«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Образцова Людмила Николаевна

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".


Скачать:


Предварительный просмотр:

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.

В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

К числу таких образовательных результатов относятся:

1. Развитие способности ориентироваться: 

- в окружающей действительности;

- в явлениях природы;

- в социальных явлениях;

- во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.

2. Формирование ключевых компетенций.

Реализация компетентностного подхода в начальной школе - одна из возможностей достижения нового качества образования.

При внедрении компетентносного подхода обучающиеся не только получают новые знания, но и учатся использовать полученные знания в жизни

Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности.

Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.

Выделяют основные виды компетенций: 

- коммуникативная 

- информационная 

- социальная 

- самообразование 

Эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности. 

Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно: 

- вступать в контакт с любым типом собеседника 

- поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения

- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

- высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;

- стимулировать собеседника к продолжению общения;

- грамотно разрешать конфликты в общении;

- изменять при необходимости свое речевое поведение;

- оценивать успешность ситуации общения;

- корректно завершать ситуацию общения.

В УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работаю уже 3-й год, существует система заданий, ориентирующая младшего школьника на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач

^ Задания типа:

- «Помоги герою1 объяснить что-то, или подтвердить её/его точку зрения, или доказать что-то, или ответить на данный вопрос».

- «Ты соглашаешься с героем?»

- «Как ты ответишь герою?» 

- «С каким суждением ты согласишься:…»

- «Ты соглашаешься с героем или хочешь что-то уточнить?»

- «Герой говорит, что это одна и та же форма: "стёкла". По какому признаку он судит?

Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника или своему соседу по парте. 

Задания типа:

-^ Сделай звукобуквенный разбор любого из выделенных слов, а твой сосед сделает разбор другого(дети договариваются самостоятельно)

Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

- интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

- делать аргументированные выводы;

- использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;

- структурировать имеющуюся информацию;

- представлять ее в различных формах и на различных носителях.

В УМК разработана система заданий по работе со словарями, которых в данном комплекте 6 видов.

Задания типа:

- найди в Толковом словаре слово свежий. Подбери антонимы к 1-му и 2-му значениям слова…

- открой обратный словарь ….Используй для работы слова из последнего столбика, а также слова на –ить…..

Информационная и коммуникативная компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность. 


Реализация компетентностного подхода в начальной школе происходит при выборе системы обучения, основных форм и методов работы, использовании современных технологий, во внеурочной деятельности и работе с родителями.

Выбор системы обучения.




Выбор основных форм и методов работы. 


Реализация компетентностного подхода в начальной школе



Использование современных технологий.





Вовлечение учащихся во внеурочную работу.


Организация взаимодействия школы и родителей.

Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.

Цель системы – не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого.

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, поэтому в системе особое внимание уделяется организации учебной деятельности и развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе.

Учебники и учебные программы, учебно-методического комплекта (УМК) «Перспективная начальная школа» представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества, что раскрывает социальную компетентность.

В УМК «Перспективная начальная школа» большое значение уделяется развитию речи младшего школьника. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова. Обучающиеся научились уважительно и творчески обращаться со словом; появилась потребность в самостоятельной творческой работе; повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии; ученики умеют пользоваться словарями; самостоятельно работают с текстом; показывают хорошие результаты при проверке техники чтения.

Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям.

Дети участвуют в литературных викторинах, конкурсах, в организации выставки рисунков. 

В учебниках « Литературное чтение» (1-4) Н. А. Чураковой есть картинная галерея. Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи. 

На этих занятиях школьники учатся «видеть» произведения искусства, получают возможность выразить свои мысли и чувства. У школьников не только формируется художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать.

Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания(самообразование), а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.

Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой(работа в парах, работа в группах). В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности. 

На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности.

Выделяются следующие основные методы формирования информационно-коммуникативной компетенции.
http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685765/685765_html_m22c7bb1e.gifhttp://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685765/685765_html_m6c9ce134.gifhttp://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685765/685765_html_6820dc64.gifhttp://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685765/685765_html_mf186d78.gifhttp://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/686/685765/685765_html_m372cbbe3.gif


  1. ^ Поиск и сбор информации 


- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;

2. Обработка информации


  1. Передача информации:


- подготовка сообщений по теме;

- подготовка стенгазет, стендов и т.д.


  1. Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые)

  2. Все формы учебного диалога.

  3. Ролевые игры.

  4. Обсуждения, дискуссии.

  5. Выступления в качестве ведущих на мероприятиях и т.д.



Одной из форм внеурочной деятельности является экскурсия, которая способствует:

- развитию внимания и познавательного интереса школьников;

- обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;

- дает наглядные ответы на вопросы;

- помогает выявить признаки предметов и явлений;

- расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.

Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе 

Например: посещение планетария, краеведческого музея, музея леса, школьного и районного музеев.

Предусматриваются и другие формы проведения экскурсии: на предприятия, встречи с людьми различных профессий.

Конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание ситуаций из сказок. 

Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи. 

Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей.

Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.

Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.

Уважение родителей учитель завоевывает, прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.

На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. 


  1. Проведение праздников 

  2. Проведение классных часов.

  3. Организация экскурсий 


4.Проведение спортивных мероприятий.

5.Изготовление стенгазет к праздникам.

Или предлагают что-то свое.

Родители имеют право выбора и в меру своих сил и способностей принимают участие в жизни классного коллектива. 

Как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы или его папа организовал спортивные состязания. 

Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов, посвященных вреде курения, правильному питанию, закаливанию организма, по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности, принимают участие в озеленении пришкольного участка


Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, обучающиеся достигли определенных результатов в формировании информационно-коммуникативной компетентности:

- почти 95% учащихся владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями;

- ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

- умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;

- умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на компьютере;

- при итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты 

Таким образом, при внедрении компетентносного подхода в образовательный процесс, обучающиеся не только получают новые знания, но и учатся применять полученные знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования.

Основные цели:·         Осознание основных критериев современного урока·         Повышение интереса педагогов к современ...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных класс...

Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования (материал вебинара)

Технологизация образовательного процесса на сегодняшний день обусловлена множеством проблем, которые напрямую связаны с содержанием образовательного процесса и могут быть решены за счёт реализации нов...

Доклад на тему: "Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе как средство достижения нового качества образования"

В данной работе раскрывается актуальность применения  технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе. К докладу прилагается презентация....

Тема: «Педагогические технологии в обучении как одно из условий достижения нового качества образования».

Выступление на  педагогическом совете по теме: «Педагогические технологии  в обучении как одно из условий достижения нового качества образования»....