Компетентностно-ориентированное задание
методическая разработка на тему

Нина Ивановна Плющева

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий

(В.А. Болотов) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno-orientirovannoe_zadanie_tsro.docx29.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30

с углубленным изучением предметов образовательной области «Физическая культура»

Компетентностно-ориентированное задание

Плющева Нина Ивановна

учитель начальных классов

высшей категории

г. Нижневартовск 2014г

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий

(В.А. Болотов)

Показатели компетентностно-ориентированного задания:

 - контекст, жизненность тематики заданий (моделирует практическую, жизненную ситуацию);

- деятельностный компонент, определены виды деятельности на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенции);

- актуальность для учащихся материал задания.

Отличительные характеристики КОЗ от традиционных задач:

значимость полученного результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания на которые нет явного указания в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, схема, таблица и т.д.), что потребует распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи;

по структуре эти задачи нестандартные, т.е. в структуре задачи неопределенны некоторые из ее компонентов;

наличие избыточных, недостающих или противоречивых данных в условии задачи, что приводит к объемной формулировке задания;

наличие нескольких способов решения, причем данные способы могут быть неизвестны учащимся, и их потребуется сконструировать.

Требования к «КОЗ»:

задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. В таком задании предлагается создать или исследовать новую для учащихся информацию на основе имеющихся знаний.

задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный или познавательный интерес.

задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом.

задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем, самоорганизации, а также навыков использования ИКТ).

Структура КОЗ

Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение

Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания

Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д . 

Функции стимула:

- мотивирует учащегося на выполнения задания;

        - моделирует практическую, жизненную и др. ситуации;

        - может нести функцию источника информации при необходимости.

Выделяют требования к формулировке стимула: должен быть кратким (не более трех предложений), и не отвлекать учащегося от содержания задания.

Требования к задачной формулировке

должна указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;

        - должна содержать требование к способу предоставления результатов работы;

        - должна быть интересной для учащихся;

        - должна соответствовать возрасту учащихся;

        - должна соотноситься с инструментом проверки.

Требования к источнику информации

должны содержать информацию, необходимую для успешного выполнения задания;

- должны быть достаточными для выполнения заданной деятельности;

- на одном источнике желательно основывать несколько заданий;

- источник должен быть интересным для учащегося;

- должны учитываться возрастные особенности учащихся.

Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий:

1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.

4. Действия в творческой ситуации.

Типы компетентностно-ориентированных заданий: 

задания, в которых имеются лишние данные;

задания с противоречивыми данными;

задания, в которых данных недостаточно для решения;

многовариантные задания (имеют несколько вариантов решения);

комплексные задания и др.

Примеры компетентностно-ориентированных заданий

: создание кроссворда по теме, курсу (наглядное, схематическое представление);

создание кластера по определенной теме, проблеме;

создание концептуальных схем, таблиц;

разработка тестовых заданий по алгоритму;

разработка ситуативных задач;

написание статей, очерков, эссе, сочинений, рефератов, курсовых и т.д.;

создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;

подготовка доклада, выступления;

выполнение мини проектов, проведения исследований и т.д.

Уровни построения компетентностно-ориентированных заданий 

1 Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.

4. Действия в творческой ситуации.

Приложение.

КОЗ «классического типа» по русскому языку, по теме:

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» для 3-го класса

Компетенция:  учебно-познавательная.

Аспект: переработка, использование информации для решения учебных задач.

Стимул: Баба – Яга принесла для вас конверт, в котором лежат картинки. Каждая картинка подписана. Ребята, давайте поможем Бабе – Яге  разобраться, правильно ли написаны слова.

Задачная формулировка: разбить слова на две группы по признаку имена существительные с мягким знаком на конце после шипящего и имена существительные без мягкого знака на конце после шипящего. Дополнить каждый столбик таблицы одним своим примером.

Источник информации:

Русский язык. Учебник для 3 класса В. Г. Горецкий.

Опорная таблица:

Имена существительные

Ж. Р.                        М. Р.

после шипящих

Ь

пишется                      не пишется

               Бланк выполнения задания:

Нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь.

Инструмент проверки: модельный ответ и критерии оценки выполненного задания.

