«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»
статья на тему

Горепекина Людмила Александровна

Аннотация

     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Горепекина Людмила Александровна ,

МБОУ лицей №6, учитель начальных классов ,

г Ессентуки  Ставропольского края.

Аннотация

     Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

 Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Именно мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего школьного возраста. Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Одна из таких универсальных технологий позволяет значительно повысить надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным, повышает коммуникативный потенциал личности, - это
 технология развития критического мышления. Это набор особых приемов и стратегий, которые способствуют освоению нового способа познания и учат ребёнка мыслить. 
               Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы: жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…    

              На первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум – передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению. Основная идея новой парадигмы образования сводится к интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и заложено в качестве основных целей обучения во многих программах образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического, творческого мышления, умения работать с информацией. Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать факты с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям.            

          Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП), которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России. В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества формирование  критического мышления является наиглавнейшей задачей системы образования в целом. Термин критическое мышление  употребляли в своих работах Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, А.Н.Леонтьев, Д.Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления. Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так, Д.Браус и Д.Вуд говорят, что это поиск  здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений.                                                                                             Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скот-том Уолтером. 
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов. 
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». 
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. 

          Критическое мышление ( как это понимается в технологии РКСЧП) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми.

    По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.  Сергей Зар-Бек говорит,  что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся  путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Задача развития критического мышления состоит в том, чтобы учащиеся пришли к пониманию естественной человеческой склонности считать свое мнение и ценностные ориентации единственно значимыми и правильными и стремились преодолеть эту склонность. Если человек использует анализ и аргументацию с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения, это пример критического мышления в «слабом» смысле. Человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие могут быть выдвинуты против них. Таким образом, можно прийти к выводу, что критическое мышление носит рефлексивный характер и имеет отношение к общению, к психологии личности. Оно связано не только с познавательной (когнитивной), но и с мотивационной сферой, с самосознанием. Когда же мы имеем дело не с мыслями людей, а с явлениями материального мира, то нам бывает вполне достаточно обычного мышления.

Применение в педагогической деятельности  данной технологии позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение  потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

   Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования  данной технологии.

       Как же технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение и письмо – это  и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

  Что же даёт технология критического мышления учащемуся?

- повышение эффективности восприятия материала;

- повышение интереса  как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

-  умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

-  повышение качества образования учащихся;

-  желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что даёт данная технология учителю?

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения,  которая способствует развитию самостоятельности;

- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Технология критического мышления предполагает использование на уроке трёх этапов (стадий): стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии.

   Итак, стадия вызова. Часто учитель приходит в класс с уже сформулированными и продуманными целями. У учащихся могут быть определённые представления о новой теме, разная степень интереса к ней, но это во внимание обычно не принимается.   Изучение нового материала при этом происходит как бы с чистого листа. Учитель, по существу, навязывает своё видение и логику учебного материала, определяет не просто последовательность действий своих учащихся, но и последовательность их мыслей. Немудрено, что даже, казалось бы, хорошо усвоенная тема через некоторое время забывается. При изучении нового материала важно, чтобы новая информация накладывалась на имеющиеся у учащихся знания. Тогда будут задействованы не только ресурсы памяти.  На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания или, если этих знаний слишком мало, помочь сформулировать вопросы и предложения. Мотивом может стать обмен противоречивой и неполной информации во время парной или групповой работы. Важно на этом этапе не допускать критики. Никто ( ни учитель, ни ученики) не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Таким образом, на стадии вызова осуществляется важнейшая функция технологии: школьники с помощью вопросов и предположений сами формулируют для себя значимые конкретные цели изучения нового материала.

Если учитель грамотно организует работу класса на стадии вызова, побуждает учащихся активно формулировать свои вопросы, предположения, идеи, у них возникает естественное желание узнать новое. Когда ребята читают текст, слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они стараются найти ответы на свои вопросы.

Эта стадия называется осмысление содержания. Учителя, использующие технологию РКМЧП, осознанно уменьшают долю своего участия во время знакомства учеников с новым материалом.

