Тестовый контроль на уроках в начальной школе
статья на тему

Юрикова Ольга Ивановна

В статье рассматривается тестовый контроль на уроках в начальной школе; умение самостоятельно добывать новые знания в различных видах теста, стремиться к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovyy_kontrol_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О.И.Юрикова

ГБОУ СОШ с.Пестравка, м.р.Пестравский Самарской области

Обучение становится личностным, обучающийся должен уметь принимать самостоятельные решения, обладать умением самостоятельно получать новые знания и стремиться к самообразованию. Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

Термин «тестирование» восходит к английскому «test» – испытания, исследование. Можно сказать, что «test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу» (А.К. Майоров). Применительно к технологии тестирования это означает использование для проверки знаний совокупности стандартизированных заданий, предъявляемых малыми порциями, но охватывающими большой круг оперативно проверяемых вопросов, требующих коротких ответов.

В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания и этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов. Таким образом, это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию. Еще одним преимуществом тестов по сравнению с другими формами контроля является то, что все учащиеся находятся в равных условиях, позволяющих объективно сравнивать их достижения; исключается субъективность учителя; результаты тестирования поддаются статистической обработке. Использование тестовых заданий позволяет учителю определить, как ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, а также проанализировать свою педагогическую деятельность. Учащиеся смогут узнать о своих достижениях или пробелах в учении, сравнивать свои результаты с эталоном, тем самым у школьников развивается самоконтроль. У родителей появляется возможность узнать результаты обучения их детей.

На уроках в начальной школе использую следующие типы заданий в тестовой форме:

закрытый

  • задания альтернативных ответов
  • задания множественного выбора
  • задания на восстановление соответствия
  • задания на установление правильной последовательности

открытый

  • задания свободного изложения
  • задания-дополнения.

Задания закрытого типа

1. Задания альтернативных ответов.

Форма задания: утверждение.    

Даётся только два варианта ответов. Ученик должен выбрать один из них – «да» - «нет», «правильно» - «неправильно» и др.

Задания альтернативных ответов являются самыми простыми, но не самыми распространёнными при тестировании. Особенностью таких заданий является то, что вопрос должен быть сформулирован в форме утверждения, поскольку он предполагает согласие или несогласие, которое можно отнести к утверждению. Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.

Пример1.

Инструкция. Подчеркни «да» или «нет». (Если ты согласен с утверждением – «да», а если не согласен – «нет».)

Вопрос. 1.Солнце - это небесное тело.
Да. Нет.

Вопрос 2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

Вопрос 3.Солнце - это раскалённое тело.
Да. Нет.

Вопрос 4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

Вопрос 5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.

Вопрос 6.Солнце - это звезда.
Да. Нет.

Ответы. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Оптимальное количество вариантов 3-4 (до 5). Два варианта способствуют угадыванию, а больше пяти потребуют слишком много времени для чтения. Количество правильных ответов может быть и несколько, тогда в инструкции должно быть это указано.

Пример.

Инструкция. Обведи кружком букву, соответствующую правильному ответу. Найди несколько правильных ответов.

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

Ответ. А) и В).

3. Задание на восстановление соответствия.

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Каждому элементу левого столбца верно соответствует хотя бы один элемент правого столбца. Для предотвращения угадывания в левом столбце элементов может быть больше, чем в правом или наоборот.

Пример.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос. 

         Солнце.                               Планета.

         Луна.                                   Созвездие

         Земля.                                  Звезда.

         Большая медведица           Спутник

         Марс

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета, Большая медведица – созвездие, Марс – планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Примеры.

1. Составь цепь питания

(  ) Волк                        (  ) жёлуди                (  ) кабан

2. Подпиши названия изображенных материков  и т.д.

Такого рода задания важны при проверке усвоения биологических, экологических признаков, составляющих порядковую шкалу, при восстановлении хронологии событий.

Пример.

Расположите животных в порядке их обитания с севера на юг.

1) бобер;

2) тушканчик;

3) песец.

Ответ: 3-1-2

В заданиях данного типа нет примитивного узнавания, требуется выполнить несколько логических операций: провести классификацию объектов по заданному признаку, сравнить объекты в парах и выбрать из списка те пары, в которых выполняется заданный критерий.

При выполнении подобных заданий требуется проявить так же высокий уровень внимания, без которого ошибки неизбежны.

Задания открытого типа

1. Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … , когда Земля вращается вокруг своей оси - … .

ОтветВремён года, времён суток.

2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом).

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример.

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

ВопросРастения, животные и человек – это ….. природа.

Ответ. Живая.

Помимо вышеперечисленных видов тестовых заданий для проверки знаний учащихся удобно использовать программированные задания.

Программирование карточки с заданиями позволяют учителю за короткое время (5-15 мин) выявить усвоение учебного материала. Такой вид опроса удобно проводить на уроках, требующих больше времени на объяснение нового материала, при проведении практических работ. Вопросы в карточках должны быть ясно, четко, понятно сформулированы, без подсказки. Ученик вовлечен в творческий поиск: он мыслит, анализирует, сопоставляет.

Предлагаем следующие виды программированных заданий: графические, цифровые и задания тезисного характера.

  • Графические программирования включают в себя до 10 высказываний. Некоторые из них верные, другие – неверные. Ученики в тетрадях чертят отрезок длиной 10 см (длина отрезка равна числу вопросов). Отрезок делят на сантиметры. Под ними указывают порядковый номер вопроса. Одно деление – это ответ на вопрос. Учитель зачитывает высказывания – дети графически отмечают на отрезке свой ответ (неверное высказывание – ставят прочерк «-» , если высказывание верное – «^»).

Пример: Тема: Температура воздуха

Термометр – это прибор для измерения температуры воздуха, воды, почвы, тела человека.

  1. Водяной термометр имеет шкалу от –15о до +15о
  2. Знак (+) показывает число градусов тепла.
  3. Медицинский термометр предназначен для измерения температуры почвы.
  4. При дыхании живые существа поглощают углекислый газ.
  5. При нагревании воздух расширяется.
  6. Воздух плохо проводит тепло.
  7. Растения поглощают кислород.
  8. Воздух имеет резкий запах.
  9. Нужно заботиться о чистоте воздуха.

Ответ: Для проверки задания учитель может приготовить шаблон с симметричным изображением ответов. Подставляя его к работе каждого ученика учитель быстро проверяет правильность ответов.

  • Цифровой диктант. В программированных карточках под порядковыми номерами перечисляются объекты природы. Далее составляются группы, на которые можно разделить перечисляемые выше объекты. Можно творчески подойти к этому виду контроля: предложить ученикам самим разгруппировать эти объекты и указать названия этих групп – запись в тетрадях названия групп и номера объектов, принадлежащих к этим группам.
  • Задания тезисного характера. Задание состоит из 8-10 тезисов, в которых говорится об объекте природы: перечисляются его свойства, описывается внешний вид, повадки и т.д. Ниже перечислены эти объекты. Читая и анализируя их, учащиеся должны узнать о ком или о чем идет речь. Задача ребят – расставить номера соответствующих тезисов. Свойства должны быть знакомы детям.

ПримерТема: Лес – природное сообщество

  1. Этот черно-бурый рогатый великан встречается во многих лесах.
  2. Нижний ярус леса.
  3. Эту птицу зовут санитаром леса.
  4. Особая группа живых веществ, состоящая из шляпки и ножки.
  5. Народ с любовью называет это дерево лесным пионером, на празднике являются главным украшением.
  6. Она образуется из опавших листьев других частей растений на поверхности почвы.
  7. Этот ядовитый гриб является лекарством для лосей.
  8. Она служит дополнительной защитой от холодов и помогает выжить животным, зимующим под снегом.
  9. Одна из самых крупных птиц леса, поёт-токует  - взята под охрану.

Ответ:   грибы – 4                                    мхи-лишайники – 2

                  лесная подстилка – 6, 8            глухарь – 9

                  дятел – 3                                     мухомор – 7

                  лось – 1                                       сосна – 5

В качестве итоговых тестовых работ можно предложить учащимся тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Тестовый контроль повышает интерес учащихся к предмету. Работая в классе, где учатся дети с разным уровнем знаний по предмету, я сделала вывод, что особенно удачно выполняют тесты дети со слабой подготовкой. Именно у них качество знаний при тестовом контроле выше, чем при другом виде контроля. Используя тесты на уроке, как одну из форм контроля за знаниями учащихся, можно сказать, что тесты способствуют развитию у учащихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном те тесты, которые я применяю в работе, представляют собой задания творческого характера, направленные на формирование у учащихся таких приемов умственной деятельности, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация, аналогия. Они позволяют организовать на уроках окружающего мира, русского языка, математики деятельностные ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления. Таким образом, применяемый мною подход позволяет использовать в едином комплексе тестовый контроль и традиционные методы повторения и коррекции знаний. При этом сочетании «новых» методов со «старыми» позволяет осуществлять преподавание наиболее оптимально.

Аннотация.

В статье рассматривается тестовый контроль на уроках в начальной школе; умение самостоятельно добывать новые знания в различных видах теста, стремиться к самообразованию.

The article discusses the test control in the classroom in an elementary school; the ability to independently produce new knowledge in different types of dough, to strive for self-education.

Ключевые слова: тест, тестирование, закрытые и открытые тестовые формы, программированные задания, графические программирования.

Keywords: test, testing, closed and open test forms, programmed tasks, graphical programming.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как формы контроля [Текст]/Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В.//Начальная школа – 2008. №3
  2. Воронцова А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся [Текст]/Воронцов А.Б.//Начальная школа – 1999. №7
  3. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние проблемы исследования / В.В.Давыдов. // Вопросы психологии. – 2000. – №6.
  4. Полуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности [Текст] / Полуянов Ю.А. // Начальная школа – 2001. №7.
  5. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М.: Просвещение, 2009.
  6. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование. 2005. №5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе

Современные образовательные стандарты  в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют ...

Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля

Типология уроков в начальной школе Уроки развивающего контроля...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Необходимость тестового контроля на уроках в начальной школе

В современной практике преподавания в начальной школе роль тестирования как одного из наиболее точных методов педагогических измерений постоянно растёт. Социально-экономические изменения в России прив...

Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Тестовые задания дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и работать с различными данными (схемам...

Тестовый контроль на уроках в начальной школе.

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо уделять внимание обновлению системы контроля оценки и учета знаний обучающихся начальной школы. Система контроля и оценк...