Дидактическое пособие по орфографии для учащихся 2-4 классов на основе краеведения
методическая разработка (2 класс) на тему

Чуракова Екатерина Викторовна

   Актуальность. Язык - одно из чудес, созданных человеком. Это его душа, его история, его прошлое, настоящее и будущее, это живое и бесконечное общение поколений, тесная связь между предками и потомками.

         К. Д. Ушинский утверждал: «Учение детей отечественному языку имеет три цели:

- развивать в детях ту врождённую способность, которая называется даром слова;

- усвоить детям логику родного языка, т.е. грамматические законы его в их логической системе;

- ввести детей в сознательное обладание сокровищами этого языка» А введение в обладание этими сокровищами - есть не что иное, как формирование интереса у детей к урокам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования «Методическая разработка»

Дидактическое пособие по орфографии для учащихся 2-4 классов на основе краеведческого материала (проект)

Автор: Чуракова Екатерина Викторовна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 29

Миасского городского округа

Миасский городской округ

 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Использование метода  проектов как психолого-педагогической

основы при создании дидактического пособия………………………………..5

Глава 2. Специфика дидактического пособия…………………………………………………………………………...7

2.1. Результативность использования дидактического пособия

по орфографии для учащихся 2 класса на основе  

краеведческого материала………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………….13

Введение.

   Актуальность. Язык - одно из чудес, созданных человеком. Это его душа, его история, его прошлое, настоящее и будущее, это живое и бесконечное общение поколений, тесная связь между предками и потомками.

           К. Д. Ушинский утверждал: «Учение детей отечественному языку имеет три цели:

- развивать в детях ту врождённую способность, которая называется даром слова;

- усвоить детям логику родного языка, т.е. грамматические законы его в их логической системе;

- ввести детей в сознательное обладание сокровищами этого языка» А введение в обладание этими сокровищами - есть не что иное, как формирование интереса у детей к урокам русского языка.

           Последнее является одной из важных составных частей обучения. Интерес, т.е. "отношение личности к предмету, как к чему-то для неё ценному, привлекательному", влияет на то, в какой степени целеустремлённо, целенаправленно, увлечённо приобретают школьники знания.

Современная школа, ориентированная на гуманизацию процесса образования и развитие личности ребёнка, также предполагает сочетание учебной деятельности с творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Активное введение в традиционный учебный процесс разных развивающих занятий, направленных на развитие памяти, мышления, воображения и других психических функций ребёнка, является одной из важнейших задач современного учителя.

        Для развития познавательных интересов учеников немаловажную роль играет использование на уроках русского языка материала по краеведению, что не только позволяет  выработать орфографическую зоркость и грамотность при письме, но и расширить кругозор детей, их знания о природе родного края, развить их мышление и желание узнать новое о своей малой родине.

Региональный компонент в начальной школе вводится с целью формирования у младших школьников целостного представления о родном крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций региона за счёт становления ключевых компетенций (познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной, социальной). Это способствует формированию креативности мышления учащихся, развитию гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям.

           Когда учащиеся привыкают к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственный путь решения на основе некоего алгоритма, то дети не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

           Необходимо воспитывать интерес к предмету, потому что преемственность и перспективность - вот те черты, которые во многом определяют эффективность учебного процесса. Это две стороны одного и того же явления: при взгляде "сверху вниз" мы говорим о преемственности, при взгляде "снизу вверх" - о перспективности в работе над русским языком. От степени заинтересованности зависит характер внимания учащихся на уроке, их активность, критичность ума, творческий подъём, т.е. интерес зажигает огонь познания.

         Дидактическое пособие на основе краеведческого материала  должно помочь решить актуальные вопросы образования:

-обеспечить повышенный интерес к изучению предмета;

-обеспечить развитие логического мышления;

-обеспечить выработку орфографической зоркости;

-лучше узнать свой регион.

Из всего вышеизложенного следует цель работы.

Цель работы: создать и апробировать дидактическое пособие по орфографии для учащихся 2-4 классов на основе краеведческого материала.

Глава 1. Использование метода  проектов как психолого-педагогической основы при создании дидактического пособия.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Решение проблемы приобретает контуры проектной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты и педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.

 В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным», что вселяет вполне обоснованные опасения, потому что, где начинается диктат моды, там часто отключается разум. Теперь часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения, хотя на поверку выходит, что речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе, о каком-то внеклассном мероприятии. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Глава 2. Специфика дидактического пособия

Основной задачей пособия является методическое обеспечение учебного процесса, направленного на:

  • формирование культуры устной и письменной речи;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • усвоение языка и предметного плана, выраженного языковыми формами, введение ребенка в региональную культуру посредством усвоения форм словесного искусства.

