Коллективная учебная деятельность как форма пропедевтической работы по формированию проектной деятельности обучающихся в начальной школе.
статья на тему

Пестрикова Ольга Николаевна

Статья и презентацмя по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 184

«Новая  школа» Пестрикова О.Н.

Коллективная учебная деятельность как форма пропедевтической работы по формированию проектной деятельности обучающихся в начальной школе.

     Если посмотреть значение слова «фестиваль» в словаре, мы выделим несколько существенных признаков этого понятия, а именно, что это событие праздничное, массовое и является смотром достижений разных видов искусства. Возникла идея: а можно ли учебную деятельность превратить на какое-то время в праздник? Не секрет, что проводимые в течение учебного года конкурсы различного уровня, как правило, предполагают ограниченное количество участников. Поэтому дети на подобные мероприятия так или иначе отбираются. А нам бы хотелось дать возможность каждому ребенку принять участие в решении задач олимпиадного уровня. Причем так принять участие, чтобы получить от процесса решения удовольствие, а результатом можно было бы гордиться. Ну и, конечно, хотелось бы увидеть достижения наших учеников в рамках учебных предметов. Так 7 лет назад возникла идея проведения фестиваля.

     Фестиваль наук в «Новой школе» проводится в первые недели сентября и включает в себя следующие этапы: деление детей на разновозрастные команды, написание предметных олимпиад,  проведение психологической игры,  мастер-классов , решение и презентация командами  проектной задачи данного фестиваля. Участвуют в этом мероприятии все ученики со 2 по 6 класс. Каждый год определяется тема фестиваля. В рамках этой темы составляется проектная задача, большая психологическая игра, которые, в свою очередь, определяют направления проводимых мастер-классов.

     Начинается фестиваль с деления учащихся на разновозрастные группы. Группы состоят из 6-8 учащихся и включают в себя учеников 2-6 классов. При делении на группы учитываются:  интеллектуальные способности участников, поведенческие особенности участников группы, а так же выделяется предполагаемый лидер. При жеребьевке  участники группы впервые узнают состав команды.  Далее с каждой группой работают школьные психологи - проводят занятия с лидерами и с участниками команды, проводят  психологическую игру, где группы отрабатывают навыки групповой работы. Таким образом, к началу фестиваля учащиеся имеют навыки взаимодействия между собой и командами.

     На этапе написания предметных олимпиад учащимся предлагается выбрать две учебные дисциплины и показать свои знания по ним. Олимпиадные работы по всем предметам построены единообразно: состоят из трех заданий, отражающих какую-либо тему учебной дисциплины. Каждое задание, в свою очередь, состоит из трех задач. Задача блока « А» отражает стандарт и предполагает ее решение всеми обучающимися. Задачи блока «Б» являются рефлексивными. Они построены таким образом, что ребенок должен дать и объяснить свою оценку какому-либо явлению в выбранной им учебной дисциплине. Задачи блока «В» выходят за рамки школьной программы. Это задачи либо повышенного уровня сложности, либо являются пропедевтическими для того материала, который будет изучаться в течении учебного года. Данные задачи всегда предполагают квазиисследование предложенной проблемы, вынуждают ребенка на основе усвоенных знаний выдвинуть свою гипотезу, предположение по поводу неизученного или незнакомого еще материала. Следует сказать, что формат работ  не меняются каждый год, поэтому их можно считать мониторингом качества предметных и метапредметных знаний учащихся, ежегодно мы, педагоги,  отслеживаем результаты написания этих работ, ведем статистику, анализируем формирования данных навыков у каждого ученика.

     Особое внимание следует уделить проектной задаче. Каждый год выбирается новая тема. Целью решения проектной задачи является понимание и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучений различных предметов на интеграционной основе. т.е. задача объединяет в себе вопросы из различных предметных  областей. Как правило, задача состоит из нескольких сегментов, каждый из которых можно решать по отдельности, но для получения конечного продукта необходимо проработать их все. В задачу обязательно закладываются задания, решить которые могут дети разного возраста. Отдельно прорабатываются те задания, которые рассчитаны на учеников 2 класса, для того, чтобы избежать их пассивной роли при решении задачи. Итогом решения задачи всегда является какой-то продукт, который команде нужно презентовать на публичном выступлении. Продуктом первых фестивалей являлись листы с описанием или отчетом о проделанной работе. В последние годы мы перешли к продуктам, которые дети выполняют своими руками в разных техниках и из разных материалов. Конечно же, такие задачи вызывают наибольший познавательный интерес. Подготовительным этапом для решения задачи является проведение мастер-классов. На мастер-классах ( их проводят педагоги)  учащиеся получают те знания, которые необходимы им для решения проектной  задачи. Темы мастер-классов могут охватывать практически любые сферы жизни. Итогом их прохождения являются памятки или инструкции для выполнения определенных видов работ. Часто по проводимым мастер-классам учащиеся пытаются спрогнозировать тему предстоящей задачи. После публичной презентации проводится оценка полученных продуктов, определяются победители. Одно из голосований – детское: каждый ребенок отдает свой голос  за понравившийся продукт. Так определяются победители детского голосования. Победителями же всего фестиваля являются участники команды, набравшей наибольшее количество баллов за решение задачи по заданным критериям.

