Формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств у младших школьников
статья на тему

Багаева Валентина

 Выступление по теме "Формирование семейной, гражданской  принадлежности, патриотических чувств у младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование семейной, гражданской  принадлежности, патриотических чувств у младших школьников»

     Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином и патриотом своей страны. Воспитание гражданина России является приоритетной задачей современной государственной политики в области образования. Согласно стратегической политике российского государства, воспитание гражданина России начинается с детского сада и продолжается в школе. В настоящее время школа является наиболее устойчивым институтом социализации личности, в котором учащиеся приобретают необходимую для полноценной гражданской жизни систему знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, образцов поведения.

     Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».

     Исходя из этого, я определила следующие задачи: прививать подрастающему поколению уважение к людям, живущим рядом, интерес к истории и традициям своего народа, любовь к родному краю, к родной стране.

     Формирование семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств основывается на следующих принципах:

* Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании.

* Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

* Принцип целостности– предполагает формирование у учащихся не отдельных ценностных норм, а системы ценностей на основе принципа сохранения целостности системы, предполагающего не разрушение, а совершенствовать и создание на основе выявления и устраняя причины затруднений.

* Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).

* Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

* Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в, то, же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.

* Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.

Учитывая психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста и опыт детей приобретённый ими в детском дошкольном учреждении, использую следующие формы работы:

• Мероприятия и классные часы посвящённые важным историческим  датам классные часы  к юбилейным датам битв под Сталинградом, на Курской дуге, ко Дню Победы.

• Коллективные творческие дела:

Поздравление на День Матери;

    Рождественские посиделки;

    С мечтою о космосе;

    Фольклор в годы Великой Отечественной войны.

       Одно  из них было посвящено подготовке к юбилею школы. Прежде чем стать гражданином и патриотом своей страны, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю.

Наша школа старейшая в городе. В 2012 – 2013 учебном году она отмечала 65-летний юбилей. В рамках подготовки к этому событию ребята моего класса участвовали в нескольких акциях: выпуск стенгазет, участие в поздравительном концерте для ветеранов, поиск информации о родственниках – выпускниках.  В нашем классе их оказалось 10 человек. Лучшие материалы были помещены в выставочной экспозиции, действующей в школе на постоянной основе. Экскурсия на выставку помогла ребятам узнать славную историю родной школы, страны через судьбу конкретных людей.

• Смотры-конкурсы, выставки (смотр военной песни, выставки рисунков «Как прекрасен этот мир», ко Дню матери, ко дню Победы, оформление школьного Литературного календаря;

• Экскурсии, поездки.

С увлечением мои ученики включаются в работу по изучению родного города. Особую роль сыграли экскурсии, посещение театров, выставок. Поисковые задания: «Как возникло название города?»  «Имена в названиях улиц», викторины, встречи со знаменитыми людьми способствуют пониманию детьми значимости нашего города в истории страны.

• Тренинг «Я – имею право…», «я – будущий пятиклассник»;

Использование игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения младшими школьниками нравственных и патриотических норм в естественных условиях. Дети младшего школьного возраста приобретают социальный опыт, усваивают нравственные ценности, социальные правила в обстановке, наиболее комфортной для детей данной возрастной группы.

          Наиболее значимой формой работы в реализации ФГОС является проектная деятельность учащихся. Особо удачно получились проекты на темы: 1 класс «Происхождение моего имени», 2 класс «Традиции моей семьи», 3 класс «Герои родного края», 4 класс «Национальное блюдо на нашем столе».

Сегодня внеурочная и урочная деятельность должны быть взаимосвязаны в решении задач духовно нравственного воспитания.  Особое значение  придаю использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе преподавания т.к. знание истории, культуры, природных условий, обычаев дают возможность сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

        Младшие школьники любят слушать разные истории, рассказы, сказки. Использую эту естественную потребность на уроках, решая при этом учебные задачи, формирую социокультурную компетенцию.

На уроках литературного чтения, изучая сказки народов России, дети видят в них схожее содержание, выраженное в сюжете, героях и их поступках, но форма повествования может быть разной. Отличие часто вязано с особенностями другой культуры, природы и обычаев. Сказки помогают ученикам лучше понимать друг друга.

       Пословица также тесно связана с духовно-нравственным развитием и историческим опытом народов мира. Она связана с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Работу над ними включаю в уроки литературно

  Пример: Злой язык разрушает горы.

                  Свой хлеб лучше чужого плова.

                  Народ тело, царь голова.

      Определи смысл пословиц, спиши их в тетрадь, подчеркни слова, которые определяют принадлежность  к культуре народа. Подбери схожую по смыслу русскую пословицу.

       На уроках математики включаю решение  текстовых задач с использованием краеведческого материала.

Пример:

Глубина озера Увельды 71 метр, а глубина озера Чебаркуль на 50метров меньше. Какую глубину имеет озеро Чебаркуль?

Озеро Касарги занимает площадь 20 км2, а озеро Иртяш – 60 км2. Какое озеро занимает большую площадь и на сколько?

В уроки окружающего мира  включаю краеведческие сведения на каждом уроке.

       Младшие школьники живо реагируют на использование этнических названий в качестве речевого материала, который даёт возможность формировать представление о народах, живущих в России. Считаю это важным, т.к. в моем классе есть дети выходцев из бывших советских республик.

Первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи: семейных реликвий и традиций, профессий членов семьи, вклад в дело Победы.

     Основные методы воспитания ценностного отношения к семье и семейным традициям,  которые мной используются это:  беседа с элементами дискуссии, воспитывающие ситуации, частично-поисковый метод, презентации.

     Считаю целесообразно начинать работу в этом направлении с проведения родительского собрания по проблеме формирования интереса к семейным ценностям. Как показала практика, не многие семьи задумываются о своих с традициях.

     Родители являются непременными участниками работы по гражданскому воспитанию детей. Они помогают в сборе материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традициях.

     Совместные праздники, конкурсы, соревнования дали возможность раскрыться детям, они стали более уважительно относиться к родителям, к старшему поколению. В выступлениях детей  на данных мероприятиях прослеживается гордость за свою семью.

Большие возможности для формирования гражданственности у младших школьников представляет взаимодействие  с учреждениями дополнительного образования. На протяжении многих лет наша школа тесно сотрудничает с ДЭБЦ, ДТДиМ, ЦГДБ. Мои ребята посещали там кружковые занятия и принимали участие в мероприятиях, организованных этими учреждениями.

      В работе по данному направлению есть проблема.    В настоящее время диагностические материалы разработаны недостаточно.

     Надеюсь, что мой опыт по формированию гражданственности и социокультурной компетенции у младших школьников в условиях перехода на  государственные образовательные стандарты второго поколения, позволит привлечь внимание всех педагогов школы к решению этой важной проблемы.

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Так как для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и нашу большую Родину».

                                                                                                     Д.С. Лихачёв 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...

Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование патриотических чувств у младших школьниковна уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях....

Организация и осуществление процесса воспитания патриотических чувств у младшего школьника во внеурочной деятельности

Большой потенциал в патриотическом воспитании младших школьников заключён во внеурочной деятельности. Разнообразные направления внеурочной деятельности нацелены на патриотическое воспитание: духовно-н...