Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности
статья (1 класс) на тему

Данный материал содержит теоретические и практические рекомендации по использованию ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное образовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа посёлка Приморский

муниципального района Ставропольский Самарской области

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель начальных классов

Помазкова Светлана Александровна

ГБОУ ООШ п.Приморский  

2014г.

Введение

Обучение на современном этапе  претерпевает значительные перемены. Традиционные приёмы и методы становятся скучными. Проблема [Презентация1.ppt, слайд 2] состоит в том, что современные дети более коммуникативны и мобильны, им не хватает новизны и динамики в процессе обучения. Использование инновационных технологий в образовательно-воспитательном процессе является одним из важнейших факторов в формировании личности нового поколения. Для этого просто необходимо введение новых приёмов и методов работы с использованием интерактивного оборудования.

Интерактивное оборудование — это инновационные устройства, с помощью которых можно отображать, записывать, анализировать информацию. Интерактивное оборудование можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.[1]    

Цель работы [Презентация1.ppt, слайд 3]

показать важность и необходимость использования интерактивного оборудования, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Задачи [Презентация1.ppt, слайд 4]

  1. познакомить с интерактивным оборудованием и его назначением;
  2. показать связь уроков и внеурочной деятельности с использованием  инновационных технологий.

Актуальность использования интерактивного оборудования.

Одним из результатов обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов интерактивного оборудования в учебно-воспитательном процессе.

Появление в школах современной техники и новейшего программного обеспечения позволяет совершенно по-новому строить преподавание предметов начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, изменяет учебную среду образовательного учреждения. Современные средства информатизации создают условия для формирования ключевых компетентностей у учащихся, стимулируют творчество и повышают их мотивацию. С появлением в школе интерактивного оборудования мы, учителя начальной школы, получили возможность активно внедрять в жизнь наших учеников новые технологии, каждый ребёнок получил возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе, сделать мир вокруг себя ярче.

Возможности и целесообразность применения [Презентация1.ppt, слайд 5]

Использование интерактивного оборудования на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;  
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;  
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

На уроках в начальной школе интерактивное оборудование позволяет решить проблему дефицита наглядности, позволяет внедрять в образовательный процесс новые учебные материалы, формировать качественные и количественные представления, развивать пространственное представление, логику, смекалку, находчивость, стимулировать познавательный интерес у учащихся.[1]     

 УМК «Школа России» позволяет использовать интерактивное оборудование при проведении уроков различного плана, на любом этапе, сделав его при всей сложности и научности материала интересным, зрелищным, запоминающимся.

Использование интерактивного оборудования на уроках и во внеурочной деятельности

В своей работе я применяю следующее интерактивное оборудование  [Презентация1.ppt, слайды 6-8]: интерактивная доска, документ-камера, цифровой микроскоп. цифровая лаборатория «Архимед», модульную систему экспериментов на базе цифровых технологий PROLog; систему контроля и мониторинга качества знаний PROclass, персональные ноутбуки, а также программное обеспечение и электронное приложение к учебникам.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать.

Работая с интерактивной доской, можно:

  • активно комментировать материал:
  • выделять, уточнять, добавлять посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии.
  • делать пометки можно прямо поверх изображения;
  • рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, что усиливает подачу материала.
  • можно использовать разные цвета и способы выделения.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу [Презентация1.ppt, слайд 9-10], обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.

Интерактивная доска позволяет смотреть фильмы и презентации в большом формате. Ежедневно по утрам мы начинаем день с физзарядки [Презентация1.ppt, слайд 11] с использованием весёлых презентаций  [Веселая физминутка.ppt, Зарядка 1 - Финская Полька.mp3].

Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности и позволяет проводить: презентации плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке; контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы; демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке; фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.

На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.

При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы [Презентация1.ppt, слайд 12]: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся. [2] 

Цифровые лаборатории «Архимед» – это оборудование для проведения исследований, наблюдений, демонстраций. осуществлять новые подходы в обучении. Использование лаборатории способствует формированию у учеников навыка самостоятельного поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся.

 Лаборатория состоит из 4-х цифровых датчиков:  освещенности,  давления, освещенности, температуры .

Осваивая лаборатории можно осуществить дифференцированный подход и развить у учащихся интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Эксперименты, проводимые с помощью цифровой лаборатории «Архимед» более наглядны и эффективны, это даёт возможность лучше понять и запомнить тему. С цифровыми лабораториями можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые исследования. Мы стараемся разработать свои интересные лабораторные опыты, которые сделают процесс обучения более интересным и запоминающимся.

Дополнительно лаборатория Архимед оснащается цифровым микроскопом – это существенно расширяет ее возможности. Использование  цифрового микроскопа при проведении школьных исследований [Презентация1.ppt, слайд 13] дает ощутимый дидактический эффект в плане мотивации, систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

Персональные ноутбуки [Презентация1.ppt, слайд 14-15] используются для индивидуальной работы учащихся по теме урока. Дети выполняют работу по проверке и контролю знаний, работая с тестами и тренажерами. Также ученики имеют возможность подготовить сообщение, доклад, воспользоваться ресурсами электронных энциклопедий, справочников, библиотек.и т.д.

Школьники учатся искать, сохранять и перерабатывать информацию, редактировать информационные объекты, фотографировать, записывать видео, создавать презентации, проекты. Они умеют  работать с графическим редактором, документ-камерой. Кроме индивидуальной, возможна и групповая, и парная работа с использованием ноутбуков. По завершении работа может быть представлена для  всеобщего обсуждения.[1]

Связь уроков и внеурочной деятельности с использованием инновационных технологий

Как известно, в рамках программы ФГОС внеурочная деятельность является продолжением изучения того или иного предмета. Наша школа работает по такому же принципу. Кружок «В царстве слов», «Считалочка», «В гостях у сказки», «Проектная деятельность», «Хочу всё знать» включают в себя темы, содержащиеся и в изучаемых предметах, но построены они в игровой форме или имеют исследовательскую направленность. Здесь-то и используется всё перечисленное выше оборудование. Если на уроках не все желающие могут поработать на интерактивном оборудовании, то во внеурочной деятельности каждый обучающийся пробует свои силы, работая с использованием данного оборудования [Презентация1.ppt, слайды 16-20].

Помимо интерактивного оборудования,  у нас есть очень интересные и многофункциональные  конструкторы «ПРОцифры», «ПРОслова», «ЛЕГО», которые мы используем для закрепления изученного материала, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Такие формы работы очень привлекают маленьких школьников и позволяют в игровой форме закрепить пройденный материал. [Презентация1.ppt, слайд 21]

Показатели, по которым отслеживается эффективность применения 

К показателям, по которым отслеживается эффективность применения интерактивного оборудования, я отношу формирование ИКТ – компетентности учащихся:

  • управление экраном компьютера, его файловой системой, открытие и сохранение собственных информационных объектов;
  • знакомство с графическим редактором и создание компьютерных рисунков, творческих графических работ;
  • создание цифровых коллекций, альбомов, слайд – фильмов, планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов;
  • поиск дополнительной информации;
  • овладение квалифицированным клавиатурным письмом.

Также показателями считаю степень самостоятельной деятельности учащихся при работе с интерактивным оборудованием, возникновение у них необходимости пользования оборудованием для поиска информации, ее фиксации, желания провести исследование, эксперимент с использованием цифрового микроскопа, лаборатории.

Таким образом, мои ученики используют цифровую технику в качестве рабочего инструмента в учёбе, внеурочной деятельности и  повседневной жизни, начиная с первого класса.

Заключение

В результате систематической работы с интерактивным оборудованием учащиеся повышают свое качество знаний.  Использование интерактивного оборудования на уроках и во внеурочной деятельности позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций на компьютере, его демонстрация на интерактивной доске позволяет мне экономить время на уроке, более эстетично оформить материал. Работа с лабораторией «Архимед», цифровым микроскопом повышает интерес учащихся, делает процесс обучения научным, а знания - более доказательными.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://s25010.edu35.ru/attachments/article/288/Использование современного интерактивного оборудования 1.2.2.doc   
  2.  nsportal.ruНачальная школа…/ispolzovanie-dokument-kamer…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»

Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск          «Повышение мотивации учащихся  путем использования активных методов обучения на уроках ...

Таблица использования средств ИКТ на уроке и внеурочной деятельности

использование мобильного класса, электронной лаборатории на уроках и во внеурочное время...

Использование физминуток на уроках и внеурочной деятельности в младших классах

Использование физминуток на уроках и внеурочной деятельности в младших классах...

Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности.

Для решения следующих педагогических задач: Ø  добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком;Ø  развитие  творческого мышления и умений применять свои зн...

Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе

Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе. Список ЭОР для начальной школы....