Мотивация учения-основное условие успешного обучения.
статья на тему

Материал для выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_motivatsiya_ucheniya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учения – основное условие успешного обучения

Интерес к изучаемому и познавательному

Углубляется по мере того,

Как истины, которыми овладевает

Ученик, становятся его личными

убеждениями.

В.А.Сухомлинский

В современной школе вопрос с мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой – с безразличием? Мотивация (от лат. «двигать») – это методы, средства, побуждения учеников к активной познавательной деятельности, т.е. это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Учение имеет полемотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. В роли мотивов выступает во взаимосвязи потребности и интересы, стремление и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы – очень сложное образование.

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, классов, общества и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний. Они как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, поэтому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивом обучения – внешнему нажиму, а мотивом учения – внутренним побудительным силам.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

  • чувства долга;
  • желание получить похвалу учителя;
  • привычка выполнять требования взрослых;
  • познавательный интерес;
  • честолюбие;
  • стремление утвердиться в классе;
  • желание порадовать родителей;
  • желание получать «пятерки»;
  • боязнь наказания;
  • желание получить награду.

Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные – сопутствующие. Учитель будет выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего на него.

Одним из постоянно сильно всегда действующих мотивов является интерес. Л.С. Высотский писал: «Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов  к этой деятельности, что у него напряжены все вилы, что ребенок будет действовать сам,

преподавателю же остается только руководитель и направлять его деятельность».

Для формирования устойчивых познавательных интересов существуют разные виды работы:

  • увлеченное преподавание;
  • связь знаний с судьбами людей, их открывшими;
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  • чередование форм и методов обучения;
  • обучение с компьютерной поддержкой;
  • взаимообучение (в парах, микрогруппах);
  • тестирование знаний, умений;
  • показ достижений обучаемых;
  • создание ситуаций успеха;
  • соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
  • создание положительного микроклимата в классе;
  • доверие к ученику;
  • педагогический такт педагога;
  • отношение педагога к ученикам;
  • гуманизация отношений и т.д.

Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного учеников.

«Как работает, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные. Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она – точный сигнал о том, что деятельность приятна, доставляет наслаждение. Мысль работает ясно, четко».

«Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно

выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, или застывает, погруженный в себя, как в сон».

Стимулировать, в современном понимании, значит подталкивать, побуждать ученика к чему либо. Сегодняшний ребенок – свободная и независимая личность, защищенная правами – требует иного подхода.

В этом случае все решают правильно подобранные и примененные стимулы. Стимулы, которые опираются на тонкие, деликатные «подталкивания» учеников к выполнению определенных действий и исключают открытое «давление», грубое принуждение.

  • Учитывание желания ученика. Чего хочет ученик? – главный вопрос для учителя. Не будем пытаться его ломать и переделывать. Выполним великий принцип природообразности – все в соответствии с природой. Поэтому мы можем лишь изменять направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.
  • Сравнение, приведение примеров. Н-р, в рассказе А.Чехова «Дома» повествуется о маленьком мальчике, который начал курить и на него совсем не действовали уговоры отца. Но после того как отец рассказал ему сказку, в которой принц из-за курения заболел, а затем и умер, и все его царство погибло, мальчик неожиданно заявил, что он больше «никогда не будет курить».
  • Понимание ученика. Понять, значит простить, гласит библейская мудрость. Кому же понять ученика, как не учителю? Нет школьников, ничем не интересующихся. До 50% школьников вообще не имеют учебных познавательных интересов, но есть множество других интересов – к играм, лидерству, успеху.

  • Уважение интересов детей. Точнее уважение к их увлечениям мнениям, оценкам.
  • Поощрение желания добиться признания. Ведь всем людям свойственно желание быть признанным.
  • Признание достоинства. Необходимо вызывать у ребенка энтузиазм и развивать все, что есть в нем лучшего, с помощью признания его достоинств.
  • Одобрение успехов. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. На уроке нередко, складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычн6ое решение.

Ученик получает хорошую оценку, его хвалят, на нем некоторое время сосредотачивается, внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение.

  1. У ребенка возникает прилив энергии, он стремиться еще и еще раз отличиться.
  2. Успех, выпавший на одного ученика производит большое впечатление на его одноклассников. Возникает стремление подражать ему. Необходимо сравнивать ученика не с другими учениками, а с его прежними работами, т.е. оценивать продвижение. Например, анализируя работы учитель подчеркивает, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».при организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребенка. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя, случайного конфликта с соседом. Поэтому учитель должен учитывать это в работе.

12.01.2010 г. Педсовет                Чуева Наталья Ивановна

Привлекательность работы. Сделать учебу привлекательной могут даже ошибки учащихся, точнее наше отношение к ним. Ведь можно извлекать максимум стимулов: «Прекрасная ошибка!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений», «Спасибо вам, дети, вы мне сегодня помогли!»

Шанс исправиться. Мы должны быть щедры в своем поощрении: создать впечатление, что в стоящей перед учеником задаче нет ничего трудного. Должны дать ребенку понять, что, вы верите в его способность справиться с ней, и он будет практиковаться, чтобы добиться успеха.

Сопереживающая критика. Использую при этом:

  • подбадривающую критику («Ничего. В следующий рез сделаешь лучше»);
  • критику-аналогию («Когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку».);
  • критику-надежду («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше»);
  • критику-похвалу («Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»);
  • критику-сопереживание («Я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена»);
  • критику смягчение («Наверное, в том, что произошло, виноват не только ты…»).

Похвала и поощрение учителя:

Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать, ее нельзя назначать, как по расписанию. Надо четко сказать за что «спасибо», чем обрадованы и восхищены. Надо хвалить так, чтобы в похвалу верилось. Тут очень важен язык мимики и жеста.

Из всего изложенного можно заключить, что мотивация учения – это эффективное средство успешного обучения младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения

Родительское собрание для родителей учащихся 2-х классов. Знакомство с понятием "учебная мотивация". Ознакомление с результатами диагностики учебной мотиваций учащихся, а также рекомендации по повышен...

Мотивация ученика - основное условие успешного обучения.

В данной статье рассказывается о видах мотивации. Причины эффективной школьной мотивации. Как повысить внутреннюю мотивацию школьника....

Родительское собрание «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Родительское собрание можно провести с родителями будущих первоклассников, а также в 1 классе.Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся.Родители н...

Родительское собрание: «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Онлайн родительское собрание: «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения» в рамках реализации проекта цифровых технологий....

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»

Социальный видеоролик для родительского собрания "О любви к детям" к родительскому собранию «Мотивация ученика - основное условие успешного обучения»...