Мониторинг метапредметных результатов
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шпагина Ольга Николаевна

Работа познакомит учителей с помощью каких пособий, курсов внеурочной деятельности можно формировать метапредметные результаты, а так же с помощью какого иструментария можно проводить мониторинг уровня сформированности метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Мониторинг метапредметных результатов»

учитель начальных классов,

заведующий МО учителей начальной школы

МАОУ гимназии №76

Шпагина Ольга Николаевна 

  1. Актуализация. Слайд 2

Почему сегодня речь идёт о мониторинге метапредметных результатов. Почему вообще на первый план выходит мониторинг? Мы все очень хорошо понимаем, что новые стандарты пришли для изменения системы образования. А как узнать, в правильном ли направлении мы движемся? И движемся ли? Поэтому эпиграфом данного мастер-класса я взяла слова Гёте «Конечно, обдумывай «что», но еще больше обдумывай «как»!». Они очень точно иллюстрируют сегодняшнюю ситуацию в образовании.

Слайд 3. В условиях введения ФГОС необходимо установить взаимосвязь трёх основных компонентов: планируемые результаты, процесс достижения и оценка достижений.

Образование в условиях реализации стандартов второго поколения предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и умений, но и становление их учебной самостоятельности. Смещение целевых приоритетов зафиксировано в новых документах, однако в школьной практике они устанавливаются с трудом. Еще в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов)».

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения обозначено, что основным результатом обучения в начальной школе  является сформированность универсальных учебных действий.

Слайд 4. В своей практике мы пользуемся следующим инструментарием для отслеживания уровня сформированности УУД:

  • Комплексные работы 1-2 классы, 3-4 классы (Н.Н.Титаренко, В.Н.Ашмарина, С.В.Пинженина)
  • Интеллектуальные витаминки 1, 2 классы (О.Н.Шпагина, С.В.Пинженина)
  • Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы. (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев …)
  • Мониторинг «ЭМУ»

Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная работа. Цель комплексной работы - оценка достижения планируемых результатов младших школьников по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». Эти программы впервые вводятся в практику работы начальной школы. 

Время обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания, а также другие источники информации, с которыми первоклассники встречаются в реальной действительности: рисунки, фотографии, реклама, надписи.

Слайд 5. Содержание текстов комплексных работ не должно выходить за пределы жизненного опыта младших школьников, с одной стороны, а с другой - тексты должны включать разнообразные учебные и практические ситуации, которые могут встретиться детям.

Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий.

Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50 % от максимального балла означает, что у ученика недостаточно сформированы умения, обеспечивающие качество умения учиться. Можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в начальной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для успешного продолжения образования.

Слайд 6-11. Структура электронного журнала:

  1. Список класса – вводится один раз и автоматически появляется в разделе «Динамика по детям».
  2. Результаты детей – выбирается и открывается комплексная работа, заносятся баллы детей по каждому заданию. В таблице автоматически подсчитывается сумма баллов, набранных учеником, средний балл по классу и определяется и выделяется цветом уровень ученика по классу.
  3. После введения данных мы автоматически получаем:
  • мониторинг по классу – результаты выполнения работы, диаграмму с указанием проверенных групп метапредметных результатов и аналитическую справку;
  • анализ по ученику, позволяющий сделать вывод о колебании уровня его результата в течение года, диаграмма динамического мониторинга трёх аспектов читательской грамотности (поиск и понимание информации, преобразование  и интерпретация информации, оценка информации).

Слайд 13. Создана программа курса внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки».

Виды «витаминок»

ОБЫЧНЫЕ (A, B, C, …, X, Y, Z) – первые 25 «витаминок» пособия. Основная цель – формирование познавательных УУД.

СУПЕРВИТАМИНКИ (Супервитамин-1, Супервитамин-2, Супервитамин-3) находятся в конце пособия, перед контрольными «витаминками». Основная цель – формирование коммуникативных УУД и повышение мотивации.

КОНТРОЛЬНЫЕ (K1, K2) – последние 2 «витаминки» пособия. Основная цель – несложный мониторинг сформированности познавательных УУД учащихся, пополнение ученического портфолио. С данными «витаминками» дети должны заниматься индивидуально в режиме контрольной работы. Каждое задание оценивается в зависимости от количества выполненных элементов (например, если максимальный балл за упражнение – 5, то ребёнок, разгадавший 3 из 5-ти ребусов, получает 3 балла). Подсчитайте процент выполнения каждого задания и сделайте вывод о развитости соответствующего фактора интеллекта. Если ученик набрал менее половины баллов за всю работу – это повод для беспокойства. Рекомендуется контрольные «витаминки» подписывать и вкладывать в портфолио ученика.

Слайд 13. В основе пособия «Интеллектуальные витаминки» лежит классификация Тёрстоуна. Каждое задание направлено на формирование одного из аспектов интеллектуальной деятельности:

  • Работа с числом (способность совершать счётные операции)
  • Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)
  • Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)
  • Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)
  • Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)
  • Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)
  • Системный анализ (стратегическое планирование)
  • Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

Слайд 14.

Результаты сформированности познавательных действий у первоклассников

max. (баллы),
Ф.И. ученика

Выполнение заданий (в баллах)

Итого,
баллы

%

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

5

6

2

4

8

4

5

12

46

1

Антонов

5

4

2

3

7

3

5

10

39

85%

2

Беляев

2

2

0

1

4

2

2

5

18

39%

3

Воронов

5

6

2

4

8

4

5

12

46

100%

4

Иванов

3

5

0

4

8

4

5

12

41

89%

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

0%

Средний балл

3,8

4,3

2

3

6,8

3,3

4,3

9,8

36

78%

Выше среднего

4,3

4,9

2,3

3,5

7,8

3,7

4,9

###

41,4

90%

Ниже среднего

3,2

3,6

1,7

2,6

5,7

2,8

3,6

8,3

30,6

67%


Слайд 15. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 3-4 классы.

