Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения
статья на тему

Краткое описание педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_uchebnyy.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

города Сорочинска Оренбургской области

Краткое описание педагогического опыта по теме:

«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством творческих заданий на уроках чтения».

                                                                                                   

                                                                                                Подготовила

                                                                                               учитель начальных            классов                            

                                                                                                   Спигина О. Ю.

2007-2011уч.год.

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, я поставила целью своей работы способствовать развитию личности через самовыражение и творчество, формировать потребность в творческой деятельности. Задачи: Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей. Формировать коммуникативные навыки, работать над развитием личностных универсальных учебных действий, используя творческие задания на уроках чтения.

С 2007 г. работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Она позволяет мне подходить творчески к каждому уроку, оттачивать своё мастерство. Детям интересно учиться по этой программе, и родители очень довольны положением своих детей в школе при реализации данной системы. Большинство родителей понимают, что современному обществу необходима творчески развитая свободная личность. Своих детей они хотят видеть нетрадиционно мыслящими, принимающими нестандартные решения.

Не секрет, что русский язык и литературное чтение считаются одними из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложные дисциплины, требующие большого труда. Воспитать любовь к языку – это значит воспитать интерес к нему. Русский язык и литературное чтение в начальной школе остаются инструментами познания, мышления, развития, они обладают богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности.

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно–популярной литературе. Чтение-это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. В.А. Сухомлинский говорил о том, что чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Наши читатели – любознательный, думающий народ. Они не любят рутины, чтения текстов «по цепочке», не воспринимают готовых советов. Им хочется всё делать самостоятельно: читать, высказывать суждения, писать творческие работы, вступать в диалог с автором, учителем, ребятами.

Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая может иметь следующие этапы:

 


Этапы

Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

готовность учащихся участвовать в урочном общении

отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

комментировать вопросы и ответы

делать сообщения

рассказывать логично и последовательно

2 этап

отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

умение использовать риторические вопросы

умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

умение вести беседу в паре, в группе

умение поддерживать беседу

умение вести конструктивный диалог

умение построить дискуссию и вести её

умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

        

        Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей) (уроки фрагменты)

Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения мы используем систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

  • познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
  • творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим;
  • система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.

Приведу пример из урока чтения в 3 классе по теме «Кот – ворюга». После прочтения рассказа дети разделились на группы (такая работа как раз способствует развитию коммуникационных навыков) с названиями «Исследователи», «Журналисты» и «Художники». «Художники» получили 2 рисунка и изображали красками, каким кот был в начале и в конце рассказа, а «Журналисты» придумывали и задавали вопросы классу. Особенно им удавалось и нравилось задавать творческие вопросы, такие как: «Что было бы, если…», «Что изменилось бы..»  

Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы,  собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры.

        На уроке чтения в 4 классе по теме: «Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы» дети пробовали себя в роли авторов хокку. Задачей урока  было дать толчок к творчеству. Работая в группах, дети по предложенным картинкам сочиняли свои трёхстишия. Старались искренне, непосредственно выражать свои мысли, давали «неизбитые», нестандартные ответы; им хотелось поделиться своими размышлениями. Детские стихи, написанные на цветах, веточках и листочках, украсили огромный японский веер. Они не только сделали веер красивым для созерцания, но и наполнили более глубоким смыслом его нахождение на этом уроке.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы  учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.

Учащимся нравится читать и учить стихи наизусть, пытаются сами сочинять. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском; разыгрываем сценки (которые нарисованы на страницах азбуки), при этом я даю словесные указания: “Покажите, что ваше общение приятно или неприятно друг для друга”. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику. Официально я не веду никаких кружковых занятий, но остаёмся после уроков с детьми и занимаемся постановкой разных сценок, сказок, с которыми выходим потом на концерты для других учеников, родителей, учителей. Наш классный кукольный театр со своими сказками выступал и на концерте для родителей в честь 8 марта, и на дне родной школы для выпускников, для учителей на 8 марта, для пап к 23 февраля и даже ездил в Гамалеевский детский дом.

С первых дней обучения начинаю учить учащихся рифмовать слова. Даю задание на дом “закончить рифму”, дети удивляются тому, что начало у всех одинаковое, а конец у всех разный. В итоге получились разные стихи. Работа может продолжаться на уроке обучения грамоте - решение кроссворда. Соедините слоги так, чтобы получились названия дней недели, впишите в пустые клеточки.