   На стадии рефлексии учитель и учащиеся возвращаются к сформулированным на стадии вызова вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения, систематизация и оценивание новой информации.

   Предлагаю рассмотреть возможные приёмы и методы на каждой стадии.

Название метода или приема

Описание

Стадия использования

«Мозговой штурм»

Цель использования:
1) выяснение того, что знают дети по теме;
2) набрасывание идей, предположений по теме;
3) активизация имеющихся знаний.

Вызов

«Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Вызов

“Верные и неверные утверждения”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Вызов

Рефлексия

«ИНСЕРТ»

Чтение текста с пометками:
   + я это знал,
   - я этого не знал,
   ! это меня удивило
   ? хотел бы узнать подробнее.
     Составление таблицы, выписываются основные положения из текста

+

-

!

?

Осмысление

«Ролевая игра»

Цель: заинтересовать учащихся, удивить, эффект неожиданности, постановка проблем. Инсценировка

Вызов

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо. В течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе. Обоснование выбора того или иного афоризма, пословицы в качестве основной мысли

Рефлексия

«СИНКВЕЙН»

Пятистишие:

Тема

- 2 прилагательных, описывающих тему
- 3 глагола, характеризующих действие
- фраза из 4 слов, содержит основную мысль
- синоним к теме.
В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.

Рефлексия

«Толстый и тонкий вопросы»

?– фактический ответ
? – обстоятельный ответ, развернутый.
Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке, парной и групповой работы.

Осмысление и рефлексия

Прогнозирование с помощью открытых вопросов

Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.

Осмысление

«Кластер»- гроздь винограда

Карта мышления.
1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы)

Осмысление и рефлексия

Перепутанные логические цепи

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку

Осмысление
Рефлексия

«Зигзаг»

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп
2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение

Осмысление

Взаимоопрос

Чтение текста в парах по одной части.
Роли ученика и учителя меняются.
Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.
Лучшие вопросы задаются классу

Осмысление

«Карусель»

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Осмысление

Стратегия «Галерея»

После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, можно определить, какая группа дала лучший ответ.

Рефлексия

Перекрестная дискуссия

По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.

Осмысление

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Рефлексия

“Ключевые слова”

Выписываются из текста "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Осмысление

“Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Вызов

«Продвинутая лекция»

На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект.
На второй стадии – активное слушание.
1 ученик отмечает подтвердившуюся информацию
2 ученик выписывает новую информацию
Обмен мнениями по проблемным вопросам.
Свободное письмо

Осмысление

«ЗХУ»

Заполнение таблицы:

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал
(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре:

что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Осмысление

Как мы видим технология РКМЧП предлагает для выбора целый веер стратегий, приёмов и методов, но этот перечень не закрыт, и учитель вполне может использовать те приёмы, к которым он привык, которые он считает наиболее эффективными.    Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению, в противоположность авторитаризму, предполагает личностную вовлеченность обучающегося в процесс учения: ученик в нём инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его любознательность поощряется. Если в традиционном обществе ещё можно было строить обучение путём трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно ориентированная направленность. Данная технология – один из способов превратить учение в личностно ориентированное.

Авторы говорят,  что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию. 

Развивая критическое мышление у детей младшего школьного возраста надо учитывать их психологические особенности. У ребенка младшего школьного возраста происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. Эту технологию можно применять в начальных классах независимо от того, по какой системе работает учитель на уроках.

      Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.

Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление.

    Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
     Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
      Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Синквейн возможно использовать на разных стадиях урока. Можно предложить составить синквейн в начале урока и в конце изучения темы. Они получаются совершенно разные. Вначале – совсем простые, в конце изучения темы – более образные. С помощью синквейна учащимся удаётся выражать свои мысли и чувства. Этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. 1 строка – существительное (тема синквейна) 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение, крылатая фраза 5 строка – слово-резюме Приём «Составление кластера» Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. Этот приём может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. 

Приём «Перепутанные логические цепочки» Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями, изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию. Среди написанных на доске утверждений ученики должны выбрать правильные и неправильные. Знак «+» они ставят там, где правильное утверждение и знак « - » там, где на их взгляд оно неверно. При изучении темы «Как животные питаются» в 3 классе можно предложить детям ряд утверждений, среди которых есть верные и неверные. 1) Бабочки поедают тлю. 2) Тля – это мелкие насекомые, которые поселяются на листьях растений и высасывают у них сок. 3) Среди рыб нет хищников. 4) Орел – растительноядная птица. 5) У млекопитающих есть зубы. 6) Кабан – всеядное животное. Утверждения записаны на доске и даются на стадии вызова. После прочтения текста, на стадии осмысления, ученики обсуждают свои результаты в группе или в паре, уточняют и исправляют неверные ответы. На стадии рефлексии по каждому утверждению можно задать дополнительные вопросы.

Прием «Чтение с пометками INSERT» Данный прием позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения. Пометки должны быть следующими: V известная информация, + новая информация, ? непонятная информация. Данный прием требует от учеников не пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Этот прием можно использовать на любых уроках.

 Стратегия «Зигзаг» используется для организации активной работы с текстом. Класс делится на столько групп, на сколько частей можно разделить текст. Ставится задача понять тему, но ученики её будут объяснять друг другу по частям. Каждая временная группа получает конкретное: разобраться в конкретном материале, понять его, обсудить досконально. Затем, используя любые методы и приемы, подготовиться к объяснению материала другим учащимся. Учитель выполняет функцию консультанта. Этот прием хорош тем, что в сжатые сроки позволяет изучить большой материал, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Приём «Нарисуйте счастье» Приём психорисунка дает возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Например, после прохождения раздела «Народные сказки» в 3 классе дать задание нарисовать зло и затем объяснить свои рисунки. Приём « Написание диаманты» для работы с понятиями противоположными по смыслу используется прием составления диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Например, при изучении произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» составили такую диаманту: Старуха Злая, жадная, Сидит, прогнала, бранится Пряла пряжу, ловил рыбу Закинул, отпустил, отвечает Добрый, послушный Старик После составления диаманты можно продолжить работу над синонимами (жадная – алчная, скупая, ненасытная).

Корзина идей (фактов, понятий). Ученик записывает в тетради все, что ему известно по проблеме, затем учащиеся обмениваются информацией в парах или группах. Группы по кругу называют сведения, факты, а учитель записывает все на доске, которые связываются в логические цепи. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.
Урок окружающего мира  теме «Солнце

- Ребята, вы все видели солнце. А как вы думаете, что же такое Солнце? 
 Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:      
Солнце – это…
… - космическое вещество
… - огонь, греющий Землю
… - горящий шар и др. предположения
Подведение итогов работы групп
. На доске фиксируются все предположения. 
Постановка целей урока. 
- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое Солнце?
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о Солнце. 
Дерево предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Урок окружающего мира  по теме «Природа в опасности».
Человек отравится грязной водой
Человек погибнет от голода
Человек задохнётся ядовитым воздухом
Промышленные предприятия сливают в воду отходы, люди бросают в воду мусор Человек уничтожает животных. 
Без животных не будет растений, не будет мяса, молока
Промышленные предприятия отравляют воздух. Леса вырубаются.
Каково будущее человечества, которое не бережёт природу?
Приём Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы,  верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, 
хвост – ответ на вопрос. 
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» 
     Прием «Сводная таблица»: 
    Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу. 
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название. 
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет. 
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение. Заполни Сводную таблицу.
     Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. 

Метод «Думательных шляп». Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая (сколько?).

Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная (что понравилось?).

Учащиеся  могут выражать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная (что не понравилось?).

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа: позитивная (что хорошо?).

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая.

Находясь под зеленой шляпой,  дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая (почему?).

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Прием «Чтение – суммирование в парах»

Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей  теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали

 «Чтение с пометами»

Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется  при работе  с текстами про животных и с научно-познавательными текстами

 «Работа с вопросником».

 Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

«Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

«Взаимоопрос.»

