Использование мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы
статья на тему

Савченко Ирина Николаевна
Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multimediynye_tehnologii.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы

Современное общество живет в условиях активного воздействия медиасреды. Особенно мощное воздействие она оказывает на детей. Телевидение, интернет, видео и аудио устройства, компьютерные игры окружают современного ребенка повсюду, прочно вошли в его жизнь. Роль медиасреды неуклонно растет и ее влияние трудно контролировать.

Но современный учитель может сделать все эти потоки информации направляемыми и обучающими хотя бы на своем уроке, в учебном классе.

Мультимедийные технологии представляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать свой материал: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. Эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

Многие учителя включают в работу на уроке видеофрагменты, отрывки спектаклей, мультфильмы.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, мультимедийные материалы обеспечивают более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления.

Возможности использования ИКТ обширны. Для усиления интенсивности урока необходимо создание дидактических материалов. Это позволит повысить общий уровень учебного процесса, усилит познавательную активность учеников. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Учителю необходимо заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности учебного процесса ребенка. Это позволит раскрыть индивидуальные особенности учащихся и дать им возможность приложить свои знания, показать достигнутые результаты. Основной задачей школьного образования является подготовка учащихся к жизни в современном информационном обществе. Эти факторы говорят о важности внедрения ИКТ в систему образования, и поэтому грамотное применение средств ИКТ в образовательном процессе способно существенно повысить его эффективность.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребёнка в её различных аспектах.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

−        усилить интенсивность урока;

−        повысить мотивацию учащихся;

−        поводить мониторинг их достижений.

Улучшение данных показателей в основном зависит от учителей. Использование ИКТ поможет учителю повысить мотивацию обучения детей к предмету и приведет к положительным результатам:

−        обеспечит процесс усвоения учебного материала младших школьников;

−        вовлекается каждый ученик в процесс обучения;

−        увеличит объем выполненной работы;

−        вызовет живой интерес к предмету познания;

−        осуществит дифференцированный подход;

−        расширит общий кругозор учащихся;

−        повысит уровень использования наглядности на уроке.

Благодаря этому, создастся ситуация, благоприятная для достижения успеха в учебной деятельности, где основное место в структуре обучения младших школьников занимает процесс, который способствует усвоению знаний, умений и навыков, позволяющих адаптироваться к современным условиям и проявить свою индивидуальность.

Слайды презентации на уроке, вызывают у детей эмоциональный подъем.

Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

−        повышению мотивации к учению;

−        повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

−        качественной успеваемости школьников;

−        развитие наглядно-образного, информационного мышления;

−        развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

−        повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

−        повышению уровня комфортности обучения.

Особое место, при применении ИКТ в образовательном процессе младших школьников, занимает использование мультипликации.

Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным.

Важно выбирать медиаматериалы, исходя из некоторых критериев.

Критерии отбора мультфильма для просмотра:

1)        мультфильм должен быть добрым;

2)        мультфильмы производства отечественных киностудий;

3)        ролик должен формировать культурный код «нашего человека»;

3)        длительность ролика не превышает норм САНПИНА;

4)        основная идея фильма соответствует цели занятия.

При помощи дидактических мультфильмов можно:

−        представлять разнообразную информацию;

−        выступать в качестве основного источника знаний;

−        формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.;

−        иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его;

−        расширять кругозор в той или иной области знаний;

−        создавать условия для мотивации познавательной деятельности детей;

−        управлять процессом познания;

−        обобщать учебный материал;

−        организовывать самостоятельную познавательную деятельность;

−        развивать мыслительную деятельность детей.

Все вышеперечисленное позволяет овладеть младшему школьнику универсальными способами деятельности.

Внедрение видео в педагогический процесс современного образования младших школьников не является чем-то принципиально новым: педагогическая наука накопила определенный опыт применения видеоресурсов в образовательной работе с младшими школьниками.

Вопросы по мультфильму могут составлять и сами школьники, совместное обсуждение позволит формировать навык определения собственной позиции, нахождение того, что понравилось - не понравилось и почему. Ведь важно учить этому школьников! Для учителя интересно наблюдать за классом и отмечать реакцию на те или иные моменты мультфильма.

Ученик узнаёт мнения одноклассников и учителя, формирует свою позицию. При этом его собственное отношение может и поменяться. Но важно, что в процессе обсуждения идет развитие речи, мышления, важна активность при представлении своей точки зрения.

На этапе подбора мультфильма учителю важно собрать о нем дополнительную информацию: год создания, художник - мультипликатор, в какой технологии создан мультфильм, история создания.

Педагогический потенциал мультипликации позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования – создавать условия для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Использование мультфильмов способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Поэтому, мультипликация в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех этапах обучения, а особенно на ступени начального образования.

Объяснением тому служат некоторые психологические аспекты.

Характерная особенность детей младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.

Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания, которая требует игровой мотивации.

Мультипликационные фильмы способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов.

Это зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы; планирование; открытие нового знания.

У многих обучающихся в ходе просмотра мультфильма или после него возникает желание и потребность с кем-либо поделиться впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками – а это формирование коммуникативных УУД.

Данный факт объясняется тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, которыми детям хочется поделиться.

В то же время мультфильм – средство формирования познавательных УУД, если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с понятием или явлением, неизвестным ему, то он тут же стремится получить их объяснение.

А когда ребенок пытается осмыслить, прокомментировать отдельные события, дать оценку поступкам мультипликационных героев, соотнести поступки героев и реальных людей, провести параллели с повседневной жизнью – это способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Таким образом, грамотное использование средств мультипликации, непременно будет способствовать формированию умения учиться, в ходе которого успешно будут решаться задачи полноценного развития младшего школьника (умственное, нравственное, социальное, психическое), основанного на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах и обогащение его эмоционально-творческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

Статья "Современные образовательные и педагогические технологии в учебном процессе начальной школы"

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике у...

Современные образовательные технологии в учебном процессе начальной школы

Файл содержит статью о современных образовательных технологиях в процессе обучения в начальной школе...

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе начальной школы

Применение здоровьесберегающих технологий поможет сохранить и укрепить здоровье младших школьников, сформировать навыки  бережного отношения  детей к своему здоровью, что  будет способс...

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Вступая в компьютерный мир, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном ...

Тестовые технологии в учебном процессе начальной школы

Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников...