Технологическая карта. Литературное чтение. УМК "Планета знаний. Тема "А.С. Пушкин. "Зимнее" утро". 3 класс.
методическая разработка (3 класс)

Кашкина Татьяна Михайловна

Пушкин "Зимнее утро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkinskie_tsitaty.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

____________________________________________________________

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.»

____________________________________________________________

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.»

«Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.»

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла:

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно.»

«Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он  будет смирно,

Но лишь чуть со стороны ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.»

Класс: 3

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.

Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:  узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;

познакомятся с пейзажной лирикой А.  С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;

освоят  художественный прием противопоставления. 

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная.

Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические;

 по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

по принципу  соединения знаний: аналитический, сравнительный


Материальные ресурсы:

  • мультимедийный проектор;
  • аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима. Декабрь.»;
  • учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч./ «Планета Знаний», Э.Э.Кац. ООО  «Издательство Астрель» 2014
  • тетради

Технологическая карта урока «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I этап. Мотивация к деятельности. (3мин)

Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового  знания        

                                   

Сегодня вам, ребята, предстоит встреча с удивительным миром поэзии А.С.Пушкина. (слайд1)

 Какие ассоциации вызывает у вас слово «зима»?

С наступлением зимы изменяется природа, настроение людей.  Природа побуждает к творчеству не только поэтов, но и композиторов, художников.

Проведем речевую разминку. (слайд2)

 

Речевая разминка:

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:  самоопределение.

Познавательные:  восприятие поставленной задачи

II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими   потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности      

Обратимся к эпиграфу урока.

 Какое настроение дарят вам эти строки? 

  На доске записан эпиграф:

 «Под голубыми небесами

  Великолепными коврами,

  Блестя на солнце, снег лежит…»

Какие чувства испытывал Пушкин, когда писал эти строки?

                                   

 Участвуют в организованной учителем совместной деятельности

по актуализации знаний.

Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. Определяют настроение автора, его чувства.

Регулятивные : умение высказывать своё предположение.

Личностные : умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению.

III этап. Выявление места и причины затруднения. (5мин)

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий

- Какое произведение, на ваш взгляд, будет являться темой нашего урока?

Давайте вспомним события из биографии А.С.Пушкина.

(слайд 3) Кому посвящены строки Пушкина:

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила,

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

(Няня Арина Родионовна)

(слайд 4) Кто из женщин, кроме няни, прививал любовь к родному языку?

(Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

(слайд 5) В каком учебном заведении обучался поэт?

(В Царскосельском лицее)

(слайд 6) Какие произведения Пушкина Вы знаете:

 «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.»

«Сказка о царе Салтане»

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет, да сам и облупит.»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла:

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно.»

«Сказка о золотом петушке»

«Петушок мой золотой,

Будет верный сторож твой:

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он  будет смирно,

Но лишь чуть со стороны ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.»

Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения.

Формулируют

тему урока, познавательную цель.

Работают в парах. Сравнивают и соотносят строки цитат с иллюстрациями на слайде, называя произведения А.С.Пушкина.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: обще-учебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

IV этап.  Построение

проекта выхода из

затруднения. (4 мин)

Цель: постановки целей коррекционной

деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

-Ребята, как можно изображать зимнюю природу? Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами.

Ребята, посмотрите в окно!

Сегодняшний декабрь не похож на тот, Пушкинский, я желаю вам сегодня на уроке увидеть те белоснежные краски.

 Чтение стихотворения мастером слова.

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей.  

-Чтение стихотворения.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать?

Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища

V этап. Реализация

построенного проекта. (5мин)

Цель: осмысленная

коррекция учащимися

своих ошибок в

самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

(слайд 7)

Взоры- глаза

Сомкнуты-закрыты

Нега- блаженство(сон)

Аврора-утренняя звезда

Вечор (устар.)- вчера вечером

Мгла-тьма, мрак

Нынче-сегодня

Лежанка-выступ у русской печки

Предадимся бегу-помчимся

«Звездою севера» - Северная звезда-планета Венера.