4 работы: Познавательные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные  УУД, Личностные УУД.

Слайд 16.

Тест 1. Познавательные УУД

№ п/п

Ф.И. уч-ся

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

1

Абдулфанова

3

6

5

6

3

5

2

4

34

2

Андриевская Ксения

1

6

4

7

6

2

2

3

31

3

Бельков Илья

2

1

6

5

3

0

4

4

25

4

Большаков Яша

1

2

4

6

3

3

2

4

25

5

Гаврилова Настя  

0

4

3

5

3

3

2

3

23

6

Глушенков Матвей  

0

3

3

6

4

2

2

4

24

Макс. балл за задание

(М)

3

6

6

7 + 7 = 14

5

5

4

43

Число учеников, писавших тест (Ч)

6

6

6

6

6

6

6

6

Макс. возможный балл всех учеников (В=МхЧ)

18

36

36

84

30

30

24

258

Сумма баллов всех учеников (С)

7

22

25

57

15

14

22

162

Процент успешных решений (=С/В/100)

39%

61%

69%

68%

50%

47%

92%

63%

Средний общероссийский уровень

52%

62%

77%

79%

60%

57%

82%

67%


Мониторинг «ЭМУ»

Слайд 17. Конкурс «ЭМУ-Эрудит» состоит  из четырёх раундов, каждый из которых направлен на проверку сформированности одной из групп метапредметных результатов.

  БЫСТРЫЙ раунд – задания на эрудицию и логику.  

  УМНЫЙ раунд – задания на умение решать проблемы.  

  СМЕЛЫЙ раунд – задания на работу с информацией.  

  ЛОВКИЙ раунд - задания проверяют самоорганизационные умения.

В тесте собраны компетентностно-ориентированные задания разной сложности. Задания не привязаны к учебным предметам.

Слайд 18-19. Сравнительный анализ классов по компетентностям

Сравнительный анализ классов по трудностям].  

По факту выполнения заданий конкурса каждому заданию присвоен уровень трудности. Если задание выполнили менее 33% участников – задание отнесли к классу трудных. Если с заданием справилось более 66% участников, задание отнесли к классу лёгких. Задания, с которыми справилось от 33% до 66% участников – среднего уровня трудности.

Анализ классов по аспектам ключевых компетентностей

Индивидуальный анализ сформированности метапредметных результатов. Динамика результативности

Слайд 20. Причины никакой тест не выявит. Мониторинг даёт информацию для анализа и выявления причин. Рассмотрим цикл формирования результатов:

  • диагностика (конкурс) = >
  • анализ результатов  и принятие управленческих решений =>
  • выстраивание образовательной траектории в зависимости от управленческих решений

Слайд 21. Рассмотрим инструменты формирования метапредметных результатов.

  1. Первоклассная газета. Навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией.

При регулярном использовании в учебном процессе помогает формировать у детей навыки работы с информацией.

Содержит 30 тематических выпусков, их темы:

  1. Интеллектуальные витаминки.

Это  еженедельный листок, который раздаётся ученикам во время занятий внеурочной деятельностью. Занятия предполагают выполнения заданий ребёнком как индивидуально, так и фронтально.  Данные занятия направлены на формирование познавательных результатов, навыков мыслительной деятельности, логических навыков, интеллектуальной деятельности:

1.       Работа с числом (способность совершать счётные операции)

2.      Словесная гибкость (способность легко находить слова для адекватного выражения мыслей)

3.      Вербальное восприятие (способность адекватно понимать устную и письменную речь)

4.      Пространственное мышление (способность оперировать в уме пространственными отношениями)

5.      Готовность к перцепции (быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями)

6.      Способность к рассуждению (решение проблем с использованием прошлого опыта)

7.      Системный анализ (стратегическое планирование)

8.     Продуктивность мышления (способность генерировать разные виды решения одной и той же задачи)

Основные положения:

«Интеллектуальные витаминки» - методический инструмент для педагога и предназначены для работы с учащимися 1-4 классов начальной школы.

!!! Разработаны особые занятия (поддержанные Супервитаминками, презентациями)

!!! Создан электронный журнал в поддержку контрольных работ

 Комплексные работы «Учусь принимать решения»

Особенности:

  • Более одного правильного ответа
  • Согласование вопроса и ответа (подобрать вопрос к ответу)
  • Умение сделать выбор (выбираем маршрут, покупку)
  • Планирование  ресурса (деньги, время)
  • Оценка собственного продукта
  • Умение сделать вывод по результатам описанного эксперимента

г. Челябинск

2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ мониторинга метапредметных результатов в 1б классе.

Данные анализа впоследствии можно использовать при составлении таблиц....

«Методики мониторинга метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с ц...

Мониторинг метапредметных результатов

Дидактический материал для мониторинга метапредметных результатов....

мастер- класс "Мониторинг метапредметных результатов средствами учебных предметов УМК "Школа России"

статья "Мониторинг метапредметных результатов средствами учебных предметов УМК "Школа России"...

Мониторинг метапредметных результатов по ФГОС НОО

Мониторинг метапредметных результатов по ФГОС НОО...

Диагностика и мониторинг метапредметных результатов в начальных классах.

Важным этапом в обучении школьников является умение учителем владеть постоянной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информаци...