Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника
статья на тему

Константинова Виктория Владимировна

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия. Одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников является создание и дальнейшее развитие научного общества учащихся (НОУ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научное общество  учащихся – одна из форм  организации исследовательской деятельности  младшего школьника

                                           Ребенок требует деятельности беспрестанно,

                                         а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.

                                                                             К.Д.Ушинский

Современная  начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности. В  школе необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами.

Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной  школы  характерны любознательность, желание узнавать новое об окружающем мире, стремление к активной деятельности. Дети в этом возрасте с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия.

Что же такое «учебно-исследовательская деятельность»? Это специально организованная, сознательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

В процессе учебно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления.

Одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников является создание и дальнейшее развитие научного общества учащихся (НОУ).

В МОБУ СОШ №7 г.Дзержинска НОУ младших школьников  «УТРО» создано 3 года назад. Школьное научное общество позволяет решать такие задачи:

- привлечение учащихся младших классов к исследовательской, творческой и проектной деятельности;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

- формирование умений представлять свою работу перед незнакомой аудиторией;

- развитие способности аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Работа НОУ осуществляется по трем основным направлениям:

1. обучающая деятельность;

2. исследовательская деятельность;

3. представительская деятельность.

 Обучающая деятельность – это тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

Исследовательская деятельность предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. Учеников начальной школы интересуют  различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, очень разнообразны.

Представительская деятельность выражена такими формами как школьная научная конференции «УТРО», городская НПК младших школьников «Планета эрудитов», интеллектуальные турниры, выступления на родительских собраниях.  Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские достижения.

Школьная конференция младших школьников «УТРО» проводится ежегодно в конце марта и ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности.  Защита работ проводится в 4-х секциях: «Филология», «Мир вокруг нас», «Человек и здоровье», «Краеведение».

Лучшие работы выдвигаются для участия в городской НПК «Планета эрудитов», всероссийских конкурсах исследовательских работ «Юный исследователь», «Первые шаги в науке».

Только в это году пятеро представителей НОУ «УТРО» стали призерами и победителями городской НПК «Планета эрудитов».

Исследовательская деятельность – это один  из способов развития школьников. Выполняя собственное исследование, ученик не только приобретает новые знания, но и усваивает новые способы деятельности, развивает свой интеллект, способность к творчеству.   Самостоятельность, ответственность, настойчивость, целеустремленность – вот тот неполный перечень качеств, которые может развить в себе ребенок, вовлеченный в исследовательскую деятельность.

Список использованных источников:

1. Обухов, А.С. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы / А.С.Обухов // Школьные технологии. – 2007. - №1.

2. Савенков, А.И.  Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И.Савенков - М.: Ось-89, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника

Прочитав статью можно избежать ошибок в организации научно-исследовательской работы школьника....

Структура учебной деятельностимладшего школьника.

Учебная деятельность проходит длительный путь становления. Развитие учебной деятельности будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения....

Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"

Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе...

Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"

Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"...

Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"

Итоги школьной научно-исследовательской конференции школьников "Шаг в будущее"...

Организация и развитие научно - исследовательской работы школьников

В данной статье подрлбно описан метод проектов и деятельностного подхода к обучению...