      Заканчивается фестиваль церемонией награждения победителей и творческими визитками от каждого класса.

     Итоги фестиваля помогают педагогам и психологам школы определить детей, способных к решению интеллектуальных задач, хорошо владеющих навыками группового сотрудничества, способных выполнять исследовательские и проектные работы, а так же учащихся, обладающих лидерскими качествами, способных организовать команду на деятельность. В течение учебного года этим ученикам предлагается посещать интеллектуальный клуб «Радуга», в котором идет целенаправленная подготовка к конкурсам различного уровня.  

 

   Предлагаем Вашему вниманию задачу, которая решалась учащимися в 2012 году.

     Дорогие участники фестиваля!

В следующем году наша школа переезжает. У школы будет большая территория, но она совсем не благоустроена. Поэтому вам предлагается начать благоустройство территории нашей школы.

   В этом году вам предлагается построить макет тематической детской площадки из пластилина и рассчитать  стоимость детской площадки.

Для этого вам необходимо выполнить следующие задания:

  1. Опираясь на текст (приложение 1), начертить план площадки, поместить его на лист презентации.
  2. Выполнить макет площадки из пластилина с учетом выбранной вами темы.
  3. Пользуясь данными таблицы (приложение 2), рассчитать самую экономичную стоимость вашей площадки.

Приготовить  устную презентацию, в которой вы должны сообщить тему вашей площадки, рассказать сколько она стоит и доказать, почему именно ваш проект должен использоваться при благоустройстве территории нашей школы на новом месте.

Приложение 1

                                                                     ***

      Любимым местом на нашей площадке была беседка. Она находилась в тени деревьев в самом дальнем и укромном уголке площадки. Беседка была нам штабом. Здесь принимались самые важные и ответственные решения. А еще отсюда было очень удобно наблюдать за девчонками, которые пекли куличики в своей песочнице. Песочница находилась  по диагонали от нас на другом краю площадки, но это нам не мешало устраивать индейские набеги на девочек и красть у них провизию. Ну и что, что их куличики нельзя было есть, зато визжали девочки так громко, а мы кричали так сильно, что веселее картину и представить нельзя.

     Правда,  не все мальчики были такими смелыми. Некоторые не связывались с девочками, они,  ведь и побить могут.  Не участвовавшие в налетах на песочницу, спокойно катались на горке, думали, что они каскадеры, придумывали трюки.

     Справа от горки находился домик. Ну,  в домике играла вообще самая малышня. С утра до вечера эти глупыши искали грибочки, как будто их итак не видно. Вон они с синими шляпками у входа в домик стоят, все пять штук.

      Но была на нашей площадке вещь, за которую мы постоянно воевали с соседскими мальчишками. Это качели в самом центре площадки. Так здорово было раскачаться на них и представить себя в свободном полете. Оказывается, здорово было не только нам. Ребята из соседних дворов тоже любили покачаться. Вот и приходилось устраивать им засады и показывать, кто хозяин во дворе. Как раз посередине между качелями и песочницей, под горкой, мы поджидали шпионов из соседнего двора и начинали воевать с ними, когда они появлялись. Воевали мы, конечно, не всерьез, а по игрушечному. Войны наши вскоре заканчивались перемирием, мы все вместе отдыхали на двух широких скамейках. Эти скамейки были нашей гордостью. Мы сами весной их красили и никому не разрешали их портить. Иногда мы удостаивали противников чести заглянуть к нам в штаб, ведь скамейки были совсем рядом, слева от штаба.

    А еще между нашей беседкой и детским домиком лежал большой валун. Как он здесь появился, никто не знает, и в наших планах обязательно разгадать эту таинственную историю. Может на следующем Фестивале наук?

Приложение 2

          Конструкции для детских площадок изготавливают заводы в 4 городах Свердловской области. Цены на конструкции указаны в условных единицах (у.е.) за одно изделие. Все конструкции можно купить на одном заводе или на разных заводах приобрести по одному или нескольким наименованиям изделий.

        Помните, вам необходимо найти самый экономичный вариант!!!

Горка

домик

песочница

беседка

качели

скамейка

Асбест

1040

2020

350*

1900

1700

400*

Красноуфимск**

920*

1800

680

1900

1620

450

Ивдель***

1150

1750

800

1900

1380*

470

Серов****

1300

1600

670

1900

1900

380*

* в стоимость изделия не включена доставка, доставка оплачивается   отдельно в размере 300 у.е. (если заказано несколько изделий с платной доставкой на одном заводе, доставка оплачивается один раз)

                 ** доставка бесплатная при условии заказа не менее трех изделий с

                      завода, в других случаях доставка оплачивается дополнительно

                *** при заказе всех конструкции на заводе предоставляется

                        скидка 6 %

 

               **** при заказе трех и более изделий на заводе предоставляется

                         скидка 5 %    

Данные вычислений стоимости площадки представьте в таблице, поместите на лист презентации вашей площадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе» (из опыта работы)

«Методика проведения классного часа по формированию нравственной культуры обучающихся в начальной школе»(из опыта работы)...

Обобщение опыта на тему "Приёмы формирования речевой компетентности обучающихся в начальной школе"

В данной работе раскрыта актуальность проблемы развития речевой компетентности в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного общеобразовательного стандарта,  дается подроб...

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе.

Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе....