ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Чебанюк Татьяна Валерьевна

В своей профессиональной деятельности я определила  цель -  создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учится. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь цели в моей педагогической деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_forma_raboty_kak_sposob_organizatsii_obucheniya.docx454.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Ориентируясь на сегодняшнее, информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни.  И поэтому сегодняшний выпускник начального общего образования должен овладеть умением учиться.

Поэтому в своей профессиональной деятельности я определила следующую цель:

- создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учиться .

Так сложилось, что в последние годы я работаю с классами, где обучается 34-36 ребят. В моей практике, я сталкиваюсь с неоднородностью состава обучающихся   по учебным возможностям, по индивидуальным психофизическим особенностям,  по интересам,  по уровню воспитанности. Дети разные, в узких рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал. Что можно сделать сегодня в обычной школе, чтобы помочь каждому ребенку добиться успехов?
В этом мне помогает технология личностно-ориентированного обучения.

Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: И. С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава, К.Роджерс, В.В.Сериков.

Данная технология включает использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь цели в моей педагогической деятельности.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств.

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Для начального уровня образования – это 4-5 человек. Как объединять детей в группы

Из-за большого количества обучающихся, группа на моих уроках формируется из ребят, сидящих за двумя соседними партами. Таким образом группы образуются быстро и без споров. Рассаживаю детей так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Недопустима группа из одних только слабых учеников. Роли в группах распределяю сама. Если работа не сложная – ребята. Возможны следующие ролевые функции: писарь – записывает решение; спикер – защита решения, ответ от имени группы; организатор –следит за временем. Позднее: планировщик – исследует условия задачи и планирует работу; исполнитель – осуществляет попытки решения; критик-контролер – проверяет соответствие и оценивает.

Очень важно перед началом групповой работы вспомнить правила работы в группе, чтобы работа была дружной, сплоченной, не сильно шумной. Важна четкость и внятность поставленной задачи.

 Для сигнала начала работы, окончания или для того, чтобы успокоить эмоции ребят (это естественно в споре рождается – истина), мне помогает колокольчик. Групповая работа на моих уроках занимает не более 10 минут, и может быть использована на разных этапах урока и во внеурочной деятельности при: изучении нового материала, закреплении полученных знаний, повторении изученного, проведении контроля знаний, организации творческих работ, организации проектной деятельности.

 

Чем занимается учитель во время проведения групповой работы? Я веду себя по-разному. Могу контролировать, организовывать, оценивать работу ребят, участвовать в работе группы, предлагать участникам разные варианты решений, выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

     Итак, групповая работа способствует сплочению коллектива. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Анализируя работу ребят, можно сказать, что данная работа увлекает их, работают они с огромным интересом, способствует стимулированию деятельности школьников, помогает формировать личность, желающей и умеющей учиться.

D:\117___03\IMG_0593.JPG

           Урок «Периметр прямоугольника», 2 класс

           Урок русского языка «Перенос слов», 1 класс