«Реализация принципов развивающего обучения в работе по УМК «Перспективная начальная школа».
статья на тему

Шешинева Ирина Валерьевна

Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие учащихся в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций и ситуаций учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razviv_obuchenie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКТУ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА».

                                                               План.

  1. Принципы развивающего обучения.
  2. УМК «Перспективная начальная школа».

      3.  Реализация принципов в практической работе. 

     В последнее время очень часто выражение «развивающее обучение» не давало мне покоя. Всегда  возникал вопрос: Где прочитать? У кого поучиться? Как использовать на уроке?

   Я всегда выписываю педагогическую периодику.  Из последних публикаций  чётко усвоила, что наша система обучения носит социальный, дидактический и психологический характер.  В социальном отношении система должна быть вариативной и носить развивающий характер. В дидактическом – обучение должно иметь гуманистическую, личностно-ориентированную направленность. В психологическом отношении обучение должно обеспечить и учителя, и учеников способностью быть субъектом своего развития.

     Словосочетание  развивающее обучение прочно вошло в нашу речь. Что такое развивающее обучение? Чем оно отличается от привычного традиционного? Эти вопросы постоянно задаём мы себе и ищем на них ответы.

    Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.

Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, но и не признаёт трёх параллельно существующих задач, а предполагает их слияние в одну триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьника.

Развивающие технологии имеют специальные методы, включающие учащихся в коллективный поиск: это создание проблемных ситуаций и ситуаций учебного спора, метод коллизий, метод решения учебных задач, учебный диалог и т.д.

   Естественно, я читала о разных концепциях развивающего обучения: Л.В.Занкова – общее духовное развитие, З.И. Калмыковой – творческое мышление, П.Я.Гальперина - поэтапное формирование умственных действий детей, Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова - формирование теоретического мышления, Г.А.Цукерман – учебное сотрудничество, И.С. Якиманской – учёт субъективного опыта ребёнка, приобретённого до школы. Что-то приняла с радостью, над чем-то задумалась. Главное, что я поняла, что все концепции,  так или иначе ориентированы на развитие способностей младших школьников, которое происходит в ходе выполнения ими практических действий в содружестве с  одноклассниками и учителем.

   Проект «Перспективная начальная школа» - результат многолетней работы коллектива учёных, учителей, методистов. Предпосылками для её создания стали: научные идеи развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова,  «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» (Мин. Обр.Рос.Фед, 2004 год)

   УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивает полноценную познавательную, исследовательскую деятельность учеников. Работа по комплекту требует от учителя высокого профессионального уровня, так как она меняет привычную систему обучения. Важно, что не к одному предмету, изучаемому по этой системе, не предлагаются поурочные разработки, а даются лишь методические рекомендации. Учитель может конструировать свои авторские модели уроков, интересные для всех учеников. Дидактические принципы системы направляют и регулируют деятельность учителя, не давая отойти от главной задачи обучения – общего развития всех учащихся. Система сосредоточена на том, чтобы школьники учились активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания. Данная система обучения качественно меняет отношение учителя к ребёнку, поднимая его на более высокий уровень сотворчества. Её стержнем является достижение максимального результата в общем развитии школьников, поэтому она направлена на самостоятельное добывание новых знаний всем классом.  

    Поэтому, когда мне предложили работать по новой методике, то я охотно взялась за это дело. В 2011-2012 учебном году стала осваивать развивающую программу УМК «Перспективная начальная школа».  Чтобы работать по какой-то системе, её сначала надо изучить, понять, принять и только потом нести её ученикам. С этой целью в октябре 2011 года стала слушателем долгосрочных курсов «Вариативность начального образования. Перспективная начальная школа». Курсы поводят авторы учебников, руководители всей системы. Здесь я поняла, что основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяет обеспечить условия, при которых обучение идёт впереди развития, т.е в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

   Мне в моей работе очень близки основные положения этой системы, которые привлекают меня как учителя, дают возможность находиться в постоянном поиске, оставаться неравнодушным, творческим, способным идти вперёд учителем и вести за собой детей.

  1. Система развивающая (идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых)

  В моём классе есть девочка, в медицинской карте которой записано, что у неё задержка психического и физического развития. Конечно, такому ребёнку трудно заниматься, приобретать ЗУН на общих основаниях. Но, отучившись, год по данной системе, она научилась складывать буквы в слоги, а слоги в слова, понимать смысл односложных и двусложных слов, выучила алфавит (печатные и прописные буквы),  научилась списывать с прописного текста, под наблюдением -  списывать с печатного текста, считать до 10, записывать числа от 0 до 20, складывать и вычитать в пределах 10 приёмом присчитывания и отсчитывания.

2. Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока).

3. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).

    Здесь помогает постановка проблемных вопросов и решение большой проблемы урока сообща.  Я не принудительно привлекаю к деятельности, дети высказывают свои варианты, не боясь ошибки, за которую будут ругать. Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я надеюсь, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, и впоследствии я увижу, как они станут инструментом  саморазвития.

   С проблемным обучением и проведением проблемных уроков я столкнулась впервые в 2002 году, работая по программе «Школа 2100». Прослушав курс лекции, приняв участие в семинаре для учителей РМ, поучаствовав в проведении проблемного урока, поняла,  что это мне близко. Таким образом, я стараюсь осуществлять проблемное обучение на основе деятельностного метода по следующей схеме:

                                         Актуализация.

                                      1) постановка учебной задачи, проблема.

                                      2) «открытие» детьми нового знания;

                                      3) закрепление;

                                      4) самостоятельная работа; отсутствует коллективная проверка.

                                      5) рефлексия (контроль и самоконтроль)

    (книга «Приглашаем на урок»)

     4. Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний.

 

5. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам.

      С этой целью в учебниках и тетрадях есть работы, выполнение которых подразумевает работу в паре или группе. Дети выполняют одно большое задание, задают вопросы в группе и вне её.

     6. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.

   Я  прохожу, наблюдаю  и заостряю внимание тех, кто сомневается или затрудняется в правильности выбранного пути решения. А тот, кто выполнил задание, имеет возможность двигаться дальше, решать следующие предложенные задания.

7. Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано  

     и идёт от простого к сложному.

    В материалах учебника «Азбука» всегда есть работа  для тех, кто хорошо читает (пришёл в школу читающим), для тех, кто научился читать по слогам бегло (небольшие тексты) и для тех, кому ещё тяжело уловить значение предложений. Для них есть на странице слоги, односложные и двусложные слова.

В математике есть тетради для самостоятельных работ на печатной основе. Те учащиеся, которые усвоили содержание нового материала и без затруднений справились с заданиями учебника, я могу отослать на определённую страницу, где есть аналогичные задания.

                    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ «ПНШ».

  1. Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка предлагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребёнка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребёнку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.
  2. Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребёнком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учёт межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.
  3. Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьника ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся( в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить всё представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет обучения в начальной школе. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребёнку возможность освоить всё содержание образования на уровне обязательного минимума.
  4. Принцип прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуя ведущую идею учебно-методического комплекта ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т.е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т.е. к способу решения конкретной учебной задачи. Принцип прочности предполагает жёстко продуманную систему повторений, т.е неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Поэтому структура учебников здесь принципиально новая. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения.

   Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения и деления столбиком сначала «открываются » школьникам на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизм соответствующих математических операций.

   В Окружающем мире из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами.

   В Литературном чтении: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого литературного текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы.

5. Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

   Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и т.д.)

  1. Особый подбор материала учебников: комплектность, инструментальность, интерактивность, интеграция.

   Один момент, на котором мне хотелось бы остановиться. Многие ошибочно считают, что УМК «ПНШ» - специальный комплект для занятий в малокомплектной школе. Вот что сказано про это в главном документе – ПРОГРАММЕ: При составлении учебного материала и заданий «Учитывалась и разная наполняемость класса. Этот учебно-методический комплект предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы».

  Трудностей за этот год было много. Но чаще я испытывала радость и удовлетворение от своей работы. Назову несколько моментов, которые помогают мне в работе.

Во-первых, общение детей друг с другом  и с учителем на уроке, которое сплачивает коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников.

Во-вторых, гибкость урока, когда учитель направляет детей к желанной цели, не отбрасывая мысли учеников, не загоняя их в рамки.

В-третьих, введение в урок  неожиданное открытие,  проблемную ситуацию,  домысливание,  группировку высказываний.

   За это время я поняла: в этой системе ребёнок чувствует себя свободно и раскованно, выступает в качестве исследователя, творчески выполняет любые задания. Неслучайно в учебниках предлагаются задания: «прочитай любой на выбор рассказ», «выполните понравившееся упражнение», «предложите свой способ решения». Я тоже испытываю радость от того, что детям на уроке интересно, и они увлечены работой, что родители понимают, как хорошо их ребёнку в школе.

