Коррекционная напрвленность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Талерчик Наталья Петровна

Учителя могут познакомиться с особенностями процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Узнать, в чем заключается коррекционная напрвленность процесса обучения " особенных" детей.

Представлены методические принципы построения содержания учебного материала.

Обозначены основные условия для успешной реализации коррекционной напрвленности обучения детей с ОВЗ.

Из опыта работы предложена система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_napravlennost.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная направленность обучения  детей с ОВЗ

Обучение- процесс двусторонний, предполагающий , с одной стороны , деятельность учителя ( преподавание) по организации и активации познавательной деятельности учащихся, с другой стороны- деятельность учащихся (ученик) по восприятию учебной информации, ее переработке, осмыслению (усвоению знаний), формированию умений и навыков.

Особенность процесса обучения детей с ОВЗ:

  • целенаправленность;
  • двусторонность;
  • противоречивость;
  • систематичность;
  • комплексность.

Коррекционная направленность процесса обучения предполагает  педагогическое воздействие с помощью специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития познавательных возможностей.

   Известно, что в коррекционной работе с детьми применяются приемы полисенсорной  основы обучения, т. е. Обучение строится с опорой  на все органы чувств.

Методический принцип построения содержания учебного материала:

  • усиление практической направленности изучаемого материала;
  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
  • опора на жизненный опыт ребенка;
  • опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;
  • соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
  • введение в содержание уроков коррекционных методов и приемов , предусматривающих активацию познавательной деятельности, закрепление усвоенных ранее  знаний и умений, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения учебных задач.

Основные условия для успешной реализации коррекционной направленности обучения  детей с ОВЗ:

  1. Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребёнка учитывается « зона ближайшего развития» не только  в интеллектуальном аспект, но и в эмоциональном:

-создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей демократический стиль общения. Организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками ( работа в подгруппах).

- активацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента на основе использования игровых приемов, элементов соревнования, новизны и т. п.  На всех этапах обучения ребенка;

- формирование «адекватной реакции на успех».

  1. Формирование обобщенных приемов, которые используются  на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания. Тем самым, оказывая существенное влияние  на умственное развитие учащихся.
  2. Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, « внешних» действий, в других- путем оперирования наглядными образами, т. е.  Осуществляется переход от « внешних» действий  к умственным.

     4. Формирование приемов в определенной логической последовательности  путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.

  1. Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования умственной деятельности с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
  2. Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи.

Система коррекционных упражнений для совершенствования навыков грамотного письма у детей с ОВЗ.

Задачей каждого педагога является создание эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

   Следует помнить, что в детском развитии постоянно происходят взаимовлияние и компенсация одних сторон развития другими. Например, недостаток знаний может компенсироваться  высокой обучаемостью, невысокий мыслительный уровень- памятью и т. д. Зная только  особенности развития своих учеников, мы можем достаточно  обоснованно строить программу индивидуального продвижения ребенка.

Стараться раскрыть творческий потенциал ребенка, усилить заложенные в нем возможности, помочь приобрести веру в свои силы, стимулировать активность, самостоятельность, ответственность.

      Психологической сущностью обучения  должно стать  планирование учебного процесса от ученика, т. е. Психологически ориентированное обучение.

   В своей практике я опираюсь на следующие этапы и  уровни усвоения знаний:

1-й этап  воспроизведения знаний устанавливается вопросами и заданиями типа: назови, перечисли.

2-й этап — понимания знаний -задания типа: объясни, нарисуй схему.

3-й этап- применение знаний типа: сравни, докажи, сделай вывод.

     Познание учащихся движется при постоянном тесном переплетении новых знаний с ранее полученными.

      Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого с прежним опытом дети  осознают самостоятельно или с постепенным нарастанием меры помощи со стороны педагога.

      Или занятие может развертываться в виде постоянного углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы, а естественный процесс развертывания познания- с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости , огорчения, преодаления инертности и лени. Дети при этом многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного обучения.

    Примерный материал для практического овладения учащимися способа образования слов с помощью приставок.

1-й этап. Воспроизведение знаний.

1 . Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова. Пронаблюдайте за изменением значений этих слов.

                                                  Синичка.

  Была зима. Дети открыли форточку. В нее влетела синичка. Она отлетела от подоконника и полетела по комнате. Синичка влетела на кухню, перелетела через стол, залетела опять в комнату и вылетела в форточку.

  1. Спишите слова, обозначьте в них приставку. Составьте словосочетания с ними.
  2. Образуйте с помощью приставок по 3 слова с указанным значением так, чтобы корень начинался на согласную.Составьте с ними предложения .

   

                                   с-        ( со значение соединять)

                                   вы-     ( направить наружу)

                                   про-     ( двигаться сквозь что-нибудь)

   

  1. Придумайте по 2-3 слова.

                                    Приставка  по-  суффикс  -к

  1. Вставьте в предложения приставочные глаголы от слова «бежать», приставки выделите.

                             Жеребенок (бежать) рядом с телегой.

                             Жеребенок …..( К) речке.

                              Женя … (к) жеребенку.

                              Жеребенок....(через) доргу.

                              Жеребенок ...(в) сарай.

  1. Образуйте при помощи приставок новые слова. Впишите, где надо Ъ знак. Составьте словосочетания.

                                   с- : экономить, есть, уметь, ежиться.

2-й этап. Понимание знаний.

  1. Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках. Объясните свой выбор. Запишите предложения.

         Мальчик ( приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту.

  1. Выпишите в 2 столбика слова с приставкой  -пере- : а) в значении повторности действия; б) в значении чрезмерного действия. Составьте с ними предложения.

         3.Подберите к выделенным глаголам глаголы с приставкой -при , имеющие противоположное значение. Пронаблюдайте за изменением их значения.  

             Самолет улетает в семь часов утра.  

  1. Графический диктант.

 Из услышанного обозначаются только слова с приставками.

3-й этап. Применение знаний.

  1. Прослушайте отрывок стихотворения. Выпишите слова, в которых есть приставки с буквой -о. Выделите приставки. Объясните, почему их правописание не совпадает с произношением.

     Отговорила роща золотая

Березовым, веселым  языком,

И, журавли, печально пролетая,

Уж не жалеет больше ни о ком.

 ( С. Есенин)

О каком времени года говорит поэт? Какие слова стихотворения помогают ответить на этот вопрос? В выделенных словах обозначьте приставку.

  1. Образуйте при помощи приставки напишите в течении 5 минут как можно больше слов от слова -полз.
  2. Образуйте новые слова с приставками : -без, -сверх  от слов: инициативный, интересный, известный, искусственный. Сравните, какие  из  записанных слов характеризуют человека отрицательно?
  3. Чем различаются слова? Объясните.

         

         оклик-отклик

         поделка-подделка

         оговорка-отговорка

Составьте с ними словосочетания или предложения.

  1. Выборочный диктант( запишите глаголы, имеющие приставку).
  2. Докажите, какими приставками можно выразить начало, а какими конец действий, обозначенных данными ниже глаголами:

      за,- по-, от-, пере-, на-

Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвел, смеялся, точил.

       Вышеперечисленные задания помогают детям  при изучении темы « Образование слов при помощи приставок»  усваивать модели различных предложений, т. к.  значение каждого образованного с помощью приставки слова уточняется в контексте, т. е. В словосочетаниях и предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида для их адаптации в современное общество

Из опыта работы учителя коррекционной школы с учащимися младших классов. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость наиболее полно ...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Дидактические игры и коррекционные упражнения в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье представлен материал на развитие сенсорно-моторной зоны у детей с ОВЗ....

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных школах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в...