Интеграция проектной и игровой образовательной технологии: интерактивные игры «Старшие – младшим» (учебно-методическая разработка)
методическая разработка на тему

Полуэктова Светлана Петровна

Это технологическая карта, а л г о р и т м.реализации разновозрастного проекта.
Тематика проекта может быть любая, в зависимости от интересов детей и учебной программы.Разница в возрасте старшего и младшего классов должна быть не менее двух лет.
В моей рабочей практике алгоритм реализован дважды. В подготовке трудоёмок, но позволяет заметно повысить познавательную активность учеников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция проектной и игровой образовательной технологии: интерактивные игры «Старшие – младшим» (учебно-методическая разработка)

        Современный образовательный стандарт нацеливает педагога на формирование у школьников метапредметных умений, а это требует использования в педагогическом процессе различных образовательных технологий.

        Одной из самых востребованных является технология проектного обучения. Очевидно, что коллективный проект, по сравнению с индивидуальным, больше способствует формированию коммуникативных УУД. Но, как правило, продукт, созданный в процессе проектной деятельности учащихся, остается в дальнейшем невостребованным.

        В нашем опыте эту трудность удалось преодолеть за счет интегрирования проектной и игровой технологий. То, что старшие дети разрабатывают как проект, становится основой для игровой деятельности младших. При этом старшие реализуют продукт проекта в практической деятельности (организация игры), а младшие – учатся общению и поиску информации в коллективной игровой деятельности.

        Содержательной основой этих игр является предмет «Окружающий мир», такие его темы, как «Города России», «Солнечная система», «Здоровье человека» и т.п.  Тематически этот предмет – самый подходящий для реализации таких технологий, так как  по этим темам информация может быть представлена в разнообразных формах (устное сообщение, письменный текст,  компьютерная презентация, видеофрагмент, схема, таблица и пр.), и существует множество её источников (детские энциклопедии,  научно-популярные книги для детей, детские журналы, сайты Интернета, атласы).

        Ниже  приведен пример такой разработки, которая была реализована в апреле 2013 года 4-б и 1-б классами ГБОУ СОШ  №207 Центрального района г. Санкт-Петербурга.

         

«Путешествие по карте России»

Краткосрочный проект учащихся 4-1 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (педагогическая): Формировать у учащихся 4-х  классов социально ценные личностные отношения к сверстникам и младшим детям

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (жизненно-практическая) учащихся 4-х классов: Разработать, организовать  и провести  интерактивную  интеллектуальную игру для учеников 1-го класса, дать им первоначальные сведения о городах России, вызвать интерес к географии своей страны.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА (жизненно-практическая) учеников 1-х классов: принять участие в интеллектуальной игре, получить новые знания, стремиться к победе.

Задачи проекта:

Личностный компонент:

  • Формировать у учащихся 4-х классов  отношение к научному знанию как к ценности, требующей сохранения и транслирования.
  • Формировать у учащихся 4-х классов товарищеское отношение к младшим по возрасту соученикам, умение заботиться о младших.
  • Формировать  у учащихся 1-х классов отношение к научному знанию как к ценности.
  • Формировать у учащихся 1-х классов товарищеское отношение к одноклассникам.

Метапредметный компонент:

  • Познавательные УУД:

У учащихся 4-х классов: поиск источников информации, поиск требуемой информации  в  источнике, отбор информации в соответствии с поставленной задачей, обработка (адаптация)  составленного текста;  постановка вопросов к тексту; создание компьютерной презентации.

У учащихся 1-х классов:  направленное восприятие информации из непривычного источника, использование полученной информации для практической цели (победа в игре);    

  • Регулятивные УУД:

У учащихся 4-х классов: постановка задач, планирование работы по проекту, оценка продукта  с точки зрения соответствия цели проекта;

У учащихся 1-х классов: самоконтроль и самооценка работы в команде;

  • Коммуникативные УУД:

У учащихся 4-х классов:  совместное планирование работы по проекту; распределение обязанностей; управление деятельностью младших товарищей; управление деятельностью сверстников в группе; координация  деятельности при подготовке к коллективному выступлению; построение монологического высказывания.

У учащихся 1-х классов:  подчинение своих намерений интересам группы с целью выполнения общей задачи (победа в игре); построение монологического высказывания на основе полученной информации; построение диалога в группе.

Предметный компонент: углубление и обобщение знаний учеников о городах Российской         Федерации  в рамках предмета «Окружающий мир».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Продукт проекта:  интерактивная интеллектуальная игра «Путешествие по карте России», осуществленная силами учащихся 4-х классов как организаторов.

Образовательный результат: осуществление образовательных задач, предусмотренных задачами проекта.

Возникновение у учащихся интереса к  географии;  интенсивное общение учащихся 1-х и 4-х классов;  приобретение участниками проекта опыта организаторской деятельности;  приобретение опыта деятельности в команде; опыта публичного выступления;  умения искать и адаптировать необходимую информацию.

НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

        К моменту старта проекта учащиеся 4-х классов должны:

  • иметь опыт  группового выполнения учебных заданий;
  • уметь  выполнять  групповое устное  выступление на заданную тему;
  •  уметь ставить вопросы к тексту.

Ход работы по проекту

ЭТАП

ЗАДАЧИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГОВ

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД

1.Старт  проекта

Уточнение исходного положения

Принятие и уточнение цели проекта

Деление на рабочие группы

Учащиеся 4-го класса:

Принимают цель проекта; уточняют её. Делятся на рабочие группы в соответствии с принятой целью

Учащиеся 1-го класса:

Принимают цель проекта; делятся на группы

Выдвигает цель проекта, мотивирует учащихся; оказывает необходимую помощь при делении на группы

наблюдает

Личностные:

Смыслообразование,

Нравственно-этическая ориентация.

На этом этапе педагог предлагает тему игры: «Путешествие по карте России». Учащиеся определяют количество городов, которые будут представлены во время игры и выбирают города (в нашем опыте их было пять – Псков, Нижний Новгород, Новороссийск, Екатеринбург и Владивосток).  Затем ученики делятся на рабочие группы, которых на одну больше, чем выбранных городов – в дополнительную группу входят те учащиеся, которые будут руководителями команд первоклассников и наблюдателями.

Первоклассники получают предложение участвовать в игре, принимают его, делятся на команды с помощью учителя.

2. Планирова

ние

Анализ проблемы.

Постановка

задач.

Распределение работы в группе.

Выбор критериев для оценки результатов.

Учащиеся 4-го класса:

Формулируют задачи проекта

(подготовить рассказ о городе; поставить к рассказу вопросы; создать презентацию)

Определяют источники информации

Распределяют работу в группе

Договариваются о  сроках выполнения работы

Договариваются о критериях

Учащиеся 1-го класса:

Принимают предложение о встрече и знакомстве с  помощниками команд – четвероклассниками; узнают дату проведения этой встречи и самой игры

При необходимости организует предварительное фронтальное обсуждение задач проекта;

Оказывает консультативную помощь; наблюдает.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной задачи; 

планирование

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Умение коллективно планировать деятельность

В нашем опыте второй этап происходил непосредственно вслед за первым.  Первоначальная постановка задач происходила при фронтальной работе: найти информацию о городах;  отобрать информацию, которая будет понятна и интересна для первоклассников;  подготовить коллективное устное сообщение; подготовить наглядные иллюстрации; подготовить вопросы, на которые будут отвечать  первоклассники.

Отдельный ряд задач стоял перед группой руководителей команд первоклассников: подготовить маршрутные листы; придумать варианты названия, которые можно будет предложить своей команде;  придумать вопросы, которые можно задать первоклассникам во время знакомства;  сделать заготовки эмблем для своей команды;  сделать знак «Мы готовы» для каждой команды.

После фронтального обсуждения каждая группа уточнила задачи и распределила обязанности. В нашем опыте сбором информации занимались все  участники проекта, в группах обсуждалось, кто где будет искать информацию: кто – в школьной библиотеке, кто – в книгах из домашней библиотеки, кто- в Интернете.  В каждой группе появились ответственные за создание презентации, за постановку вопросов,  за текст для устного сообщения.  

3.Выполнение проекта: подготовка к игре.

Поиск, отбор, обработка информации. Выполнение презентаций.

Формулировка вопросов, отбор вариантов.

Репетиции.

Учащиеся 4-го класса:

Собирают и обрабатывают информацию; готовят устное сообщение; готовят презентации; оценивают готовые сообщения с точки зрения доступности и новизны информации; формулируют вопросы, отбирают наиболее интересные; проводят встречу-знакомство;

Учащиеся 1-го класса:

Участвуют во встрече-знакомстве; выбирают название команды;  готовят эмблемы команды; оформляют маршрутный лист;

Репетируют представление команды

Деятельность педагога:

Участвует в оценке готовых сообщений с точки зрения объема, доступности информации, речевой грамотности; участвует в оценке вариантов выбранных вопросов.

Познавательные:

Поиск источников информации, отбор информации, обработка информации; создание компьютерной презентации.

Коммуникативные:

Построение монологического и диалогического высказывания, управление деятельностью сверстников, разрешение кофликтов

Регулятивные:

Оценка результата деятельности

На этапе подготовки каждая рабочая группа собрала информацию о своем городе, составила и отрепетировала сообщение, сформулировала вопросы, выполнила компьютерные презентации; отрепетировала своё выступление на игре.

Наибольшую сложность у учащихся вызвала адаптация информации, как непривычный вид деятельности. Некоторые сообщения оказались перегружены числовыми данными и научными терминами, потребовалась помощь педагогов.

Вопросы по каждому сообщению формулировались с запасом (требовалось два вопроса, участники рабочей группы формулировали 6-7), затем отбирались наиболее интересные. Числовые данные в вопросы не включались.

Прошла встреча групп четвероклассников и команд первоклассников. В группах состоялось знакомство, были выбраны названия команд, оформлены эмблемы,  раскрашены маршрутные листы; были отрепетированы приветствия команд. Общая продолжительность встречи-знакомства составила 30  минут.

4.Выполнение проекта: проведение игры

Коллектив

ное устное сообщение, постановка вопросов; ответы на вопросы, участие в игре.

Учащиеся 4-го класса:

Выступают с устными сообщениями, показывают презентацию, ставят вопросы; оценивают правильность и полноту ответов.

Руководители команд оказывают помощь первоклассникам в распределении работы;

Наблюдатели ведут учет полученных баллов; отслеживают готовность команд  (по сигнальным знакам);

Учащиеся 1-го класса:

Слушают сообщения и смотрят презентации; обсуждают вопросы в команде;  дают ответы; ведут учет полученных баллов в маршрутном листе.

Наблюдает за ходом игры; корректирует деятельность

ведущих;

Познавательные:

 отбор информации, обработка информации.

Коммуникативные:

Построение монологического и диалогического высказывания, управление деятельностью сверстников, разрешение конфликтов

Игра проводилась как заочное путешествие в пять этапов. Каждая команда первоклассников выступала в роли пассажиров самолета. Был имитирован взлет при помощи видеофрагмента и звукозаписи;  маршрут был отмечен на карте всплывающими подсказками на интерактивной доске.  После объявления о прибытии в город четвероклассники  выступали с рассказом об этом городе, показывали презентацию, а затем задавали игрокам вопрос. Команды первоклассников обсуждали варианты ответов, затем одна из команд получала от ведущего право на первый ответ. Четвероклассники оценивали ответ. Если он был полный и правильный, команда получала два балла и два жетона в виде самолетов. Жетоны наклеивались на маршрутный лист команды возле того города, в котором  были получены. Если ответ был неверный, право на ответ переходило к той команде, которая быстрее других показала знак готовности. Если ответ был неполный, отвечавшая команда получала один балл, а другие команды получали право дополнить ответ и получить дополнительные баллы. Потом звучал второй вопрос, предназначенный всем командам; на него отвечала та команда, которая быстрее подавала сигнал готовности.

Четвероклассники-руководители групп на вопросы не отвечали. Они подбадривали первоклассников, помогали договориться о том, кто будет отвечать, кто поднимет знак готовности, кто наклеит выигранные жетоны на маршрутный лист  и т.п.

После того, как  первоклассники побывали на всех планетах, были подведены итоги игры при помощи количества жетонов на маршрутных листах. Наблюдатели сверили результат своих подсчетов с жетонами на маршрутных листах и определили команду-победителя.

5.Оценка результатов проекта

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов и причин этого.

Анализ достижения поставленной цели

 высказывают впечатление от игры; оценивают качество подготовки групп; выполнение задач проекта; трудности и причины их возникновения;

Организует групповое и фронтальное обсуждение результатов работы по проекту.

Регулятивные:

Оценка результатов общей деятельности

В нашем опыте подведение итогов в первом и четвертом классе проводилось раздельно. Четвероклассники во время хода игры оценивали качество выступления своих товарищей по картам экспертной критериальной оценки. В карту вошли пять критериев: полнота, правильность, доступность, привлекательность и интересные вопросы. После окончания игры четвероклассники в баллах оценили работу каждой группы; назвали наиболее активных участников проекта; по представлению рабочих групп они  получили грамоты.

Первоклассники после игры продиктовали руководителям команд  то, что запомнили во время игры, а четвероклассники записали впечатления младших детей в маршрутные листы. Эти записи стали предметом обсуждения и в первом, и в четвертом классе;  это помогло четвероклассникам увидеть свою работу с точки зрения слушателей и оценить её по-новому; а первоклассникам – закрепить впечатление и интерес к содержанию игры.

Полуэктова С. П.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 207

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых и игровых образовательных технологий на примере обучающей игры "Словознайка"

Данная разработка показывает возможность использования игровых образовательных технологий для активизации  мыслительных  процессов у учащихся....

Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии

Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.Актуализировать знания об однокоренных...

Интерактивная игра для младших школьников "Осенний марафон"

Игра "Осенний марафон" предназначена для внеклассных мероприятий по окружающему миру для учащихся 1-3  классов. Все ...

Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения

Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собст...

Возможности комплексного электронного образовательного продукта "Мобильная Электронная Школа" для учебно-методического обеспечения образовательных программ.

   Возможности комплексного электронного образовательного продукта "Мобильная Электронная Школа" для учебно-методического обеспечения образовательных программ. Работа выполн...

Использование игровых образовательных технологий и методов, их значение в процессе обучения младших школьников

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, воспитания и как следствие социализация детей...