        Модельный ответ:

Ж. р. после шипящих с ь

М. р. после шипящих без ь

Рожь

Нож

Дочь

Врач

Вещь

ковш

Мышь

Критерии оценки выполненного задания:

Правильное распределение слов по группам - 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

Определен род каждой группы слов – 2 балла.

За правильное нахождение (подчеркивание) новой орфограммы – 7 баллов (по 1 баллу за каждое слово).

Каждый столбик таблицы дополнен одним своим примером – 4 балла (по 2 балла за каждый пример).

Максимальное количество баллов – 20 баллов.

неудовлетворительно до 10 баллов;

удовлетворительно от  10 до 14 баллов;

хорошо от 15 до 19 баллов;

Отлично - 20 баллов.

Компетентностно-ориентированное  задание

3 класс «Местоимение»( вводный урок)

Ключевые компетенции: коммуникативная компетенция:

учебно-познавательные компетенции.

Общепредметные компетенции:  

Предметные компетенции: 

Аспект: использование информации для решения учебных задач и её  переработка

Стимул: В русском языке местоимений немного , но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему же это так? Это загадка. Думаю, что когда исследуем данную тему, мы найдём ответ.

Задачная формулировка: Исследовать материал и составить таблицу-памятку о местоимении как части речи.

Источник информации: учебник русского языка 3 класс УМК «Школа России», текст

 Бланк выполнения задания:

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

2. Употребляется вместо …

3. Местоимения отвечают на вопрос

4.Не называют предмет, а  …

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в Нижневартовске. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Инструмент проверки: (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)

Модельный ответ.

Исследовательская карточка

1. Местоимение …

это часть речи

2. Употребляется вместо …

существительного

3. Местоимения отвечают на вопрос

кто? что?

4.Не называют предмет, а  …

…указывает на него

указывает на него

Подчеркнуть местоимение.

Я живу в Нижневартовске. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друг. Он всегда помогает мне в трудную минуту. Я горжусь своим другом.

Критерии оценки выполненного задания:

1.Определен ответ – 1 балл за каждый ответ.

2.Обоснован выбор ответа – 1 балл за каждый ответ.

3.Выбран другой ответ – 0 баллов.

4.Максимально – 4 балла.

Работа с текстом.

1.Выделено местоимение-1 балл за каждое местоимение.

2.Выбран другой ответ- 0 баллов.

3.Максимально -7 баллов

Баллы переведены в оценку:

7-8 удовлетворительно.

9-10 хорошо.

11 отлично.

Самоанализ

Предмет: русский язык.

Класс: 3.УМК «Школа России»

Тема урока: « Местоимения» (вводный урок)

Контекст включения КОЗ в урок:

КОЗ проводится на этапе изучения и систематизации знаний о личных местоимении.

КОЗ направлено на оценку учебно-познавательной компетентности.

Аспект – переработка, использование информации для решения учебных задач.

Данное задание развивает и формирует компетенции:

Ключевые компетенции:

 Учебно-познавательные компетенции - целеполагание; планирование; анализ; рефлексия; самооценка учебно-познавательной

Коммуникативные- навыки работы в паре.

Общепредметные компетенции: умение классифицировать , строить логическое рассуждение.

Предметные компетенции умение отличать местоимения от других частей речи, определять их признаки; находить их в тексте.

В данном задании учитываются уровни таксономии Блума

Знание:  ранее пропедефтически было сформировано знание о местоимении , как части речи

 Понимание: учащиеся распознают, сопоставляют  общие признаки местоимений, систематизируют и делают вывод.

Применение: применяют практические действия: заполняют таблицу; исследуют слова, находят местоимение в тексте.

Анализ: анализируют выполненные действия, делают вывод,

Синтез:  обобщают  знания, устанавливают способ решения данного задания.

Оценка: сравнивают с инструментом проверки (модельный ответ), принимают решение в выборе выставления баллов в соответствии со шкалой баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.

Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"...

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса

Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок.         КОЗ включается на этапе з...

Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания

Компетентностно-ориентированное задание по "Окружающему миру"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по русскому языку для 2 кл. по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по математике для 3 класса по теме "Час. Минута"....