Венера-Древнегреческая богиня красоты.

Объясняют значение слов

Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.

Двигательная физминутка.(1мин)

Посмотрите за движением падающих снежинок (экран)

Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег.

Зимним утром от мороза

На заре звенят березы.

VI. Этап первичного

закрепления с проговариванием во

внешней речи.(4мин)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

-Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 5 прямоугольников, после чтения каждой строфы закрасьте прямоугольник тем цветом, какое чувство и настроение у вас возникло.

(слайд 8)Подготовка к выразительному чтению.

Чтение первой строфы- восторженность, призыв.

Чтение второй строфы-тревожность, тоска, печаль, последняя строка- радостное удивление.

Чтение третьей строфы-восторг, радость, чувство любования картинами природы.

Чтение четвертой строфы-чувство спокойствия,  удовлетворения, мечтательность.

Чтение пятой строфы-предвкушение удовольствия приятных впечатлений.

(слайд 9) Строфа-определение понятия.

Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок.

Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.

Познавательные: обще-учебные умения:  умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками,  умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

VII этап.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (6 мин)

Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

 Работа в группах-детям раздаются вопросы.

Чтение первой строфы

-Какое настроение выражено?

-Какие слова и выражения подтверждают настроение?

- Какие чувства?

-Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?

-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.

Чтение второй строфы.

-Давайте понаблюдаем как рождается радость.

-Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?

-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?

-Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро?

Чтение третьей строфы.

Дети читают её самостоятельно.

-Какой вы себе представили комнату?

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь».

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение четвертой строфы. 

-Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими.

-Что такое эпитеты?

-Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

-Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется  ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ

-Давайте сравним настроение двух частей.

Чтение пятой строфы.

О чем мечтает поэт?    Почему он называет коня нетерпеливым? Присутствует ли здесь восторг?

Работают в группах.

Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное.

Коммуникативные:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:  самооценка.

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса  и результатов деятельности

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (8мин)

Цель: применение

способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Слушание музыки Антонио Вивальди и тихое чтение стихотворения.

Антонио Вивальди -1723г. (итал.) гениально описывает начало зимы, когда народ сначала мерзнет от зимней стужи, затем греется у домашнего очага и ликует, катаясь на коньках по застывшему льду.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

-Как вы прочитаете эти слова?

(слайды 11-26)

Просмотр слайдов с изображением природы и читаем стихотворение

Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение.

Слушание музыки Вивальди.

Просматриваем слайды с изображением картин природы и читают стихотворение Пушкина.

Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.

Познавательные:

построение речевых высказываний,

выведение следствий.

IX. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин)

Цель: учить

анализировать

собственную

деятельность на уроке,

оценивать своё

эмоциональное

состояние.

Наклейте кружочки того цвета, который соответствует вашему настроению

Домашнее задание:

 - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

- А кому захотелось изобразить на листе одну из строф?

Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

Дети выходят к доске и наклеивают кружочки, составляя снежинку.

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебном действии; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей полно и точно.

-Какое настроение выражено?

-Какие слова и выражения подтверждают настроение?

- Какие чувства?

-Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?

-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.

Чтение второй строфы.

-Давайте понаблюдаем как рождается радость.

-Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?

-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...

Технологическая карта литературного чтения (слушание) 1 класс В.Г.Сутеев "Ёлка"

Технологическая карта литературного чтения (слушание) 1 класс В.Г.Сутеев "Ёлка"....

Технологическая карта. Литературное чтение 3 класс.

Технологическая карта. Литературное чтение 3 класс....

Технологическая карта литературное чтение Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Б. Заходер «Песенки Винни Пуха» Цели деятельности учителя: развитие и совершенствование навыков выразительно­го чтения, умение ставить вопросы по прочитанному материал...

Технологическая карта. Литературное чтение. Сирень. 4 класс.

Конспект урока по литературному чтению.А. Кушнер "Сирень". Картина П. Кончаловского "Сирень"...