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

«Написание творческих работ»

Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

«Создание викторины»

Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Принципиально важны и идея ценности личности, и создание среды, благоприятной для ее развития, самопознания и самовыражения. Поэтому, с одной стороны, в ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания на всех его этапах. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент саморазвития и самообразования человека (и ученика, и учителя). С другой стороны, вся учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, между учениками. 
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.

Итак, формирование критичности мышления в начальной школе является средством интенсификации обучения и позволяет более эффективно решать одну из основных общеобразовательных задач — развитие мышления на основе повышения уровня критичности мышления. Критичность мышления младших школьников, понимаемая нами как интеллектуальная активность, имеет свою структуру. Когнитивный компонент — познавательное противоречие. Аффективный компонент — эмоции сомнения, радости, удивления. Поведенческий компонент легко наблюдается в экспериментальной ситуации.

Выявлены три уровня критичности мышления, которые позволяют увидеть результативность предложенной методики и перспективы формирования данного качества. В основу данного деления положен критерий — характер выполнения заданий. Первый уровень - характеризуется тем, что ребёнок не может выделить противоречие (ошибку); или выделяет очевидные ошибки, противоречия, носящие преимущественно характер абсурда; второй уровень - фиксация противоречия (ошибки); третий уровень - фиксация не только противоречия (ошибки), но и предложения способа её устранения; а также умение отстаивать свою позицию.

Возможным направлением развития критичности мышления, мы видим, через процесс самооценки.

Основные составляющие процесса самооценки учащихся - это шкала самооценки, а также критичность мышления. Шкала самооценки может изменяться во времени. Полюсы этой шкалы — «уровень ожиданий» и «уровень притязаний». «Уровень ожиданий» устанавливается самим младшим школьником и является функцией индивидуального опыта. Влияние социального окружения на него, хотя и незначительное, но может возрастать с усложнением самой деятельности. «Уровень притязаний» связан с идеалами личности или навязываемый референтной группой, оказывается социально обусловленным.

3. Применение критичности мышления позволяет повысить эффективность использования учебных задач как дидактического средства стимулирования, организации, осуществления и самоконтроля процесса и результатов познавательной деятельности.

Успешное формирование критичности мышления обеспечено определением структуры, разработкой общих принципов к процессу становления, поэтапному формированию, выделению уровней ее развития.

Формирование критичности мышления может быть осуществлено в процессе реализации общих принципов: поэтапное формирование критичности мышления младших школьников в обучении; использование различных методов и приемов, обеспечивающих становление критичности мышления в обучении. Формирование критичности мышления включало несколько взаимосвязанных этапов. Первоначально необходимо конкретизировать представления младших школьников о критичности мышления, выработать установку на критичность мышления, вызвать интерес к формируемому качеству и раскрыть специфику проявления критичности мышления на конкретном предметном содержании, показать связь успешности обучения от уровня критичности мышления. Следующие этапы должны быть направлены на формирование критичности мышления в процессе обучения, системы приемов для каждого этапа, последовательно реализующих, стоящие на каждом этапе задачи.

  Эффективность разработанной технологии зависит от умения учителя показать процесс и логику собственного мышления, а также вовлечь учащихся в интеллектуальное взаимодействие по анализу и осмыслению различных аспектов изучаемого материала.



Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kritichnosti-myshleniya-mladshikh-shkolnikov-v-obuchenii#ixzz3MvrCMtta

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на урокае. – М.: Просвещение, 2011г. – 223 с.
  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – 524 с.
  4. Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой – М.: АПКиПРО, 2002. – 88 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Универсальных учебных действий у учащихся начальной школы.

В данной статье показаны основные приемы и метода формирования универсальных учебных действий и эффективные средства включения детей в творческий процесс....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы на уроке английского языка

В настоящий момент модернизация образовательной системы ставит нас перед необходимостью формировать у учащихся способность к обучению в течение всей жизни. для достижения этой цели учителю необходимо,...

«Технология развития критического мышления (ТРКМ)– основа формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальных классов.»

Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит ...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами исследовательской деятельности

Статья о формировании универсальных учебных действий у учащихся начальных классов...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО.

В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты т...