 У каждого ребёнка есть способности и таланты. Так, в третьем классе мои ученики отправляли творческие работы на областной конкурс «Рукописная книга». Строгое жюри конкурса во главе с Геннадием Хомутовым отметило их работы и четверо учащихся нашего класса получили дипломы третьей степени в 2010 году и 2 ученика в 2011 году завоевали 1 место. А сочинение Кравченко Данилы даже вошло в сборник творческих работ детей Оренбуржья «Ручейки», который выпустил педагогический коллектив отдела «Истоки» оренбургского областного дворца творчества им. В.П. Поляничко.  

Все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того  чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство учителя. После выполнения первых работ, видя, как это интересно, какую похвалу учителя и аплодисменты товарищей можно заслужить, начинают в работу втягиваться все. Считаю, что развитие речи, творческого мышления, культуры общения на уроках играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения: у учащихся развиваются творческие возможности; проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать; появляется самостоятельность и своя точка зрения.

Можно  сделать вывод, что применение творческих заданий на уроках литературного чтения формирует коммуникативные и личностные универсальные учебные действия учащихся:

  • у многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера;
  • постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы;
  • соразмышлять и сопереживать;
  • делать анализ прочитанного текста;
  • понимать чужие мысли, заключённые в тексте;
  • представлять картины, нарисованные автором;
  • видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины;
  • чувствовать настроение автора;
  • находить для его передачи нужную интонацию.

Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.

        

Приложение

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Рассуждать, придумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому:

«Эмпатийное распознавание» -  формирует умение проникновения – чувствование в переживание другого человека и соответственно  реагировать на них. Анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.
-Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежал щенок»
- «Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий отражённых в произведении и рассказать, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.
«Рассказ от первого лица»
- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?
- повествование от имени неживого предмета: «Истории из жизни старого башмака» и т.д. 
Описать одно и то же событие с разных точек зрения: от лица Хвастуна, Ворчуна, Весёлого или грустного человека
«Сказка в заданном ключе»-введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку
«Изменение сказочной развязки» - придумать другое окончание сказки, рассказа.

Выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общее и различное:

«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?
«Хорошо-плохо» -выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка

Строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание:

«Почемучка» - учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:
- Почему бывает дождь?
- Почему лето и зима никак не встретятся?
«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

“Творческие минутки”.

- продолжи рассказ, начатый товарищем;

- составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ);

- конкурс “Литераторов” (класс делится на группы, каждая сочиняет свой рассказ, сказку, четверостишие и т.д. на заданную тему, а затем определяется победитель);

- интеллектуально – развивающие игры: “На что это похоже?”, “Волшебные кляксы”;

- ролевые диалоги (“На лесной полянке”, и т.д.);

- составь рассказ - этюд (небольшое яркое образное описание предмета);

- минутки - “Почемучки”;

- “иллюстрирование” произведения;

- минутки - “сочинялки” (придумать мини –

- инсценирование;

- “Фантазёры” (задания придумывают сами дети).

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления. Существует два вида творческого пересказа: пересказ по измененному плану и изменение лица рассказчика. Рассказ по воображению и рассказ от имени читателя требуют преобразования формы текста, активизации словаря учащихся и использования слов из текста произведения. К творческим заданиям можно отнести сжатый и подробный пересказ.

Можно провести:

   -  конкурс ораторов, при этом учить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его. Необходимо представить себя на месте героя произведения и рассказать о себе;

   - игра «Журналисты» 

  Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

 - игра «Философский стол» 

Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

- интерпретация сказки 

1). Опиши характер главного героя до встречи с… и после.

2). Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».

3). «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.

4). Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым  и  т.д.)

5).Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

6). Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой.

На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации.

Пауза в чтении. Обращение к классу:

- Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек).

- Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.

7). Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.

8). Перестановка персонажей внутри одной сказки.

9). Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

10). Перестановка персонажей.

Приемы создания собственных текстов:

1.Прием «Напишите письмо»

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

2.Прием «Пишем сказку на новый лад»

Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.

     Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.

  Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

Театральная творческая деятельность на  уроках литературного чтения

  Игра-драматизация.

Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации: 

  - анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

  - чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

  - чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

  - постановка «живых картин» к произведению;

  - составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

  - драматические импровизации;

- развернутые драматические представления.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Совместная творческая деятельность как способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Авторы данной статьи, на примере опыта работы с обучающимися 1 класса, показывают необходимость формирования  коммуникативных навыков...

Доклад на тему : "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения"

Развитие  коммуникативных  УУД происходит  на материале  учебников всех предметных линий посредством  приобретения опыта коллективного взаимодействия,  формирования умени...

«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....

Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».

Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...