Предмет: Обучение грамоте ( письмо) Класс: 1 а класс Дата: 28.10.14 Тема: Письмо буквы Ю.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Прокопенко Елена Сергеевна

Цель:

-научить писать  прописную (заглавную) букву Ю , обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной;

-писать слова  с новой буквой; знать правила правописания имён собственных;

 

Вид урока:  Открытие новых знаний   

 Используемые технологии:      информационно-коммуникационные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок 1 класс ПНШ91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

ФИО: Прокопенко Е.С.

Предмет:    Обучение грамоте ( письмо)

Класс:  1 а класс    Дата: 28.10.14  

Тема: Письмо буквы Ю.

 Цель:

-научить писать  прописную (заглавную) букву Ю , обозначать буквой  ю слитные звуки (йу) в начале  слова и после гласной;

-писать слова  с новой буквой; знать правила правописания имён собственных;

 

Вид урока:  Открытие новых знаний  

 Используемые технологии:      информационно-коммуникационные

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Организует проговаривание правил поведения на уроке

Организует проговаривание девиза урока.

Подготовка к письму

Проговаривают стихотворение.

Прозвенел сейчас

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Для чего нам нужно выполнять эти правила?

  Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Дети выполняют разминку для рук и кистей

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Определение целей урока

.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности

Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке.

Отройте пропись на следующей странице и назовите тему урока.

Рассмотрите эту страницу.

Какие цели поставим  к нашему уроку?

По какому плану будем работать?

Проговаривание целей прошлого урока

Открывают страницу прописи

- Страница 18  тетрадь  по письму №2.

Рассматривание страницы.

Дети проговаривают цель урока.

-Научиться писать заглавную букву Ю, слова с буквой Ю

Дети проговаривают план работы

1. Сравнение печатной и письменной буквы Ю

2. Выявить элементы буквы Ю

3. Конструирование буквы

4. Письмо под счёт

5. Письмо соединений  

6 Письмо слов

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

УУД).

III.   Сравнение печатных и письменных букв.

- Сравните печатную и письменную буквы Ю?

Чем похожи и чем отличаются буквы?

- Выясним из каких элементов состоит буква Ю. поделитесь своими наблюдениями.

Назовите элементы, из которых состоит буква «ю». Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и зажгите огоньки рядом с теми элементами, которые нам пригодятся.

-Попробуйте сконструировать букву Ю у себя на столах.

Что нам поможет?

- Как себя проверить?

-Покажите мне вашу готовность работать дальше

Дети сравнивают буквы, находят сходство и различие.

Дети находят элементы буквы в прописи.

Называют элементы, закрашивают нужные элементы

Дети конструируют из шаблонов букву Ю

  ( работа в парах)

Конверты с элементами букв.

– Проверить правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)

Дети показывают готовность

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV.   Письмо буквы Ю под счёт

Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «ю»;

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

- Какой следующий шаг в нашей работе?

Показывает образец записи буквы Ю под счёт

- Пропишем в воздухе все вместе

- Где мы можем проверить себя?

- Проверьте готовность к работе. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

- Прописываем элементы под счёт.

- Выполните работу на первой рабочей строке. Кто готов вести счёт письма?

- Проконтролируйте свою работу

-Выяснить под какой счёт будем писать букву Ю

Следят за образцом на доске

Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

Имитация учащимися начертания буквы «ю» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

- Безотрывное письмо буквы Ю на первой рабочей строке под счёт

- Дети находят самую красивую букву и подчёркивают её.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V Физминутка

Дети проводят зарядку

VI Письмо сочетаний букв Юл, Юр  

Упражнение в письме верхнего и нижнего соединений.

- Где будем работать?

- Прочитайте первую запись.

- Какое соединение используется в этом сочетании? Почему?

- Прочитайте вторую запись.

- Какое соединение используется в этом сочетании? Почему?

- Что будем учитывать при письме?

- Приступайте к работе

 

- Оцените свою работу.

