МОНИТОРИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья (1 класс) на тему

Гофман Надежда Петровна

В статье раскрываются задачи, методы и инструментарий сбора  информации, обработка результатов мониторинга познавательных УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitorig_poznavatelnyh_uud.docx55.84 КБ

Предварительный просмотр:

Гофман Надежда Петровна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 14

г. Мончегорск

МОНИТОРИНГ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

           Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

           С учетом  общешкольной Программы формирования УУД  была разработана программа на класс.  Для обеспечения эффективного информационного отражения состояния сформированности УУД в классе,  проводится мониторинг.

            Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические действия,  и  постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• знаково-символические моделирование  преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

• умение структурировать знания;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

• подведение под понятия, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей;

• построение логической цепи рассуждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

                   Подробнее остановимся на мониторинговом сопровождении формирования познавательных УУД в 1 классе.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС НОО

Задачи мониторинга: 

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности познавательных УУД;

2 Апробация технологических карт, листов наблюдений  и методик оценки уровня сформированности познавательных  УУД;

3. Анализ полученных результатов и коррекция индивидуальной работы с обучающимися.

Методы сбора информации:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Инструментарий  сбора информации:

  1. Методики, опросники, анкеты, диагностические задания,
  2.  Выполнение комплексных работ с целью  оценки достижения планируемых результатов младших школьников.  
  3. Комплексные итоговые работы
  4. Проверочные работы.
  5. Тематические контрольные работы
  6. Тесты.

Показатели мониторинга УУД - это конкретные умения, которые можно измерить с помощью объективной диагностической процедуры.  

Для оценки   результатов  используются источники информации:

  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные;
  • результаты тестирования.

Методы оценивания:

  • наблюдение;
  • оценивание процесса выполнения работы;
  • выбор ответа;
  • краткий ответ;
  • открытый ответ;
  • портфолио;
  • самоанализ.

Для целенаправленной работы был составлен план мониторинговых процедур: стартовая диагностика, стартовый контроль, промежуточный результат  и итоговый контроль.

Этапы мониторинговых процедур

Этапы

Цель проведения

Сроки

Инструментарий

Ответственные

Стартовая диагностика  

Диагностика сформированности познавательного компонента УУД:    диагностика развития способности анализировать.

Сентябрь

«Методы развития интеллектуальных способностей у детей» Зак Анатолий Залманович  

Тренировочные задачи

 учитель  

 

Стартовый контроль  

Выявление уровня  развития  операции логического мышления – выделение существенных признаков.

 

Сентябрь

Методика «Выделение существенных признаков»

  учитель  

Промежуточный контроль  

Отслеживание сформированности познавательных  УУД, выявление проблем и трудностей обучения, корректировка.

По итогам полугодия

  Листы наблюдений, диагностические работы, тесты, комплексные работы

  учитель  

Итоговый контроль  

Эффективность организуемого процесса в данном классе по данной программе, корректировка.

По итогам года

 Комплексная работа

  учитель  

  Мониторинг   проводится   по единой стандартной процедуре.
С этой целью составлены технологические карты, в которой  фиксируются УУД, критерии оценивания по уровням, прописываются  рекомендации и методы исследования.  

Критерии  оценивания образовательных результатов заложены в технологической карте

Технологическая карта формирования    познавательных   УУД в 1 классе

Общеучебные универсальные действия

УУД

Низкий

О баллов

Базовый

1 балл

Повышенный

2 балла

метод

Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное

Большинство умений

не сформированы

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

 

 

Действует по образцу.

Способен выполнять при направляющей помощи педагога.

Рекомендации:

Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя

Выполняет самостоятельно.

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности

Наблюдение, беседы

Универсальные логические действия

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков  Умение называть последовательность простых знакомых действий.

Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена.

Рекомендации:

Консультации специалистов

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

 

Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам.

Рекомендации:

Коррекционная работа по выявленным нарушениям

Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков.

Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов

Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности.

Рекомендации:

Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах.

«Найди отличия» (сравнение картинок)

Методика «Выделение существенных признаков»

Тренировочные задачи

Постановка и решение проблемы

Формулировка проблемы под руководством учителя и определение способов ее решения.  Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Не пытается включиться в работу по формулированию проблемы и способов ее решения

Рекомендации:

Консультации специалистов

Индивидуальный подход в обучении

 

 

 Формулирует проблему, но делает ошибки. Задает много вопросов. Способы решения проблемы находит только с помощью учителя. Выводы делает неполные.

Рекомендации:

Побуждение к действию, задания проблемно-поискового характера

Самостоятельно формулирует проблему, объясняет способы решения и делает вывод

Рекомендации:

Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность.

 

Задания проблемно-поискового характера

Сравнительная  таблица сформированности  познавательных УУД позволяет учителю определить  динамику  их развития.

Сравнительная таблица сформированности  познавательных УУД на начало и конец учебного года (1 класс)

Универсальное учебное действие

На начало учебного года

На конец  учебного года

Общеучебные универсальные действия

Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты.

Пытается проявлять самостоятельность в игровой деятельности.

Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения

Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты

Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления. Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к нему. Умеет работать по предложенному учителем плану. Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя

Находит информацию в словаре

Умеет с помощью учителя давать оценку одного вида деятельности на уроке

Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя

Универсальные логические действия

Умеет следовать образцу, правилу, инструкции

Умеет увидеть целое раньше его составляющих

Задает вопросы: как, почему, зачем? Интересуется причинно-следственными связями

Группирует предметы и их образы по заданным учителем признакам

Группирует предметы и их образы по заданным признакам

Устанавливает последовательность основных событий в тексте

Классифицирует объекты под руководством учителя

Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста

Постановка и решение проблемы

Ориентируется в учебном материале с помощью учителя, не формулирует проблему

Самостоятельно ориентируется в учебнике, словарях, проблему формулирует с помощью учителя, делает выводы в результате совместной деятельности.

Для фиксации данных составлены листы наблюдений. В них  записывается предмет, проверяемые действия и фиксируется вывод.  За один урок наблюдение ведётся за  2-3  учениками.   В течение  месяца по четырем предметам результаты вписываются  в технологические карты.

Лист наблюдений  за формированием познавательных   УУД

Предмет:_________________________________________________

Дата наблюдения

Ученики

Умение ориентироваться в учебнике и отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке

Формулировка проблемы под руководством учителя и определение способов ее решения

Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса

Умение сравнивать и группировать предметы

Умение называть последовательность простых знакомых действий

Умение пересказывать небольшие тексты

Выводы

Индивидуальные результаты сформированности познавательных УУД переносятся в индивидуальные листы достижений в конце полугодий.

 


Лист индивидуальных достижений

ученика 1 А класса МБОУ СОШ №14

Васенева Кирилла

Русский язык

   Критерии:     0-низкий уровень,      1 – базовый          2- повышенный

Формируемые УУД

Полугодие

I

II

Умение  ориентироваться в учебнике   Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение  находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке

Умение пересказывать небольшие тексты

 Формулировка проблемы под руководством учителя и определение способов ее решения

Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса

Умение называть последовательность простых знакомых действий

Умение сравнивать и группировать предметы

 Выводы

 

В конце учебного года результаты  наблюдений, диагностических работ, комплексных работ переносятся в Лист  показателей сформированности    познавательных   УУД в 1 классе


Лист  показателей сформированности    познавательных   УУД в 1 классе

   Критерии:     0-низкий уровень,      1 – базовый          2- повышенный

Дата заполнения

Список учащихся

Умение  ориентироваться в учебнике   Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя

Умение  находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке

Умение пересказывать небольшие тексты

 Формулировка проблемы под руководством учителя и определение способов ее решения

Умение делать выводы в результате совместной работы всего класса

Умение называть последовательность простых знакомых действий

Умение сравнивать и группировать предметы

Выводы и реклмендации

 

Общеучебные универсальные действия

Постановка и решение проблемы

Универсальные логические действия

май

2015

 

 

 

 

  Кирилл

2

2

1

1

1

0

1

 Общеучебные  УУД сформированы на повышенном  уровне; постановка и решение проблемы на базовом уровне и логические действия – на низком уровне

 Побуждение  к выполнению задания проблемно-поискового характера и выполнению заданий повышенной сложности.

  Андрей

1

0

0

0

0

0

0

 Познавательные УУД не сформированы, отсутствует учебная мотивация. Рекомендована ПМПК

 Ксения

2

2

2

2

2

1

1

Общеучебные действия и постановка и решение проблемы сформированы на повышенном уровне, универсальные логические действия – на базовом уровне.

Коррекционная работа по выявленным нарушениям


Гистограмма 1

Результат мониторинга сформированности познавательных УУД в 1 классе

Выводы:   Из диаграммы следует, что общеучебные универсальные действия сформированы на базовом уровне. Для формирования логических действий необходимо включать в работу задания, требующие логических операций: анализ, синтез и обобщение. Для формирования умений ставить проблему и нахождения способов ее решения, включать задания творческого и поискового характера.

План коррекционной работы по  отработке познавательных УУД

  1. На родительском собрании ознакомить родителей с результатами мониторинга и планом коррекционной работы. Вложить индивидуальные результаты в Портфолио ученика.
  2. Подобрать задания  с алгоритмом выполнения учебных действий по программе формирования познавательных УУД во 2 классе.
  3. На уроках систематически предлагать задания на отработку данного умения.
  4. Провести повторную  стартовую диагностику в сентябре 2015 года, для планирования индивидуальной  работы с обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Неотъемлемой частью  ядра нового стандарта являются  универсальные  учебные  действия  (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это до...

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...