Одной из задач при разработке пособия стал отбор содержания учебного материала, необходимого для усвоения его ребенком.

Л.С. Выготский справедливо утверждал, что ребенок развивается «в самом процессе обучения», поэтому чрезвычайно важно, какой учебный материал предлагается ему по программе данного периода обучения и какой "для зоны ближайшего развития", какой материал может быть использован для самостоятельного изучения, а какой для усвоения под руководством учителя. Большое значение он придавал также дифференциации материала с учетом индивидуальных особенностей.

При отборе содержания пособия предпочтение отдавалось языковым формам, которые выражают наиболее существенные понятия и представления в мыслительной деятельности носителей языка, открывают особенности психологии и быта уральского народа, окружающей действительности.

Такие языковые формы в процессе обучения вводятся в устную и письменную речь детей и служат основой для развития их речи. Эти формы, включенные в речевую практику детей, позволяют им более свободно выражать свои мысли, чувства и настроения, с одной стороны, и усваивать предметный план, выражаемый этими формами, с другой стороны. Такими языковыми формами являются отдельные слова, словосочетания, образные выражения, пословицы и поговорки, загадки, народные песни, стихи, художественная  и научная проза.

Ребенок постепенно знакомится с лучшими образцами словесного искусства, что оказывает на него интеллектуальное и нравственное воздействие. Усвоение содержания национальной культуры через формы словесного искусства обеспечивает необходимое развитие детей, связанное с осмыслением, пониманием и применением в собственной практике того, что отработано народом о понятии, суждении, умозаключении.

Таким образом, речевое развитие детей происходит во взаимодействии с развитием их интеллектуальных способностей.

Это дидактическое пособие реализует идеи гуманизации современной школы, условиями которой могут быть:

  • отбор развивающего (развитие абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного и аналитического мышления и др.), воспитующего (воспитание установки на ценность духовного начала, интеллекта, включение в формирующийся образ-Я ребенка представлений о себе как умном, честном и добром человеке, воспитание чувства соборности) и образовательного содержания;
  • использование методов, приемов, форм и средств дифференциации и индивидуализации образования, создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка;
  • учет возрастных психологических особенностей детей;
  • разработка личностно-ориентированной модели общения на уроках и занятиях.

Структура дидактического пособия -  учебный материал в форме уроков на основе краеведческого материала. Развертывание содержания внутри каждого урока позволяет построить урок как минипьесу, в которой есть завязка, основное действие, проблема или вопрос и т.д. У каждого урока, как у текста есть или, может быть своя тема, свое название.

Таким образом, задачи применения о пособия сводятся не только к вопросам школьной грамматики и орфографии, а преследуют цели более широкого характера, включающие задачи функциональной грамотности, интеллектуального развития, духовного и нравственного совершенствования, формирования личности. В ходе каждого урока осуществляются или должны осуществляться при участии учителя все направления работы  по русскому языку, что обеспечивает оптимальные условия для развития «дара слова» младших школьников.

Дидактическое пособие по орфографии создано на основе краеведческого материала для учащихся 2-4 классов начальной школы.

Оно включает систему заданий и упражнений, объединённых в уроки, направленных на отрабатывание теоретических знаний, познание своего края и повышение орфографической зоркости. Для примера представлены дидактические пособия для 2 и 4 классов, так как работа велась, применялась и апробировалась, именно в этих классах.

2.1. Результативность использования дидактического пособия по орфографии для учащихся 2 класса на основе  краеведческого материала.

В ходе проверки результативности пособия было проведено несколько уроков русского языка во 2 «б» классе школы №29 по теме «Предложение и текст».

С учащимися был проведён нулевой срез, состоящий из двух заданий. В срезе участвовало 19 человек.

Нулевой срез.

Задание 1.

Цель: выявить уровень сформированности интереса к  предмету «Русский язык», письменно отвечая на следующие вопросы:

  1. Какой в школе любимый предмет?
  2. Вам нравится урок русского языка? Почему?
  3. Что больше всего нравится делать на уроке русского языка?
  4. Что кажется самым трудным на уроке русского языка?
  5. Чем бы вы хотели заниматься на уроке русского языка?
  6. Вам нравиться ваш учебник русского языка?
  7. Составьте расписание уроков на неделю.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Результаты.

Проявляют интерес к предмету:  

  • высокий – 5 человек;
  • средний – 6 человек;
  • низкий – 8 человек.

Задание 2.

