Статья "Экспериментальная работа учителя начальных классов по проведению динамических пауз"
статья (1 класс) на тему

Курашова Мария Владимировна

Динамические паузы.

При планировании динамических пауз для детей с ОВЗ работа строится на тех же принципах, что и для учащихся массовых школ:

  • Реализация потребности детей в двигательной активности

  • Учета специфики двигательных занятий

  • Комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся

  • Разнообразной физической деятельности учащихся

  • Преемственности урочных и неурочных работ 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя начальных классов и воспитателя в период экспериментальной работы                              по  примерной адаптированной                                            основной общеобразовательной программе
начального общего образования обучающихся
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
 

(Динамические паузы)

Введение

Адаптационный период  пребывания в школе  для первоклассников сопряжён со многими трудностями. Детям, особенно тем, кто не посещал  детский сад , необходимо войти в новый режим дня, привыкнуть к школьной обстановке, к незнакомым людям, научиться взаимодействовать со сверстниками . Для детей с ОВЗ все эти трудности возрастают в несколько раз. Адаптация ребёнка инвалида к школьной жизни   осложняется ещё и тем , что "категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности ". Проблемы  носят индивидуальный характер и в одном классе собираются ученики с   различной  патологией : с двигательными, речевыми ,  умственными , комплексными нарушениями. От согласованного взаимодействия всех участников образовательного процесса с первых дней пребывания ребёнка в школе зависит успешность его дальнейшего развития.

"Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей. Основная образовательная Программа (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной общеобразовательной Программы. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью основной образовательной программы, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА применительно к каждой категории детей в данном варианте. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата образовательная организация может создавать дифференцированные адаптированные общеобразовательные программы с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся (в соответствии с ФГОС варианты 6.2, 6.3, 6.4)."

Учёт особых потребностей необходим и в процессе воспитательной работы. Особенно важна совместная работа учителя и воспитателя. Реализация целей и задач адаптационного  и последующих периодов  осуществляется на всех этапах школьного режима: процессе обучения, переменах, школьных праздниках, на классных мероприятиях. Учитель и воспитатель совместно планируют свою работу по всем направлениям. Наиболее плодотворными, в плане привыкания ребёнка к «новой» жизни, являются  динамические  паузы.

Динамические паузы.

При планировании динамических пауз для детей с ОВЗ работа строится на тех же принципах, что и для учащихся массовых школ:

  • Реализация потребности детей в двигательной активности
  • Учета специфики двигательных занятий
  • Комплексном подходе к укреплению и сохранению здоровья учащихся
  • Разнообразной физической деятельности учащихся
  • Преемственности урочных и неурочных работ

Главная задача педагогов - включить в совместную деятельность детей с различными проблемами. Игры должны организовываться так, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою значимость в коллективе, заложить     «зёрна» успеха. Планируя игру, учитель и воспитатель заранее определяют степень участия каждого школьника и свои роли в плане оказания организующей помощи детям с двигательными нарушениями.

Динамические паузы на свежем воздухе.  Учитель разрабатывает игру с использованием  специальных  тренажеров.

Игра: «Гонщики»

Цели и задачи:

Укрепление здоровья, развитие физических качеств( посильные упражнения для групп 6.2 ,6.3), совершенствование жизненно важных навыков, воспитание и формирование лидерских качеств, способности взаимодействие в команде,  развивать интерес к самостоятельным занятием физических упражнений, расширять кругозор и словарь учащихся в области автомобильного спорта.

Описание роли участников:

Учитель организует игру ( проводит беседу об автомобильных гонках), воспитатель корректирует и направляет действия учеников.

Ученики - колясочники изображают гонщиков или болельщиков , один из участников выступает в роли комментатора ( в первый раз роль комментатора исполняет учитель или воспитатель).

Ход игры:

Гонщики на старте, ведущий командует начало заезда, дети активно вращают колеса тренажера ( возможно корректировать направления вращательных движений влево и вправо, а также смену рук).

Комментатор, называя имена гонщиков, комментирует их действия и «ход заезда»,  болельщики активно машут флажками, хлопают в ладоши.

После смены ролей игра продолжается несколько раз.

Известные игры с мячом « Съедобное, несъедобное»,  «Передача мяча по кругу»,  « Я знаю пять названий …» требуют особой организации в проведении: роли участников , помощь учителя и воспитателя отдельным школьникам. Дети не всегда адекватно оценивают свои возможности. Часто ведущую роль хочет взять на себя ребёнок не способный её выполнить. В таких случаях необходимо одним детям предоставить возможность попробовать свои силы, а другим - терпимо относится к действиям товарища, не торопить его, не возмущаться, а помогать и поддерживать.

Бережное отношение к здоровью детей не предполагает проведение динамических пауз на улице в любую погоду. В этом случае программа реализуется в условиях кабинета.

В игровой зоне могут проводиться те же игры с мячом, игра «Гонщики»  с заменой тренажера игрушечными машинками. Подвижные игры могут чередоваться с настольными играми. Выбор игры в помещении зависит от физического состояния группы учеников, их возможностей. Какая бы не была игра, учитель и воспитатель планируют степень поддержки  в реализации потребности развития каждого ребенка. Одной из главных задач, является развитие самостоятельной деятельности, поэтому роль педагога иногда необходимо сводить к роле наблюдателя и «ненавязчивого» координатора.

Например, в игре « Собери и расскажи» дети получают возможность проявить лидерские качества, научиться взаимодействию в группе, проявить свои посильные возможности: подать фишку нужного цвета, заранее посчитать и приготовить фишки нужного цвета и т.д.                                                    Цели такой игры: развитие познавательной активности, пространственных отношений, мелкой моторики и мн. др., воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе. В заключительной части идёт работа по развитию речи: по собранной картинке дети придумывают истории и рассказывают их. Учитель и воспитатель могут помочь детям в распределении работы ( каждый ученик составляет свой участок мозаики с учетом очередности выставления фишек, дети с тяжелыми двигательными нарушениями могут выполнять роль наблюдателя за правильным выполнением работы , а затем рассказчика ).

Та же форма участия педагогов может использоваться в таких играх как «Математическое лото», «Домино», «Веселая логика».  «Пазлы» и др.

Заключение

Таким образом, Динамические паузы, как часть общей коррекционной работы с детьми разных групп, играют важную роль в развитии школьников, являются прекрасным "инструментом" для совместной работы учителя и воспитателя в реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  начального общего образования обучающихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Динамические паузы хорошее средство для снятия утомляемости , умственного напряжения у младших школьников.

Учитель и воспитатель  могут изменять запланированный материал ориентируясь на интересы , способности и возможности учеников.

Приоритетном направлением совместной работы учителя и воспитателя остается создание благоприятной , комфортной, дружеской обстановки для маленьких учеников.

 

Источники:

1.ФГОС НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.Проект основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с НОДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

Мастер - класс для учителей начальных классов «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».

Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.         ...

Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя начальных классов)

Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активацию умственной деятельности и творческой активности учащихся....