Поделитесь своими успехами и трудностями

Дети принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

-На 3 рабочей строке

- Юл

-Используется нижнее соединение, потому что буква л пишется снизу.

- Юр

Используется верхнее соединение, потому что буква р пишется сверху.

- Аккуратность, наклон, высоту, расстояние, размер.

Дети прописывают на доске и проговаривают соединение

Дети оценивают свою работу, объясняют, в чём было затруднение.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VII  Выполнение задания Вопрос Вопросыча

Выполняют задание, Вопрос Вопросыча

- Назовите буквы из задания Вопрос Вопросыча?

-Что хотел спросить у нас Вопрос Вопросыч?

- Назовите этот элемент?

- Запишите в окошечко этот элемент

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

 Дети называют буквы: н, р, ю

  -Какой общий элемент у этих букв

Прямая наклонная линия

Дети записывают нужный элемент в окошечко

 

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

выбор оснований  и критериев для сравнения;

построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)

VIII Письмо слов с буквой Ю (Юля, Юлия, лук, люк, Юра, Нюра)

Письмо слов.

- Назовите следующий шаг работы?

- Прочитайте первое слово?

- Объясните написание слова

- Прочитайте второе слово?

-Объясните написание слова

- Юля и Юлия это разные имена или одинаковые?

Проговаривание алгоритма письма слов

-По каким правилам будем писать слово?

.

- Проконтролируйте  работу соседа. Дайте оценку работе.

- Письмо слов с буквой Ю

Дети читают слово (Юля)

Дети объясняют правописание слов

- Слово Юля пишется с заглавной буквы потому что это имя.

Дети читают слово (Юлия)

- Слово Юлия пишется с заглавной буквы потому что это имя.

-Это одинаковые имена, Юля это сокращённое имя а Юлия это полное имя.

Дети проговаривают правила письма слов

1. Читаю слово по слогам

2. Делю на слоги

3 Позову слово и поставлю ударение

 4 Пишу слово по слогам

5 Проверяю написанное, сверяя с образцом

Дети проверяют и оценивают  работу. Дают оценку

IX Рефлексия учебной деятельности. Итог урока

Предлагает продолжить предложения:

-Продолжите высказывания.

- Сегодня на уроке я узнал…

-У меня получилось…

-Было трудно…

-Теперь я умею…

 

 

Высказывают своё отношение к новым знаниям, к уроку.

Тема: «Письмо заглавной буквы Ю». 
Цели урока: 
Образовательные: 
1. Создать условия для формирования понятия «Письмо заглавной буквы Ю» 
2. Совершенствовать технику письма. 
3.Отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, обогащать словарный запас учащихся 
Воспитательные: 
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия. 
3. Воспитывать умение слушать других. 
Развивающие: 
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. 
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций. 
3. Развивать словарный запас. 
В процессе обучения детей письму, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД: 
1) Личностные УУД: 
- внутренняя позиция школьника; 
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу; 
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; 
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 
2)Познавательные УУД: 
Общеучебные универсальные действия: 
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
Универсальные логические действия: 
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). 
3)Коммуникативные УУД: 
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия; 
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; 
- формирование умения работать в парах. 
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); 
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками. 
4) Регулятивные УУД 
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; 
- коррекция; 
- оценка. 
Оборудование урока: алфавит, звёздочки - салют. 
Тип урока: урок открытия нового знания. 



Ход урока.


1.Орг.момент 
-Красиво встали. У нас гости, вы встали, уже приветствуете гостей. 
Упражнения на зрительную память ( проводятся систематически ,тогда учащимся будет легко ориентироваться в письме букв) 
а) -сядут те дети, которые скажут в каких буквах мы пишем этот элемент (качалочка) 
(а, и, ы, л, р, н, м, н, г, ш, ч.) 
б)- Помогите Незнайке найти каждой букве пару (заглавная + строчная) 
-Какая буква осталась без пары? (буква ю строчная).

-Кого нет у этой буквы? 
( мамы - заглавной буквы Ю) 
в)- Какую букву учились писать на прошлом уроке?(строчную букву ю) 
г) - Какой секрет буквы Ю мы знаем? 
( когда буква Ю находится в начале слова, после «ь», после гласной ,она обозначает два звука?) 
- Построение проекта выхода из затруднения 
-Какие ещё буквы обозначают два звука (я, ё, е)? 


2.Сообщение темы. Введение в тему. 
а) -Кто уже догадался, какую букву будем учиться писать ? 
(заглавную букву Ю) 
б) -В каких случаях мы будем писать заглавную букву Ю? (В именах собственных, в начале предложения. ) 


3.Новый материал 
а) -Сравнить печатную и письменную буквы Ю. 
б)- Знакомство с элементами заглавной буквы Ю . 
(острый крючок, петля, овал) 
в)- При написании каких букв мы использовали данные элементы? (Н,О,В,К) 
г)- Работа в прописи - обвести элементы Ю, обвести узор. 


Я тетрадочку открою, 
У
голочком положу, 
И от вас друзья не скрою, 
Ручку я вот так держу!

д)- Объяснение учителем написания буквы Ю (Ниже дополнительной строки пишем острый крючок, опускаемся по наклонной линии, выписываем петельку, перехлёст на верхней линеечке рабочей строки, уходим вправо и чуть-чуть вверх, без поворота ручки по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, влево, замыкаем букву. 
Учитель показывает на доске возможные ошибки. 
е) Гимнастика для пальчиков.

Этот пальчик - дедушка, 
Это пальчик- бабушка, 
Этот пальчик -мама, 
Этот пальчик -папа 
Этот пальчик –Я! 
Вот и вся моя семья! 


ж) -Итак, у заглавной буквы Ю - день рождения! Ребята нашего класса учатся писать букву Ю. Подарок букве Ю - правильное, красивое письмо! 
Письмо в воздухе, затем в прописи. Выбрать наиболее красивую букву, обозначить точкой, в своём письме ориентироваться на лучший вариант. 
з) Звуко - буквенный анализ слов Юра, Юля.(ударение, определение количества слогов) 
Слово Юля на доске с помощью учителя. (буква Ю в начале слова 2 звука) 
Слово Юра разобрать самостоятельно в прописи.После разбора слова, дети обмениваются прописями и проверяют работу друг друга. 


4.Закрепление 
а) -К букве Ю на день рождения 
Постучалось предложение. 
-Из чего состоит предложение? (из слов) - Прочитайте предложение и определите количество слов.(4) Посмотрите как играют дети. 
б) Назовите опасные места в предложении.(заглавная буква в начале предложения, имена детей тоже с заглавной буквы, слова в предложении пишутся отдельно друг от друга, в конце предложения точка.) 
в) -Перепишите это предложение на свободную строку. Обращаю ваше внимание ,что слово должно быть написано строго под словом, интервал между словами сохраняется. 
-Заглавная буква Ю соединяется с другими строчными буквами только нижним соединением. Буква пишется и соединяется с последующими буквами безотрывно. 
-Учитель пишет предложение с комментированием на доске. 
г) После записи предложения провести работу по предложению 
-- Назвать, на какие вопросы отвечают слова-предметы?(кто?, что?) 
Юра, Юля –подчеркните одной чертой. 
-Назвать, на какие вопросы отвечают слова-действия предметов. 
(что делают?) Играют - подчеркните двумя чертами. 


Физминутка 


д) -Второе предложение. У Юры юла (определить, сколько слов в предложении, выделить опасные места, переписать предложение) 
Работа над предложением. Провести графическую работу со словами в предложении. 
Резерв –последнее предложение .Ответить на вопрос можно устно. 
Игра «Наборщик» ( Слово –натюрморт) . 


5.Итог 

- Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз. 
Буква Ю в вашу честь, в честь своего дня рождения и с вашей помощью устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки). Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете желтую, красную звёздочки. Если было трудно – синюю. 
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки. Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.