     Основной целью своей работы считаю создание  условий для умственного    развития детей,  в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.  Это созвучно с основной направленностью программы – исключительно бережное отношение к внутреннему миру растущего человека.

   Не могу сказать, что получается всё хорошо и гладко. Главная трудность – психологически перестроить себя. Очень сложно отойти от сложившейся за 20 лет методики работы. Составляя конспект урока и в процессе самого урока, всегда приходится помнить, что моя цель не объяснять, а аргументировать способы действия и организовывать, направлять деятельность школьников. Ученики должны путём наблюдений и исследований сами прийти к выводу, а потом прочитать правило в учебнике. Организовать такую работу нелегко. Надо умело направлять деятельность школьников. Ученикам же очень нравится наблюдать, исследовать и делать открытия. Ведь только на таких уроках воспитывается культура диалога, творческого сотрудничества.

                                     СПИСОК

           ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996г.

  1. Лульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. 1,2 ч. Издательство «Учитель»,2002г.

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок как открытие знания. М.: Баласс, 2004г.

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук и др., М.: Академкнига/Учебник, 2006г.

Практическая часть.

Общая цель – научить работать с учебником - РАБОТА С ОГЛАВЛЕНИЕМ.

АЗБУКА

С 23 – ударение

С.24 – дифференцированные задания

С. 31 – волшебная палочка

С.33,36,37,105 – деление слова на слоги (нетипичное)

(Римма, умный, армия, прозвище),

С.93 – словосочетание

С.116 – скороговорки, считалки, четверостишья.

С.127 – конец учебника, но к нему возвращались на каждом уроке и дети уже непроизвольно запомнили алфавит.

ПРОПИСИ1,2,3

-разлиновка другая

- логические задания на элементы букв (Почему элементы объединены? Почему лишний элемент?)

- ключ к конструированию букв

- письмо букв в иной последовательности

- не рассматриваются разные способы соединения букв в слове.

РУССКИЙ ЯЗЫК

- условные обозначения общие для всех учебников

- интрига всего курса  поддерживается (карта путешествия, задания, возвращение )

- чёткие границы уроков позволяют двигаться вперёд если предложенный материал выполнен раньше намеченных сроков

- контроль – контрольное списывание.

ТЕТРАДЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

- словарные слова в виде ребусов с. 4

- схемы предложений ( признак, действие, предмет) с. 8, 16, 29.

- списывание с печатного и прописного текстов с. 17

-парные согласные – с.42-43

- «Азбука вежливости» - с.48

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (апрель-май), ХРЕСТОМАТИЯ

- - условные обозначения общие для всех учебников

- интрига всего курса  поддерживается (карта путешествия, задания)

- понятия: авторские стихи, сказки – докучные, волшебные)

- есть границы для чтения по-цепочке

- связь с хрестоматией

- тесты по изученным темам и письмо авторам. Клуб «Ключ и Заря».

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (учебник и хрестоматия)

- Маша и Миша – семья Ивановых с.3, красочные, наглядные иллюстрации, опыты, задания в парах и группах долгосрочного и краткосрочного характера разной степени сложности.

ТРУД –Азбука мастерства.

- форзацы – инструменты

- начало книги – все правила

-поделки: анализ, план работы и поэтапное выполнение

- что можно сделать дома из данного материала.

МАТЕМАТИКА

- иной подход к изучению состава чисел первого десятка

- темы знакомят сначала со сложением и всеми операциями: сложение числа  с суммой, сложение двух сумм, сложение нескольких слагаемых – все шаги расписываются (путь разложения), далее рассматривается вычитание, а только потом даётся понятие – задачи (условие, требование, решение, ответ), много геометрического материала и уроков раскрывающих понятия «длиннее, короче, ближе, дальше  и т.д.»

- все задания дифференцированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте.1 класс. УМК Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по обучению грамоте для первого класса  по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....

Рабочая программа обучение грамоте 1 класс программа "Перспективная начальная школа"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по интегрированному курсу» Обучение грамоте»(письмо и чтение) для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, а...

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс. Программа "Перспективная начальная школа".

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс, программа " Перспективная начальная школа"....

Реализация принципов дифференцированного и индивидуального подходов на уроках в начальной школе

Уровневая дифференциация создаёт благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе....