Работа с «Проблемными" детьми в классе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с  «Проблемными детьми в классе»

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”?

Детей, не реагирующих на тепло, заботу и внимание. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая вам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают ваши усилия обучать или даже контролировать класс. 

Хотя это противоположные симптомы, но и помехи и отстранение исходят из страха - боязни раскрыться и боязни ошибки. Ребенок, который боится, может замкнуться, никому не позволяя к себе подойти, или же выходит наружу и начинает раздавать удары направо и налево. Эти виды поведения преследуют одну цель, сознательно или подсознательно,- не дать другим заглянуть в его душу.

Часто “проблемные дети” - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Когда мы знакомимся с ситуацией близко, мы иногда видим, что поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.

Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие. Отношения дома и в школе, скорее всего, его разочаровывают. Например, родители не дают ему уверенности и тепла, которые в детстве так необходимы. Разочарования делают для него трудным всякое общение. Больно, когда надежды на близость и понимание даже тех людей, от которых их ожидают в первую очередь, оказываются обманутыми.

Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Если вы постепенно и детально изучаете прошлое ребенка и имеете его в виду во время контактов с ним, это помогает вам быть терпеливее. Не спешите, демонстрируя тепло. Не ожидайте, что любовь сразу побеждает все. Помните, этот ребенок может не отвечать вам, потому что его доверие было обмануто. Боясь провала, он может даже отвергать любовь, в поисках убежища и уверенности в своем внутреннем мире. А с другой стороны, он может взывать к вниманию, начиная мешать на уроках.

  Идентификация проблемного ребенка.

Чтобы помочь проблемному ребенку, прежде всего, определите, это проблемный ребенок или нет?

Если у него бывают хорошие и плохие предметы, вероятно, он не проблемный ребенок, в нашем понимании этого термина. Может быть, ему просто нужен более твердый, харизматический или чувствительный учитель, или, может быть, он не способен учить некоторые предметы.

Ладит ли он с одноклассниками? Если он не шутит постоянно над другими и сам не является предметом бесконечных шуток, тогда он, наверное, не проблемный ребенок.

Хорошо ли он адаптируется дома, уважаем ли там, помогает ли там? Если да, он все равно может быть проблемой для дисциплины, но сам по себе он не является проблемным ребенком.

Если в семье у ребенка все в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей. Признать их опыт – это, с вашей стороны, проявление силы, а не слабости. Возможно, они помогут вам разрешить проблемы ребенка, потому что с ними он контактирует с большей готовностью, чем с вами. Но все, что они открывают, должно быть строго между вами, потому что его доверие к ним – жизненно важно.

А если он хорошо учится, сделайте его своим “ассистентом”. Когда возможно, консультируйтесь с ним о классных проблемах, используя его прекрасный ум для общего блага. Такие взаимодействия не только улучшат вашу взаимосвязь, но и ваша оценка его предложений – для него бесценный учебный опыт.

Если социальное положение у него хорошее, тогда он может быть классическим “классным лидером». Короче, если ребенок мешает вам или классу, стройте отношения с ним на его лучших качествах.

Когда детей отвергают товарищи по классу или у них нет умений, которые те ценят, они могут чувствовать опустошение. В основном, чем старше такой ребенок, тем болезненнее для них ощущать себя отверженными, потому что оценка сверстников, когда ребенок достигает возраста (9-10 лет), часто становится важнее оценки родителей.

Время для решения этой проблемы – перемена. Если ребенок держится сам по себе, не участвует в игре, это предупредительный сигнал. И опять же, нужно быть осторожными, потому что чрезмерные усилия включить его в общую игру – опасны.

Как помочь детям с нарушениями в общении?

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что учитель рассеит их страхи, растолкует ошибочность их представлений и поможет им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, отдаёте команды? Позвольте вашим детям действовать самостоятельно там, где это возможно. Они должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети. Поговорите с детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявленияОдин из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Непослушные дети. Научите детей самодисциплине, ответственности, сотрудничеству, умению решать проблемы, уважению к себе и другим.

Как научить детей общаться?

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач учителя и родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить ваших детей устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого учитель и родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

.Есть несколько основных стратегий:

Первое: Если у вас хорошая связь с классом, с глазу на глаз спросите одного из популярных детей, почему его одноклассник исключен из всяких мероприятий на перемене. Если он далек от спорта, не толкайте его на это, а попытайтесь найти такой аспект игры, в котором он может принять участие.

Во-вторых: Если у вас с классом здоровые уважительные отношения, выйдите из рамок обычного, чтобы показать, что вы цените этого ребенка.

Например, поставьте его ответственным за организацию классного праздника. Разумеется, не делайте этого, если его неудача может испортить его репутацию. Лучше пусть он будет вицепредседателем “комитета по организации праздника”. Главное: дайте ему участвовать. Найдите ту сферу, где он способен, и дайте его одноклассникам шанс увидеть его в действии. Если его поведение даст ему возможность выпрямиться и поднять голову, от этого выиграет весь класс, а тем самым поднимется и его популярность.

Третье, и самое важное: поговорите с классом об уважении к сверстникам и заповедях о межличностных отношениях.

Сверх всего, будьте хорошей ролевой моделью.

 Как говорят, на учеников больше влияет пример учителя, чем его слова. Но говорить он все равно должен.

Как ни тяжело это сказать, иногда проблемный ребенок необычайно перспективен, и он чувствует, что учитель не “узнает” его и не видит в нем хорошее. Поэтому он и отказывается отвечать. А когда он попадает к тому, кто действительно ищет в людях хорошее, проблемный ребенок часто даже отзывчивее своих сверстников, потому что ощущает достоинства, присущие их педагогу. Часто, никто иной не может повлиять на проблемного ребенка, и тогда ваш успех с ним – без преувеличения «спасение его души».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы работы за год, 1 класс

В первом классе каждый ребенок личность отдельная, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Задача классного руководителя - начать формирование коллектива....

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе

отчет по  воспитательной  работе за 1 полугодие...

Входная диагностическая работа по математике 4 класс. Справка по результатам входной диагностической работы по математике 4 класс октябрь 2014 г. Диагностическая карта

Представлена работа по математике и диагностическая карта. В справке содержатся выводы, рекомендации, сравнительная таблица результатов и диаграмма по итогам входной диагностической работы....

Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 1-4 классах и итоговых контрольных работ по математике и русскому языку в 1-4 классах

Цели  работ – определить уровень  сформированности метапредметных результатов у учащихся начальной школы    по итогам освоения программы за 1-4 класс....

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...