Компетентностно-ориентированное задание
методическая разработка на тему
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий
(В.А. Болотов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno-orientirovannoe_zadanie_tsro.docx | 29.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 30
с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура»
Компетентностно-ориентированное задание
Плющева Нина Ивановна
учитель начальных классов
высшей категории
г. Нижневартовск 2014г
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий
(В.А. Болотов)
Показатели компетентностно-ориентированного задания:
- контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);
- деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);
- актуальность для учащихся материал задания.
Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач:
значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;
указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;
по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;
наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;
наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.
Требования к «КОЗ»:
задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.
задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный или познавательный интерес.
задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.
задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).
Структура КОЗ
Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д .
Функции стимула:
- мотивирует учащегося на выполнения задания;
- моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;
- может нести функцию источника информации при необходимости.
Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания.
Требования к задачной формулировке
должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;
- должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;
- должна быть интересной для учащихся;
- должна соответствовать возрасту учащихся;
- должна соотноситься с инструментом проверки.
Требования к источнику информации
должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;
- должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности;
- на одном источнике желательно основывать несколько заданий;
- источник должен быть интересным для учащегося;
- должны учитываться возрастные особенности учащихся.
Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий:
1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.
2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.
3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.
4. Действия в творческой ситуации.
Типы компетентностно-ориентированных заданий:
задания, в которых имеются лишние данные;
задания с противоречивыми данными;
задания, в которых данных недостаточно для решения;
многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);
комплексные задания и др.
Примеры компетентностно-ориентированных заданий
: создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);
создание кластера по определенной теме, проблеме;
создание концептуальных схем, таблиц;
разработка тестовых заданий по алгоритму;
разработка ситуативных задач;
написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;
создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
подготовка доклада, выступления;
выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.
Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий
1 Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.
2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.
3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.
4. Действия в творческой ситуации.
КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме:
«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» для 3-го класса
Компетенция: учебно-познавательная.
Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.
Стимул: Баба – Яга принесла для вас конверт, в котором лежат картинки. Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Бабе – Яге разобраться, правильно ли написаны слова.
Задачная формулировка: разбить слова на две группы по признаку имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером.
Источник информации:
Русский язык. Учебник для 3 класса В. Г. Горецкий.
Опорная таблица:
Имена существительные Ж. Р. М. Р. после шипящих Ь пишется не пишется |
Бланк выполнения задания:
Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь. | |
Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.
Модельный ответ:
Ж. р. после шипящих с ь | М. р. после шипящих без ь |
Рожь | Нож |
Дочь | Врач |
Вещь | ковш |
Мышь |
Критерии оценки выполненного задания:
Правильное распределение слов по группам - 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Определен род каждой группы слов – 2 балла.
За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы – 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).
Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла (по 2 балла за каждый пример).
Максимальное количество баллов – 20 баллов.
неудовлетворительно до 10 баллов;
удовлетворительно от 10 до 14 баллов;
хорошо от 15 до 19 баллов;
Отлично - 20 баллов.
Компетентностно-ориентированное задание
3 класс «Местоимение»( вводный урок)
Ключевые компетенции: коммуникативная компетенция:
учебно-познавательные компетенции.
Общепредметные компетенции:
Предметные компетенции:
Аспект: использование информации для решения учебных задач и её переработка
Стимул: В русском языке местоимений немного , но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему же это так? Это загадка. Думаю, что когда исследуем данную тему, мы найдём ответ.
Задачная формулировка: Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи.
Источник информации: учебник русского языка 3 класс УМК «Школа России», текст
Бланк выполнения задания:
Исследовательская карточка | ||||||||||
|
Подчеркнуть местоимение.
Я живу в Нижневартовске. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.
Инструмент проверки: (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)
Модельный ответ.
Подчеркнуть местоимение.
Я живу в Нижневартовске. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.
Критерии оценки выполненного задания:
1.Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.
2.Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.
3.Выбран другой ответ – 0 баллов.
4.Максимально – 4 балла.
Работа с текстом.
1.Выделено местоимение-1 балл за каждое местоимение.
2.Выбран другой ответ- 0 баллов.
3.Максимально -7 баллов
Баллы переведены в оценку:
7-8 удовлетворительно.
9-10 хорошо.
11 отлично.
Самоанализ
Предмет: русский язык.
Класс: 3.УМК «Школа России»
Тема урока: « Местоимения» (вводный урок)
Контекст включения КОЗ в урок:
КОЗ проводится на этапе изучения и систематизации знаний о личных местоимении.
КОЗ направлено на оценку учебно-познавательной компетентности.
Аспект – переработка, использование информации для решения учебных задач.
Данное задание развивает и формирует компетенции:
Ключевые компетенции:
Учебно-познавательные компетенции - целеполагание; планирование; анализ; рефлексия; самооценка учебно-познавательной
Коммуникативные- навыки работы в паре.
Общепредметные компетенции: умение классифицировать , строить логическое рассуждение.
Предметные компетенции умение отличать местоимения от других частей речи, определять их признаки; находить их в тексте.
В данном задании учитываются уровни таксономии Блума
Знание: ранее пропедефтически было сформировано знание о местоимении , как части речи
Понимание: учащиеся распознают, сопоставляют общие признаки местоимений, систематизируют и делают вывод.
Применение: применяют практические действия: заполняют таблицу; исследуют слова, находят местоимение в тексте.
Анализ: анализируют выполненные действия, делают вывод,
Синтез: обобщают знания, устанавливают способ решения данного задания.
Оценка: сравнивают с инструментом проверки (модельный ответ), принимают решение в выборе выставления баллов в соответствии со шкалой баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе
Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...
Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...
Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.
Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"...
Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса
Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок. КОЗ включается на этапе з...
Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания
Компетентностно-ориентированное задание по "Окружающему миру"...
Компетентностно - ориентированные задания.
Задание по русскому языку для 2 кл. по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением"...
Компетентностно - ориентированные задания.
Задание по математике для 3 класса по теме "Час. Минута"....