушки?

Цели проекта:

 воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям; углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Сроки реализации проекта:

 январь - апрель 2014учебный год

Ожидаемый результат:

1) познакомить с особенностями русской народной игрушки (материал,

форма, цвет, узор)

2) разучить простейшие элементы росписи

3) дать представление о цветовой гамме матрёшек

4) учить различать семёновских и полхово-майданских матрёшек

5) расширить и активизировать словарный запас слов

6) вылепить матрёшек, расписать узором сарафаны матрёшек

Этапы реализации проекта:

1 этап –подготовительный

изучение теоретического материала

 2 этап – практический

выполнение матрешки учащимися

3 этап – рефлексивно-обобщающий

показ презентации

Программное содержание:

Привлекать внимание  к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.

Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Матрёшка – символ русского народного искусства.

Можно сказать, что матрёшка – самая главная кукла у нас в стране, главный сувенир России. Во всем мире знают нашу матрёшку, хотя ей чуть больше ста лет. Только представьте, что ни Петр I, ни Пушкин матрёшек не знали. За этот сравнительно небольшой исторический период матрёшка стала одним из символов русского народного искусства. В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек. Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в городе Семёнове, в селах Полховский Майдан и Крутец. Разнообразие матрёшек было довольно велико. В 1911 году в мастерской насчитывался 21 вид матрёшек только по росписи, не считая размеров и количество вкладышей (изготовляли матрёшек от 2 до 24-местных). В 1913 г. 48-местная матрёшка была сделана для выставки игрушек в Париже. Самая большая матрёшка, высотой в 1 метр, вмещает в себя 70 фигурок.

Традиционные матрёшки и их отличительные особенности

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами.

1. Сергиевская (загорская) матрёшка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы (г.Загорск, Московская область). Она также наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

2. Полхов-майданские матрёшки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский – Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” – подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” – чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрёшки. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи.

3. Семёновская матрёшка из города Семёнова, Горьковской области (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты.

Современные авторские матрёшки

В настоящее время русская матрёшка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрёшка, изготовленная не в том или ином традиционном стиле, а авторская матрёшка, выполненная художником-индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрёшки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С.В.Малютина. Фантазии современных художников нет границ.

2 этап – практический.

  1. Обведи по контуру матрёшку.
  2. Нарисовать лицо вам поможет круг.
  3. Нарисуй платок.
  4. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.
  5. Осторожно нанеси карандашом на лице 2горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная причёска – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрёшка и стала с носиком).
  6. Обрати внимание, как у матрёшки нарисованы руки.
  7. Заполни передний фон сарафана матрёшки букетом цветов.
  8. Раскрась матрёшку. Декоративные цветы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрёшки.

3 этап – рефлексивно-обобщающий

Показ презентации

Итог работы:

Проходят годы, но матрёшка была и остаётся символом России, радующим и детей и взрослых.

История матрешки интересна для возрождения и развития предметов народного искусства, для детского воспитания и творчества

Отчет

о реализации проекта  «Возникновение русской матрешки»

Бабцова Никиты, учащегося 1 «Г» класса.

Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ СОШ 31

Арсанова Наталья Михайловна.

        Разработка и реализация социально-личностного проекта  «Возникновение русской матрешки» проходила в рамках проведения второй научно-практической конференции «Планета знаний», в период с января по апрель 2013-2014 учебного года. Учащимся 2 «Г» класса было предложено под руководством педагога принять участия в проектно-исследовательской работе, подобрать материал и провести исследование по предложенной теме. В апреле с 17 по 22 в школе прошла научно-практическая конференция «Планета знаний», где Бабцов Никита предоставил свою работу. Проект «Возникновение русской матрешки» был внесен в школьный банк проектных работ и был признан лучшим проектом среди первых классов.

         Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время

достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь.

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой –

это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг

представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые

доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить

детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются

самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на

решение, которого направлен проект: как появилась матрешка? Какие

бывают матрёшки? Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

         В  процессе реализации проекта были решены определенные задачи:

познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;

 дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;

 развивать сенсорные навыки;

 помочь увидеть необычное в обычном;

 учить получать радость от увиденного;

 освоить некоторые художественные элементы;

 поддерживать интерес любознательных детей;

 содействовать развитию творческих способностей детей.

Для родителей:

 вызвать интерес к русской народной игрушке;

 приобщать к истокам русской народной культуры;

         В данном материале представлен опыт работы учащегося, под руководством педагога не только по применению методов проектов в педагогической практике с младшими школьниками, но и опыт педагогического проектирования, как ценностно-ориентированной, глубоко мотивированной, целенаправленной профессиональной деятельности.

         Использование метода проектов может быть интегрировано в работу не только учителей  начальных классов, но и педагогов образовательных учреждений различного типа.

          Практика показала, что метод проектов, в целях развития интеллектуального творчества обучающихся, привлечения их к исследовательской деятельности в рамках введения ФГОС, позволяет наиболее полно реализовать в обучении принципы индивидуализации.

     

Директор МБОУ СОШ 31                                            С. С. Назаров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская матрешка

В данной работе представлены материалы по истории русской матрешки...

Раскраска русские матрешки

Фотографии в альбоме «раскраска русские матрешки» zhital на Яндекс.Фотках...

Проект "Возникновение чисел"

Аннотацияпроектной работы  на тему: «Возникновение чисел».АктуальностьКаждый день на уроках математики мы узнаем о свойствах чисел и фигур, решаем задачи и уравнения. Во всех математических дейст...

Проект "Возникновение Олимпийских игр"

Проект обучающейся 3класса представлен в виде презентации истории возникновения Олимпийских игр....

Проект "Возникновение города Ялуторовска"

Мой родной город – Ялуторовск. Здесь 10 лет назад родился я. А моему родному городу в этом году исполнилось 361 год. Я очень люблю свой город и много могу о нём рассказать, но мне хочется знать ...