Цель: выявить степень знания краеведческого материала с помощью следующих вопросов:

  1. Какой город является столицей нашей области?
  2. Перечисли другие города нашей области, которые знаешь.
  3. Рогатое животное, которое является символом города Миасса.
  4. Эта большая пятнистая кошка водится в глухих лесах нашего края.
  5. Заповедник этот – музей Южного Урала, единственный по разнообразию минералов.
  6. Перечисли известные тебе озёра и реки Челябинской области.

Результаты.

Безошибочно выполнили – 8 человек;

Допустили  ошибки – 11 человек.

После апробации дидактического пособия с учащимися был проведён

контрольный срез, также состоящий из двух заданий. В срезе участвовало 19 человек.

Сравним, результаты нулевого среза с теми, что были получены нами после апробации  дидактического пособия, на диаграммах по двум параметрам:

  • Интерес к предмету «Русский язык»

  • Знание краеведческого материала

По результатам контрольного среза видно, что повысился интерес к урокам русского языка, а также повысился уровень знаний учащихся краеведческого материала.

Заключение

В заключение можно сделать вывод о том, что, используя метод проектов, в основу которого положена  идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проверка результативности использования данного пособия показала, что применение его на уроках русского языка привело в значительной степени к достижению поставленных выше  целей.

По показателям диаграмм видно, что у учащихся второго класса увеличился интерес к урокам русского языка, повысилась орфографическая зоркость, сформировалось целостное  представления о родном крае и особенностях его развития.

Таким образом, дидактическое пособие способствует глубокому усвоению современного состояния природы, социума и экологии  родного края, развития социально-экономических, культурных достижений и традиций региона за счёт становления ключевых компетенций, что в свою очередь ведёт к развитию гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям.

Теперь следует сказать, что пособие можно использовать как  основной или дополнительный учебно-практический материал к учебнику «Русский язык» любой модели обучения для 2-4 класса.

Список литературы

  1. Буторина Л. А. Ильмены - памятник природы. Миасс: Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина, 1991.

  1. Герасимов В. П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. – 2-е изд., и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с., ил.

  1. Евстифеева Н. А. Кое-что о птицах Южного Урала. Информационное пособие для учителей начальных классов. – Челябинск: Взгляд, 2002. – 84 с.: ил.
  2. Ильменская кладовуха. Стихи, сказы, легенды / Сост.Л. А. Буторина -  Миасс: Ильменский государственный заповедник им. В. И. Ленина. МП Берилл, 1991 – 88 с.

  1. Ильменский заповедник. Составители: Буторина Л.А., Поляков В. О. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991.

  1. Кирин Ф. Я. Природа Челябинской области. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1964.

  1. Красин В. К. Времена года (записки натуралиста). -  Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1970.

  1. Леонович Е. Н., Нефедова Е. А., Узорова О. В. Уроки русского языка. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы.- М.: Аквариум, 1997, 160с., ил.

  1. Мережинская Е. К., Гуревич А. Ю., Зарицкий С. А. Занимательная грамматика.- Киев: Радянська школа,1964.-155с.  

  1. Наш край. Учебное пособие / Сост. Л А. Тырычева – Миасс: Геотур, 1996. – 138 с.

  1. Памятники природы Челябинской области. Сборник / Составители: Моисеева А. П., Николаева М. Е. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издат., 1987

  1. Соколовская С. М., Пикулева Н. В. Весёлая орфография: учебное пособие по русскому языку. 1 – 4 класс. – Челябинск: Взгляд, 2002. – 96 с.: ил.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания»

Уважаемые коллеги, учащиеся и родители! Вашему вниманию предлагается дидактический материал, который может быть использован вами при подготовке к математической олимпиаде. Задачи  и ответы оформл...

Дидактический материал по ОПК для учащихся 1-4 классов

Духовно-нравственное воспитание ,как условие развития творческих способностей младших школьников.          «Бог не только разрешает ,но и требуе...

Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...

Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»

Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:возрастающая динамика изменений сист...

Учебное пособие по математике для учащихся 2 - 4 классов КРО по теме: "Алгоритмы"

Пособие может быть использовано учителем как тетрадь на печатной основе для фронтальной работы со всем классом, для индивидуальной работы учащихся дома, может быть использовано как при введении новых ...

Дидактический материал по математике для учащихся 3-4 класса.

Дидактический можно использовать для самостоятельной, индивидульной, групповой работы с учащимися....

Учебно-методическое пособие «Интеллектуальная игра для учащихся 2 - 4 классов «Открываем тайны родной природы», на основе заданий Всероссийских конкурсов – олимпиад «Познание и творчество»

Учебно-методическое пособие «Интеллектуальная игра для учащихся 2 - 4 классов на основе заданий Всероссийских конкурсов – олимпиад «Познание и творчество» Цель ...